Цели:
- познакомить с буквой, обозначающей звук [а],
- учить находить в словах букву А;
- развивать фонематический слух, внимание, формировать умение рассказывать;
- продолжить работу над слого-звуковым анализом слова.
Ход урока
Организационный момент.
- Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он кислый. А сейчас "съешьте" по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения. Что использовали? (Мимику, жесты.)
- А сейчас, ребята, покажите карточки, с каким настроением вы пришли сегодня в школу. (Дети показывают карточки: зелёный цвет - хорошее настроение, красный цвет - плохое настроение.)
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах. (Учитель показывает картинку замка.)
- В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, её зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.
III. Повторение пройденного.
- На какие две группы можно разделить звуки (буквы)? (Гласные и согласные.)
- Как отличить гласный от согласного?
- Как вы думаете, кому живётся легче, гласным или согласным?
- Конечно, гласным. Они свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Гласные звуки очень музыкальные.
IV. Работа по теме урока.
1.- Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Анна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звук [а].)
- Анна предлагает нам спеть этот звук на мотив любой знакомой детской песенки. (Дети поют.)
2. Работа с букварём.
- Определите, с какого звука начинается слово АЗБУКА?
- Какой звук произносит мальчик? Как вы догадались? Произнесите этот звук сами (используем зеркальце)
- Какой это звук: согласный или гласный? Докажите.
- Правильно, ребята. Звук [а]- гласный. Гласные звуки поселились в нашем Красном замке.
3. Игра "Поймай звук".
Учитель произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук [а].
- Фея Анна живёт в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем. Ребята, назовите слова со звуком [а].
- А сейчас послушайте слова. Где находится звук [а] - в начале, в середине или в конце. Покажите .( Дети для показа используют разрезанную картинку птички. Голова обозначает, что звук мы слышим в начале слова, грудка - в середине, хвостик - в конце слова.)
- Что это? (Это глобус.)
- Правильно, дети. Это модель нашей Земли. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука [а]. Вот - Америка. Есть Южная и Северная Америка. А сейчас мы отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолёте сделаем перелёт на Южный полюс холода. Это - Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где ещё жарко? (В Африке.)
- Повторите, где мы с вами побывали?
- Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы.
Физкультминутка.
- Я буду называть слова. Если в них вы услышите звук(а), вы низко наклоняетесь вперёд, если этого звука нет, поворачиваете голову сначала налево, затем направо.
4. Звук [а] обозначается буквой А. На что похожа буква А?
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
- Буква А очень важная, с неё начинается русский алфавит.
(Можно предложить детям выложить эту букву из счётных палочек, из трёх пальчиков или напечатать в тетради по чтению.)
- Встаньте те дети, чьи имена или фамилии начинаются с изучаемой буквы.
- Найдите, где домик буквы А в нашей классной азбуке.
- Рассмотрите печатные и письменные буквы.
- Где вы можете встретить печатные буквы? А письменные?
- Сколько вы видите печатных букв? Письменных?
- Почему букв по две?
- Для чего нужны заглавные буквы? Строчные?
- С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, озёр, деревень и др. Об этом мы ещё будем говорить на уроках.
- Где всегда пишутся заглавные буквы в слове? (В начале слова.)
- Можно ли их "встретить" в середине или в конце слов? Почему?
- Давайте найдём букву А среди других букв и обведём её.
5. Работа со схемами слов ( стр. 23).
- Назовите изображённые предметы. (Маки, астра, ландыш.)
- Назовите предметы одним словом. ( Цветы.)
- Назовите первое слово. ( Маки.)
- Сколько в этом слове звуков? Произнесите каждый звук. Какой он? Какие цвета будете использовать в схеме?
(Аналогично проводится работа с двумя другими словами.)
6. Работа с предложениями.
- Перед вами пиктограмма - рисуночное письмо. Прочитайте первое предложение.
(Варианты ответов: Малина сладкая, а лимон кислый. Малина нравится, а лимон нет.)
- Что вам помогло определить второе и последнее слово? (Мимика.)
- Сколько слов в предложении? Какое слово третье?
Чтение следующих предложений.
Перо лёгкое, а гиря тяжёлая.
Перо белое, а гиря чёрная.
Кит большой, а рыбка маленькая.
Вопросы- "ловушки". Можно ли так говорить?
Заяц белый, а волк злой.
Жук маленький, а бабочка красивая.
(Дайте варианты исправления этих предложений. Например: Жук маленький, а бабочка большая.)
7. Работа с предложениями, состоящими из одного слова и с разными знаками препинания.
- Рассмотрите картинку. Расскажите, что на ней изображено? Прочитайте предложение.
Несколько детей пробуют читать это предложение; предлагаю разыграть сценку.
Разыгрывание второй ситуации. Один ученик задаёт любой вопрос. Второй произносит: "А?"
- Какие средства устной речи использовали? (Жесты, интонацию.)
Рассматриваем третью картинку и запись под ней. Сравниваем запись первого и третьего предложений.
V. Итог урока.
- С каким звуком и буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- Охарактеризуйте их.