Обучающее сочинение в форме статьи в стенгазету "О скверном и святом" (8-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  1. Научить учащихся правильно отбирать фактический материал для статьи, уметь его систематизировать;
  2. Показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление;
  3. Развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения;
  4. Воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.

Оборудование: на доске высказывания о языке, отрывки из Поучения о матерщине, аудиозапись фрагмента кинофильма “Бумер”.

Тип урока – развитие речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, урок мы начнем с вами с эмоциональной зарядки. Среди высказываний, написанных на доске, выберите то, которое наиболее близко вашему образу мыслей, настроению, и подготовьтесь выразительно прочитать его. Но есть одно условие, которое сразу покажет степень вашей сплоченности: высказывание нужно произнести хором.

Высказывания:

  1. “Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести…” В. Шефнер.
  2. “Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти”. Л. Н. Толстой.
  3. “Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал”. Народная мудрость.

– Почему вы выбрали это высказывание? (Для повышения речевой грамотности нужно читать лучшие произведения отечественной и мировой литературы).

– Продолжить наш урок мне хотелось бы одной легендой. Пересказ легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе: Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, та ругаешь меня с помощью языка).

– Какой вывод можно сделать на основании данной легенды? (Язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

– Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп? (Обращение к высказываниям, записанным на доске).

Вывод: данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык – явление уникальное: в нем уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

II. Подготовка к сочинению в форме статьи в стенгазету.

– На сегодняшнем уроке развития речи мы будем готовиться к сочинению в форме статьи в стенгазету, будем учиться отбирать фактический материал по теме “О скверном и святом”. Слайд 1. Тема урока. Ребята, обращаю ваше внимание на то, что тема для статьи должна быть актуальной, она должна заинтересовать читателя, заставить задуматься над поставленным вопросом.

Презентацию можно получить у автора статьи.

– Как вы думаете, почему я обратилась к данной теме? Слайд 2. Актуальность

  • По данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 70% для юношей и 53 % для девушек;
  • Государственная власть и общество также обратили внимание на острейшую социальную проблему – языковую и духовную деградацию населения страны;

Учитель анализирует результаты анкетирования учащихся и делает вывод:

Анкета (анонимная):

  1. Часто ли вы используете нецензурные слова в своей речи?
    а) В общении в “своем” кругу – 72%
    б) Использую, но очень редко – 23%
    в) вообще не использую никогда – 5%
  2. Что провоцирует вас на нецензурные слова и выражения?
    а) Не могу иначе выразить свои чувства – 35%
    б) злость на что-то или кого-то – 65%
  3. Что (или кто) является для вас источником “новых” слов и выражений?
    а) друзья – 42%
    б) улица – 58%
  4. Считаете ли вы допустимым слушать брань из уст одноклассников?
    а) Иногда можно, если нужно – 100%
    б) никогда – 0%
  5. 5. Считаете ли вы “жаргон” мусором речи?
    а) да, он загрязняет, оглупляет речь – 17%
    б) нет, так как речь подростка звучит “круче” – 83%

Итак, ребята, к большому сожалению, грубость и матерщина стали в нашей жизни почти обыденностью. Что же нужно сделать для того, чтобы ругань и мат воспринимались как зло? Вот на этот проблемный вопрос мы и попытаемся ответить.

– Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, нам нужно обратиться к истории. Готовясь к уроку, я нашла Поучение против матерщины. Автор неизвестен, но приписывается оно Иоанну Златоусту. Давайте послушаем, о чем там идет речь: (Слайд 3. Выписаны отдельные высказывания из Поучения).

– “Не подобает православным христианам матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица…тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…”

– “Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом…”

– “Третья мати-земля, от нее же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение…”

– Что же оскорбляется матерным словом? (Во-первых, Матерь Божия; во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мати” – мать-Земля).

– Дальше в Поучении говорится о том, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, которые, по-видимому, могли осмысляться как гнев земли:

“…и за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби…”

– Давайте послушаем стихотворение Э. Асадова “О скверном и святом…” (Чтение стихотворения наизусть)

Беседа по вопросам:

– К какой категории слов относятся подобные слова? (Антонимы).

В названии стихотворения лежит такой художественный прием, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов. (Определение записано на доске).

– Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”).

– Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить свое отношение к русскому мату? (“Кощунственная брань”, “площадная брань”, “сквернейшее слово”, “непристойные слова”).

– Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей).

– А теперь, ребята, выразите свое отношение к поднятой на уроке проблеме. Какой материал вы нашли? Что узнали?

Ответы учащихся:

  1. Со слов мамы, я узнала, что у русских славян считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого обругали “скверным” словом с упоминанием черта, дьявола, ведьмы могли унести по поверью злые силы. Нельзя было браниться в доме при иконах, при печке (по поверью этого не выносил Домовой). В дом, где бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают свое жилище. Вот поэтому у нас в доме никто не ругается.
  2. А я нашла информацию об одном интересном обычае, существующем в американских семьях. Когда дети приносят с улицы “мерзкие” слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом. И это вовсе не наказание, а простая гигиена: ведь “скверные” слова пачкают и рот, и душу. Я думаю, неплохо было бы и нам учредить подобный обычай!
  3. Я считаю, что нельзя употреблять “скверные” слова, так как матерщина оскорбляет Мать сыру Землю, Богородицу (мать Иисуса Христа и родную мать человека). Среди легенд о происхождении матерщины есть одна, записанная на Смоленщине. В ней говорится о человеке, которого попутал дьявол. Человек этот убил отца своего и женился на своей матери. С тех пор и пошла у нас матерная брань.
  4. Я иногда употребляю в своей речи нецензурные слова. У меня много друзей, которые старше меня, и мне хочется в их кампании выглядеть взрослым, знающим. Теперь я понял, что ругаться очень плохо, так как это большой грех!

– Давайте подведем итог этой части урока.

Вывод: Наш язык очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык – “это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”.

III. Психологический тренинг “Комплимент”.

Ребята, повернитесь и посмотрите на своего соседа, соседку. Улыбнитесь и скажите человеку что-либо хорошее, обязательно назвав его по имени и глядя прямо в глаза.

Учитель первым говорит комплимент одному из ребят. Затем это делают все желающие.

IV. Просмотр отрывка из фильма “Бумер”.

– Ребята, кроме бранной лексики, есть еще одна опасная болезнь – жаргонизация нашей речи. В этом вы убедились, просмотрев отрывок из фильма “Бумер”. (Учащиеся называют жаргонные слова: чего “базаришь”, на “бабки” “кинуть” хотят, что за “терки” (дела), на хрена упала, “беспредел” и т. д.) Жаргон так же прилипчив, как и мат. Порой я слышу, как и вы в своей речи употребляете подобные слова. Например: человека недостойного поведения вы называете “чмом”, в столовую вы бежите “похавать”, а не пообедать, на дискотеку вы ходите “потусоваться”.

– Давайте посмотрим, как образовалось это слово. Слово “тусоваться” родственно слову “туча”, от этого же корня произошло слово “тысяча”. Значит, “тусовка” – это туча, тысяча людей. Но согласно гипотезе, от этого же индоеврейского корня tus произошло слово “тухлый”. Значит, кто собирается на тусовке? Слайд 4. (Запись: индоевр. *tus – туча, тысяча, тухлый, тусоваться (ч//х//с).

А теперь давайте проведем небольшой эксперимент. Мы сначала послушаем на языке жаргона фрагмент сказки А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане…”, а потом традиционную, литературную версию сказки.

1. Фрагмент сказки А.С. Пушкина на языке жаргона:

Три янгицы под уиндом
Пряли поздно ивнингом.
– Кабы я была кингица, –
Спичит ферстая герлица, –
Я б для фазера – кинга
Супер-сейшен собрала.
– Кабы я была кингица, –
Спичит новая герлица, –
Я б для фазера-кинга
Борнанула б чилдрена!
Только выспичить успела,
Дор тихонько заскрипела,
И в светлицу фазер кам,
На ходу жуя чуингам.
Во весь тайм оф разговора
Он стоял бихайнд зе дора.
Спич последней по всему
Крепко лавнулся ему.

2. Литературный вариант сказки А.С. Пушкина.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
– Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
– Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
– Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.

– Какой из вариантов вы бы оставили своим потомкам? Почему?

– Что теряется в жаргонном варианте? (В жаргонном варианте теряется смысл произведения, красота изложения, доброта, непосредственность.)

Вывод: жаргон – это явление временное, он не может отразить интеллектуальную и поэтическую стороны жизни.

– Выразите свое отношение к жаргону.

Ответы учащихся:

  1. К сожалению, наша устная речь усыпана жаргонами: сечешь, потрясно, клево, фигеть, тачка и др. На уроке мы убедились в том, как уродливо на языке жаргона прозвучал фрагмент сказки А. С. Пушкина. Мы увидели, что в жаргонном варианте теряется смысл произведения, красота изложения, непосредственность. Именно поэтому я жаргону объявляю войну.
  2. К сожалению, наша устная речь усыпана жаргонами. Например, того, кто все учит досконально, мы называем “ботаником”, родителей – “предками”, машину – “тачкой”, тревогу – “шухером” и т. д. Подумайте, ведь это оглупляет нашу речь, делает ее бедной, невыразительной. Поэтому я за чистоту речи!

Вывод: Кто любит свой язык, кто годится им, должен выступать против употребления в своей речи жаргонизмов и “скверных” слов.

Назовите слова, святые для каждого человека (учащиеся по очереди называют их: Родина, Отчизна, честь, доблесть, совесть, верность, труд, долг, свобода, братство, геройство, единство, мир, щедрость, доброта, вдохновение, учитель, родители, милосердие, нравственность, благородство и т. д.).

И в заключение урока ответьте на вопросы:

– Можем ли мы изменить собственную речь?

– Как вы думаете, что нужно для этого сделать? Ответы учащихся:

  1. Для повышения речевой грамотности нужно больше читать.
  2. Нужно пользоваться различными словарями. Их много, и задачи у них разные. Например, если мы откроем словарь синонимов, найдем слово “скабрезный”, читаем к нему синонимы – неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный и т. д.).

– Мне бы, ребята, хотелось вам дать совет: не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться.

V. Определение композиции сочинения.

I. Тезис.

– Какую мысль будем доказывать? (Ругань, мат – антиобщественное явление и воспринимать их нужно как зло).

II. Аргументы.

Какие доводы мы выскажем, какие приведем доказательства?

  1. Легенды о происхождении матерщины (смоленская легенда).
  2. Поучение против матерщины. (1. В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Богородицу (мать Иисуса Христа), родную мать человека и Мать-землю; 2. Матерная брань наказывается стихийными бедствиями).
  3. Стихотворение Э. Асадова “О скверном и святом…”. (Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить свое отношение к мату?).

III. Примеры.

  1. Традиции русских славян (нельзя было браниться в доме при иконах, при печке; считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернуться от своих родителей).
  2. Обычай, существующий в американских семьях.

IV. Вывод. (Высказать свое отношение к данной проблеме, например: Скверные слова засоряют и огрубляют нашу речь. Они губительно действуют и на самих говорящих, и на окружающих. Поэтому им должна быть объявлена война).

VI. Работа над языком сочинения.

  1. Должны помнить, что статья в газету может содержать призывы, советы. Примеры обращений: Друзья! Ребята! Школьники! и т. д., возможные формы побудительных предложений: Посмотрите… Послушайте… Подумайте…
  2. Возможные односоставные предложения: Смотришь, например… Непременно хочется…Хорошо бы…
  3. Для связи аргументов с тезисом в статье могут использоваться союзы (так как, потому что, хотя, тем не менее и др.), поясняющая интонация, вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец и др.
  4. Вывод обычно присоединяется словами итак, поэтому, следовательно, таким образом.

VII. Подведение итогов:

– Что нового узнали на уроке?

– Что понравилось и почему?

– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы изменить собственную речь?

Напоследок я дам вам совет: не давайте слову опережать мысли, подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться. Напишите 10, по вашему мнению, святых слов и запомните их.

VIII. Домашнее задание:

Написать в школьную стенгазету статью на тему “О скверном и святом…” или в письменном виде изложить свою систему борьбы с нецензурной бранью на уровне класса, школы.

Презентацию можно получить у автора статьи.