Урок обучения грамоте: "Звук [а]. Буква А"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с буквой, обозначающей звук [а],
  • учить находить в словах букву А;
  • развивать фонематический слух, внимание, формировать умение рассказывать;
  • продолжить работу над слого-звуковым анализом слова.

Ход урока

Организационный момент.

- Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он кислый. А сейчас "съешьте" по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения. Что использовали? (Мимику, жесты.)

- А сейчас, ребята, покажите карточки, с каким настроением вы пришли сегодня в школу. (Дети показывают карточки: зелёный цвет - хорошее настроение, красный цвет - плохое настроение.)

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. (Учитель показывает картинку замка.)

- В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, её зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

III. Повторение пройденного.

- На какие две группы можно разделить звуки (буквы)? (Гласные и согласные.)

- Как отличить гласный от согласного?

- Как вы думаете, кому живётся легче, гласным или согласным?

- Конечно, гласным. Они свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Гласные звуки очень музыкальные.

IV. Работа по теме урока.

1.- Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Анна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а].)

- Анна предлагает нам спеть этот звук на мотив любой знакомой детской песенки. (Дети поют.)

2. Работа с букварём.

- Определите, с какого звука начинается слово АЗБУКА?

- Какой звук произносит мальчик? Как вы догадались? Произнесите этот звук сами (используем зеркальце)

- Какой это звук: согласный или гласный? Докажите.

- Правильно, ребята. Звук [а]- гласный. Гласные звуки поселились в нашем Красном замке.

3. Игра "Поймай звук".

Учитель произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а].

- Фея Анна живёт в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем. Ребята, назовите слова со звуком [а].

- А сейчас послушайте слова. Где находится звук [а] - в начале, в середине или в конце. Покажите .( Дети для показа используют разрезанную картинку птички. Голова обозначает, что звук мы слышим в начале слова, грудка - в середине, хвостик - в конце слова.)

- Что это? (Это глобус.)

- Правильно, дети. Это модель нашей Земли. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука [а]. Вот - Америка. Есть Южная и Северная Америка. А сейчас мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолёте сделаем перелёт на Южный полюс холода. Это - Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где ещё жарко? (В Африке.)

- Повторите, где мы с вами побывали?

- Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы.

Физкультминутка.

- Я буду называть слова. Если в них вы услышите звук(а), вы низко наклоняетесь вперёд, если этого звука нет, поворачиваете голову сначала налево, затем направо.

4. Звук [а] обозначается буквой А. На что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

- Буква А очень важная, с неё начинается русский алфавит.

(Можно предложить детям выложить эту букву из счётных палочек, из трёх пальчиков или напечатать в тетради по чтению.)

- Встаньте те дети, чьи имена или фамилии начинаются с изучаемой буквы.

- Найдите, где домик буквы А в нашей классной азбуке.

- Рассмотрите печатные и письменные буквы.

- Где вы можете встретить печатные буквы? А письменные?

- Сколько вы видите печатных букв? Письменных?

- Почему букв по две?

- Для чего нужны заглавные буквы? Строчные?

- С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, озёр, деревень и др. Об этом мы ещё будем говорить на уроках.

- Где всегда пишутся заглавные буквы в слове? (В начале слова.)

- Можно ли их "встретить" в середине или в конце слов? Почему?

- Давайте найдём букву А среди других букв и обведём её.

5. Работа со схемами слов ( стр. 23).

- Назовите изображённые предметы. (Маки, астра, ландыш.)

- Назовите предметы одним словом. ( Цветы.)

- Назовите первое слово. ( Маки.)

- Сколько в этом слове звуков? Произнесите каждый звук. Какой он? Какие цвета будете использовать в схеме?

(Аналогично проводится работа с двумя другими словами.)

6. Работа с предложениями.

- Перед вами пиктограмма - рисуночное письмо. Прочитайте первое предложение.

(Варианты ответов: Малина сладкая, а лимон кислый. Малина нравится, а лимон нет.)

- Что вам помогло определить второе и последнее слово? (Мимика.)

- Сколько слов в предложении? Какое слово третье?

Чтение следующих предложений.

Перо лёгкое, а гиря тяжёлая.

Перо белое, а гиря чёрная.

Кит большой, а рыбка маленькая.

Вопросы- "ловушки". Можно ли так говорить?

Заяц белый, а волк злой.

Жук маленький, а бабочка красивая.

(Дайте варианты исправления этих предложений. Например: Жук маленький, а бабочка большая.)

7. Работа с предложениями, состоящими из одного слова и с разными знаками препинания.

- Рассмотрите картинку. Расскажите, что на ней изображено? Прочитайте предложение.

Несколько детей пробуют читать это предложение; предлагаю разыграть сценку.

Разыгрывание второй ситуации. Один ученик задаёт любой вопрос. Второй произносит: "А?"

- Какие средства устной речи использовали? (Жесты, интонацию.)

Рассматриваем третью картинку и запись под ней. Сравниваем запись первого и третьего предложений.

V. Итог урока.

- С каким звуком и буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Охарактеризуйте их.