Литературно-музыкальная композиция "Согласье золотых колоколов"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: развитие эстетических чувств, понимания исторического развития России, ее культуры, воспитание любви к Родине.

Оформление и оборудование:

  • Экран;
  • фильмоскоп; видео-двойка; музыкальный центр;
  • 4 свечина задние сцены: 3 купола;
  • на кулисах: “Согласье золотых колоколов”.

Эпиграф: “Колокол – это символ России, ее голос, глас, который вновь обрел силу. Это душа русского человека – открытая и громкоголосая”.

Форма: литературно – музыкальная композиция.

Звуковое сопровождение:

  • Колокольные звоны Москвы– пасхальный, благовест, праздничный, набат;
  • Архангельские перезвоны – праздничный;
  • Песня Козлова “Вечерний звон”;
  • Музыка из сюиты П.Свиридова “Время, вперед”.

Видеосопровождение:

  • Диафильм: “Сказание о граде Китеже”.
  • Отрывок из к/ф Тарковского “Андрей Рублев” – “Страсти по Андрею”.

Действующие лица: 2 ведущих, чтецы.

(Тихо звучит песня “Вечерний звон”, ведущий обращается к залу”).

Ведущий 1: В этой песне передано ощущение тишины и покоя, состояние легкой печали.

– Сегодня мы поговорим о том, что такое колокола, чем они были изначально и чем стали для русского человека с течением времени.

(На фоне колокольного звона – Архангельский праздничный звон чтец читает стихотворение).

Чтец:

Колокола!
Ваш звучный звон
Язык земли,
Меня вскормившей.
Живет в вас радость,
Клич и стон,
Как отголосок
Жизни бывшей.
Той, что не стаяла, как дым,
В кострах высоких Чингисхана,
Не гибла под пятою пана,
Не стлалась ковылем седым.
Той, что под глас:
“Иду – на вы!”
Несметно войско поднимала
И не склоняло головы –
На поле брани оставляла.
Колокола – Руси венец,
Червонным золотом горящий,
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим.

Ведущий 2: Колокола… На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь человека. “Малиновые” перезвоны указывали дорогу заблудившемуся путнику вещали набатом о грозящем бедствии. “Рожь чище звона”, “слова что звон”, “голос чище звона” – так говорили о том, что достойно было высшей, оценки и похвалы. (Аудио запись).

Ведущий 1: А как отозвались колокола в русской литературе! Их звон слышен от стародавних времен вплоть до наших дней, о них писали Пушкин, Гоголь, Короленко, Салтыков – Щедрин, Тютчев, Некрасов, Бунин, Ахматова, Блок, Есенин и многие другие.

Чтец:

Не спят, не помнят, не торгуют
Над черным городом, как стон,
Стоит, терзая ночь глухую,
Торжественный пасхальный звон.
Над человеческим созданием,
Которое он в землю вбил,
Над смрадом, смертью и страданьем
Трезвонит до потери сил!...
(А.Блок).

(Звучит пасхальный звон – Колокольные звоны Москвы)

Чтец:

День православного Востока,
Святись, святись великий день,
Развей свой благовест широко.
И всю Россию им одень!
Но и святой Руси пределом
Его призыва не стесняй:
Пусть слышен, будет в мире целом,
Пускай он льется через край.

(Звучит Благовест – Колокольные звоны Москвы).

Ведущий 2: А сколько легенд, сказаний сложено о колоколах,– о раскаявшемся под звон благовеста грешнике, душегубе – разбойнике, об ушедшем под воду граде Китеже, о колоколах, покидающих колокольни, самовольно звонящих.

(Читается легенда. Показ фрагмента фильма “Сказание о невидимом Граде Китеже. См. Приложение 1 ).

Ведущий 1: Русские придавали колоколам чрезвычайно важное значение. Возьмем, к примеру, обычай пленения колоколов. Он идет из глубокой древности и прослеживается вплоть до 18 века.

  • 1146 год – князь Изяслав снял колокола в Киеве.
  • 1266год – полоцкий князь Всеслав пленяет новгородские колокола.
  • 1338 год – Иван Калита перенес колокола из Тверского Спасского собора в Москву.
  • 1481 год – псковичи привезли великому князю 8 немецких пленных колоколов.

Ведущий 2: Во время войны Алексея Михайловича с Польшей (1654-1657) во многие города России и даже в Сибирь вместе с поляками и литовцами были сосланы пленные колокола. У побежденных брали то, что являлось национальной святыней. После мирного договора, завершившего Северную войну, жителям Нарвы вернули кирху, ранее обращенную в православную церковь, но по приказанию князя А. Меньшикова колокола не должны были звонить на чужой церкви, не могли оставаться в “плену”.

Ведущий 1: Колокола гибли во время пожаров, лопались от неосторожного обращения, а треснувший колокол – уже погибший. Хоть и запаяешь, а звона того все равно не будет. Так что русские колокола делили свою судьбу с судьбой русского народа, и они, как многие наши соотечественники, не оказались в стороне от бед, их не обошли стороной, как пишет летописец, “ужасы, доселе невиданные и не слыханные”.

Ведущий 2: Колокола наказывали, как живые существа – у них вырывали язык, лишая их голоса, пороли плетьми, отправляли в ссылку. Многое может рассказать колокол. Ведь он грустил и радовался вместе с Россией, с русским народом.

Мощно и грозно звучал колокольный призыв в годы бедствий (кадры из фильма “Александр Невский” или звук набатного колокола). Наполнял душу радостью тихий благовест (звуки благовеста).

Ведущий 2: Колокольный звон встречал возвращавшихся с победой воинов Александра Невского, полки Дмитрия Донского с Куликова поля, войска Ивана Грозного после взятия Казани, ополчение Минина и Пожарского, солдат Суворова.

Русские колокола славили подвиги русского народа!

Ведущий 1: (под тихую мелодию песни “Вечерний звон”, сл. И. Козлова).

Вся жизнь русского человека проходила под звуки колокола: под него он рождался, рос, с ним работал, веселился, растил детей и успокаивался на погосте, то есть умирал.

Чтец 1: (под звуки набата)

Чу! На башне бьют набат!
То пожар!
Словно жар,
Небо рдеет,
Но не утро то алеет.
Чу! Тревога…
Стук и гром …
Дым кругом…

Чтец 2:

С колокольни, будто стон,
Похоронный льется звон.
Грустно стонет меди звук унылый
Над отошедшим в дальний путь могилы.

Ведущий 2: Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звуках верующим слышалась человеческая речь. По рассказам жителей Ярославской губернии, как – то перевозили с завода два новеньких, отлитых одновременно колокола. При переправе через реку один колокол утонул, да так и остался на дне реки. Второй довезли и повесили на колокольне. Однако звон его всегда печален, и в нем можно было расслышать слова: “Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит”.

Ведущий 1: По народным поверьям, влиянию ночного колокола не может противостоять никакая нечистая сила, и ее шабаш тот час же прекращается с первым ударом, так же теряет силу всякое колдовство, всякое гадание.

Ведущий 2: А недавно ученые установили удивительный, но вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут многие болезнетворные микробы и вирусы гриппа. Становится понятным, почему до революции эпидемий гриппа почти не было. Говорят, когда звонишь в колокол, душа словно светлее становится, даже вроде дышать легче. (Звуки благовеста – колокольные звоны Москвы).

Ведущий 1: Родиной колокольного звона считаются Нидерланды. Очень любили колокола в Англии. При церквах и соборах существовали общества звонарей. Они устраивали целые концерты. Но нигде не почитали так колокольный звон, как в России. Без этих особенных звуков, вдруг разливающихся над пространством полей и лесов, деревень и городов и пронизывающих душу, не мыслили своей жизни на Руси.

Ведущий 2: Для русского звуки колокола были голосом с неба. Звон невольно отрывал все мысли от земли и уносил в поднебесную высь, наполняя сердце радостным, светлым чувством, как будто в него вливалась небесная гармония, отголоски далекого рая.

Чтец:

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
(М. Лермонтов)

Ведущий 1: Благодаря этой любви церковный звон получил у нас совершенно особенное, чрезвычайное развитие, какого не встречали ни в какой другой стране. Такого звона и таких колоколов, как в России, со всем их разнообразием и величественностью, не знают другие христианские страны. Колокола и колокольчики, отлитые в России, считались лучшими в мире. И создавали их наши русские мастера.

Ведущий 2: 1530 год. Иван Афанасьев вылил для Новгорода колокол, какого раньше там не бывало, звон его, по словам летописца, уподоблялся “страшной трубе гласящей”.

Ведущий 1: Андрей Чохов отлил колокол “Реут” в 32 тонны 700 кг. 1819год – Иван Завьялов отлил для колокольни Ивана Великого в Москве колокол весом в 58 тонн 165 кг.

Ведущий 2: И, наконец, 25 ноября 1735 года закончено литье Царь – колокола весом в 201 тонну 924 кг. Лил сей колокол российский мастер Иван Федорович Моторин с сыном своим Михаилом. Высота колокола 6 метров 14 сантиметров, а диаметр – 6метров 60 сантиметров. Царь – колокол является изумительным произведением русского колокольного искусства. Он не имеет себе равных во всем мире как по величине, так и по весу.

Ведущий 1: Что касается числа колоколов, то Россия удерживает первенство перед всеми странами земли. Колокольные мастера в древнерусском государстве числились за пушечным двором. Отливка колоколов считалась делом такой же государственной важности, как и производство оружия, пушек. Лучшей аттестацией колокола или колокольчика было то, что он отлит в России. Давайте посмотрим, как рождается колокол.

(На фоне эпизода из фильма Тарковского “Страсти по Андрею” – отливка колокола чтец читает стихотворение см. Приложение 2).

(Звучит звон колокола, праздничный перезвон, Архангельские колокольные звоны).

Ведущий 2: Но не всегда колокола услаждали слух христиан. Почти семьдесят лет молчали колокола на Руси. Казалось бы. Невозможно изъять их из российской жизни, а изъяли.

Ведущий 1: В вопросе о снятии колоколов нередко ссылались на Петра 1: сам император колокола снимал. Да, Петр, который под Нарвой потерял всю артиллерию, повелел: “Со всего государства, с знатных городов, от церкви и монастырей. Собрать часть колоколов на пушки и мортиры”. Но как гласил указ, брали с церквей и монастырей не все, а только часть. И самое главное – после Северной войны все колокола были восстановлены, а в 1717 году уже был отлит колокол весом в 400 пудов, т. е. в 64 тонны.

Ведущий 2: “Советская металлопромышленность испытывает медный голод, почти такой же острый, как некогда голод, обрушившийся на Поволжье. По приблизительной статистике в Союзе насчитывается около 50 тысяч действующих церквей. Общий вес колокольной бронзы достигает 150 тысяч тонн. Изъятие колоколов может обеспечить нашей промышленности медное сырье на 3-4 года”,– писал “Огонек” за 1929год. Колокола были изъяты…

Ведущий 1: И вот, сначала в Ростове Великом, затем в Архангельске, Вологде, Чернигове, Суздале, Борисоглебске они вновь обрели голос. Вновь, как и сотни лет назад, мелодичный перезвон отрывает наши мысли от земли, наполняет сердце радостным, светлым чувством.

(Звучит Праздничный Московский колокольный звон).

Чтец:

Пусть колокол, зовя к веселью,
Пошлет младенцу свой привет,
Когда, склоняясь над колыбелью,
Мать сторожит его рассвет.
Пусть трогая сердца людские,
Потомков звоном будет звать,
Сливаться с хором литургии,
В груди скорбящего рыдать.
И что сынам земли в наследье
Во мгле готовит рок слепой,
Все отзовется в гулкой меди
Тысячекратною волной,
К единству, дружбе, благостыне
Пусть он людей зовет отныне,
И в мире то исполнит он,
Чему он нами посвящен.

Ведущий 2: В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые съезжаются любители этого прекрасного вида искусства. Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть “Золотым кольцом России”: в Суздале, Ростове Великом, которые известны своими чудесными колоколами. Тогда целый день в городах звучат колокола, и над родной землей плывут волшебные мелодии колокольной музыки.

Ведущий 1: Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке. У того, кто не научился молитве, добру, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол… Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России, о вашей судьбе!

(Слышен звон, сначала тихий, потом громкий и торжественный).

Литература

  1. Белов А.С. Когда звонят колокола.– М., 1988. – 120 с.
  2. Ефимова Л.А Колокола: Стихотворения // Музыка и время.– 2000. – № 2. – С. 69–73.
  3. Колокольные звоны России / Под ред. В. С. Мартышина. – М., 1990. – 112 с.
  4. Оловянников Н.П. История колоколов и колоколитейское искусство. – М., – 1972. – 300 с.
  5. Филиппов Л.И. Колокольные звоны // музыка и время. – 2000. – № 2. – С. 9–17.