Урок-исследование по теме "Судьбы крестьянства в годы коллективизации"

Разделы: История и обществознание


Цели урока и задачи урока:

  • показать, как осуществлялась коллективизация в отдельно взятой местности.;
  • углубить понятие " кулак", " коллективизация" " раскулачивание"
  • подвести учащихся к осознанию тяжелых последствий политики власти в отношении крестьянства;
  • способствовать вовлечению ребят в поисково- исследовательскую деятельность;
  • развитие умений анализировать разнообразные исторические источники, объяснять, сопоставлять факты и давать оценку конкретным фактам и событиям прошлого.

Формы организации учебной деятельности:

  • групповая и индивидуальная работа

Методы и технологии урока:

  • исследовательский
  • проблемного обучения
  • лабораторно-практический
  • информационно-коммуникативные

Оборудование урока:

1. Дидактические материалы в форме рабочих листов (Приложение)

2. Презентация к уроку

3. Компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации слайдов.

Опережающее задание.

  • 1-я группа ребят работала над темой :Осуществление коллективизации в Ивановской области
  • 2-я Осуществление политики раскулачивания В Ивановском районе.
  • 3-я- получила задание выяснить, кто из жителей нашей местности был подвержен раскулачиванию и, как сложилась их судьба.

Источники и литература.

1. ГАИО фонды: Фр-1245. Протоколы заседаний Коляновского сельсовета; Фр-1510 Протоколы заседаний комиссий по рассмотрению жалоб раскулаченных. Фр- 1698. Списки ОГПУ по Ивановской области, назначенных к выселению.

2. Балдин К.Е. Ивановский край в истории Отечества Иваново 1998 г.

3. Околотин В.В. Власть и налоги. Иваново 2002 г.

4. История образования колхозов в Коляновском сельсовете// Сборник краеведческих работ учащихся Ивановского района . Иваново 2002 г.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

(На фоне слайдов иллюстрирующих движение по этапу ссыльных учитель читает строки из " Нарымской хроники" Макшеева)

Бесконечной вереницей растягивались по зимнику обозы с ссыльными крестьянскими семьями. На санях бабы с укутанными в тряпье ребятишками, узлы и сундуки со скарбом.

Ругаются обозники, мороз пробирает худую одежонку, и кажется, нет конца этому пути. Распустило зимник, пришла весна 1931г, и тысячи ссыльных стали отправлять на места водным путем. И поплыли по Оби и ее притокам тяжело груженые баржи. Безостановочно шли они, лишь изредка притыкаясь к безлюдному берегу, чтобы снести по трапу и схоронить умерших в пути. И опять дальше на север, в тайгу, в чащобник, на комарье. Чтобы эти люди не мешали стоить "светлое будущее"

Учитель: О событиях какого периода в истории нашей страны напоминают вам эти строки?

- Ответы учащихся.

Учитель. Издревле Россия была крестьянской страной. Крестьяне составляли большинство населения, их труд кормил и одевал Россию. Во время революции и гражданской войны существенная часть крестьянства поддерживала большевиков, поскольку их правительство обещало народу долгожданную землю. И действительно, пахотная земля была передана в пользование крестьянам и разделена между семьями по числу едоков. Однако обретенное счастье продолжалось недолго. В 1929г в деревнях началась "сплошная коллективизация",сопровождающаяся политикой ликвидации кулачества как класса(Слайд №2) По оценкам некоторых историков всего за годы коллективизации было раскулачено около миллиона крестьянских хозяйств. Сегодня политика власти в деревне в годы коллективизации воспринимается как символ сталинского произвола и беззакония. А может это все сильно преувеличено? В этом нам с вами и предстоит сегодня разобраться.

Учителем сообщается тема урока.

Предметом нашего исследования на уроке является политика власти в деревне годы коллективизации

Объект исследования - судьбы крестьянства нашей местности

Задачи урока: выяснить, как осуществлялась коллективизация в нашей местности и как она отразилась на судьбах ее жителей.

Выступление Группы №1 по теме "Осуществление коллективизации в нашем крае" Тезисы выступления учащихся.

Ивановская область не являлась важной житницей страны. Успехи в колхозном строительстве были более чем скромны. К концу 1929г колхозы объединяли 1,7 % крестьянских хозяйств. Массовая организация колхозов началась в начале 1930г.

Образование колхозов сопровождалось большой агитационной работой. Так Коляновской партийной ячейкой издавалась своя газета, которая так и называлась " Колхозник" С первых же дней партийные и советские работники стремились форсировать темпы. Уже на 1 марта 1930г в колхозы были объединены 34% хозяйств. В нашей местности колхозы стали появляться в 1931г. Из 160 хозяйств лишь 48 вступили в колхоз. Документы свидетельствуют о слабой материальной стороне колхозов.

Группа ребят, встретившаяся с местными жителями сообщает классу о результатах своей работы, знакомит класс не только с документами, но и записями воспоминаний жителей Особое впечатление на ребят произвел рассказ жительницы д. Лысново Ковалевой Н. И, семья которой была раскулачена в годы коллективизации.

Работа с классом: обсуждение выступлений учащихся, ответы на поставленные вопросы.

Учитель: Как отнеслось крестьянство к проводимой политике в деревне?

- Ответы учащихся.

Для конкретизации ответов классу предлагается поработать с документами Рабочего листа №1 (Приложение №1) и ответить на поставленные вопросы к документам.

В ответах учащиеся отмечают, что беспокойство как районной, так и областной власти вызывал забой скота крестьянами, неодобрительное отношение части сельских жителей к вопросу организации выводы цитатами из документов). Они обращают внимание на разные меры наказания за одно и то же правонарушение, связывая это с политикой, направленной на ликвидацию кулачества как класса.

Учитель:

Как вы думаете, почему крестьяне забивали имеющийся скот?

Учащиеся высказывают разные точки зрения ,при этом отмечая, боязнь крестьян более-менее крепких хозяйств быть раскулаченными.

Учитель просит вспоминать класс,что подразумевается под термином "раскулачиванием".Далее внимание учащихся акцентируется на строках стихотворения жителя д. Игнатово Бориса Карева, опубликованных в газете "Колхозник", издаваемой местной партийной ячейкой .(Слайд№3)

На деревне кулак, всюду разный везде,
Он наш классовый враг, он вредитель в стране.
Он колхоз подорвать всей душой норовит.
Сев весенний сорвать его мысль говорит
Не удастся, кулак, надо колхозная рать.
Вас осталось совсем единицы одни
Мы допускаем вас за последние дни.

Вопрос к классу.

  1. Какой образ кулака представлен в стихотворении?
  2. Какие методы борьбы с кулачеством предлагает автор?
  3. О чем это может свидетельствовать?

Учитель подводит итог.

Итак, мощная пропагандистская машина сознательно внедряла в умы людей необходимость борьбы с кулачеством как с врагом, намеренно мешающим социалистическому переустройству деревни.

Кого же считали кулаком, по каким признакам хозяйство относили к кулацкому?

Классу предлагается поработать с Рабочим листом  №2: "Списки хозяйств, назначенных к выселению за пределы ИПО" (Приложение №2) и ответить на поставленные вопросы.

В ходе работы ребята выделяют признаки кулацких хозяйств и приходят к выводу, что чуть ли не каждый третий крестьянский двор мог быть отнесен к кулацкому по какому-либо одному из выделенных признаков.

Учитель акцентирует внимание на то, что местным комитетам предоставлялось право вносить необходимые изменения в перечень признаков и утверждать их.

Вопрос к классу: Как вы думаете, к чему это могло привести в деревне?

- Ответы учащихся.

Как же проводилась политика раскулачивания в нашем крае и в нашей местности?

Выступление группы № 2.

В ходе своего выступления ребята знакомят класс со следующими фактами и комментируют их.

Число хозяйств, признанных кулацкими по области в 1930 г. составило 30 тыс..

В мае 1931 г. началась новая волна репрессий в отношении крестьянства. К выселению было назначено еще 5 тысяч хозяйств. Среди них семьи наших земляков: Проскуриных, Козловых, Дуденковых (Слайд №4)

Работав группах с Рабочим листом №3 (Приложение 3)

(учащиеся обращают внимание на жестокую разверстку сверху заданий для районов области, на перегибы допущенные местными властями в погоне за выполнением "планов " по раскулачиванию.)

Учитель. Во время работы с фондами архива мы с ребятами натолкнулись на один документ. Это письмо нашего земляка, жителя д. Запольново Виктора Галанцева. (Слайд №5) Ребята знакомят класс с письмом. (Приложение 4)

Далее учитель сообщает, что хозяйство Галнцевых в 1920-е гг. относилось к числу зажиточных: земли 45 десятин, дом со всеми постройками, 2 лошади, 3 коровы. Женившись, Виктор получил от отца половину дома, амбар, землю, лошадь и корову. Однако перемены в политике власти видимо насторожили его. Он сдал земли в Запольновский колхоз и уехал жить и работать в Иваново-Вознесенск. Там он был арестован и сослан вместе с семьей в г. Магнитогорск.

Вопрос к классу: Что стало причиной ареста В. Галанцева?

Какие права личности в данном случае были нарушены?

(работа учащихся в группах с текстом письма)

Учитель. Как вы думаете, какова дальнейшая судьба В. Галанцева?

(версии учащихся)

Выслушав учащихся ,учитель сообщает, что заявление Галанцева было рассмотрено на заседании Лежневского райисполкома в сентябре 1933.Решение комиссии по делу Галанцева было следующим: " Виктору Андреевичу Галанцеву в вопросе о возвращении из ссылки как сыну эксплуататора отказать.

Лишь в 1997 г. в результате деятельности в нашей области комиссии по изучению материалов, связанных с репрессиями, В. Галанцев был реабилитирован.

Заключительный этап урока.

Ответы учащихся на вопросы в начале урока

Какова цель политики раскулачивания и как это сказалось на судьбах наших односельчан?

Ожидаемые ответы учащихся:

  • обеспечение колхозов материальной базой;
  • мера устрашения, необходимая для воздействия на крестьянство в целях ускорения процесса коллективизации;
  • борьба с "кулаками и подкулачниками" укрепляла формирующееся тоталитарное государство.
  • политика носила репрессивный характер, переломала множество человеческих судеб.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать эссе: "Мое отношение к политике власти в деревне в годы коллективизации".