Цели урока:
- Познакомить учащихся с крупными лексико-грамматическими группами слов, с частями речи и их особенностями .
- Развивать память и речь учащихся.
- Учить обобщать и доказывать, обосновывать свои ответы ,воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Встали ровно, подравняли ряды и тихо сели.
2. Минутка чистописания.
- Запишем число и классная работа. На минутке чистописания запишем
фф Фф фф февраль снежень вьюговей стретенье
- А теперь прочитайте предложение и постарайтесь его запомнить.
Мороз и метели под февраль налетели.
- Закрываю его, запишите по памяти.
3. Словарная работа:
Комн:та , м:тро , п:том,:сина, :бед.
- Какая орфограмм пропущена?
(непроверяемая безударная гласная)
4. Работа над новой темой:
- Ребята, а из чего состоит наша речь ?(из слов)
Все слова живут в стране, которая называется Речь. В эту страну сегодня мы отправимся. Мы живём в Кинель-Черкассах называемся кинель-черкассцы, кто живёт в Москве-москвичи. А те, кто живет в нашей стране Речи-Части речи.
- Запишем её в тетрадь:
Части речи.
Итак, каждое слово-часть речи. Мы двинулись в путь. Вот первый домик:
- Кто здесь живёт?
Вы сами догадайтесь, что они обозначают, вы мне скажите эти слова:
Итак: солнце, дом, дерево, ученик, птица, парта.
- Что обозначают? (предметы)
Да здесь живут слова, которые обозначают предметы, явления природы, живые существа, события, абстрактные понятия.
- А кто знает, как они называются?
Имена существительные.
- На какие вопросы отвечают? (кто? что?)
Ученик , дом.
Давайте обобщим, что же обозначают имена существительные? Запишите в тетрадь два слова.
Имена существительные:
Ученик, дом.
Идём дальше. Смотрите ещё домик. Интересно кто в нём живёт?
А вот и хозяева. Давайте познакомимся, (читаю слова:) зелёный, большой, сильный, пушистый.
- Как они называются?
- Что обозначают?
(Имена прилагательные обозначают признак предмета.)
- На какие вопросы отвечают? какой? какая? какое? какие?
Значит: часть речи, которая обозначает признак предмета, называется имя прилагательное.
- Запишите в тетрадь два слова имен прилагательных: зелёный, большой.
5. Физминутка.
Существительное - школа.
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
(дети выполняют движения)
- А вот и третий дом. Здесь живут слова: ходит, пишет, моет.
- Что они обозначают? (действия предметов)
- Как они называются? (глаголы)
- На какие вопросы отвечают слова? что делать? что делают? что сделать?
Значит, часть речи, которая обозначает действие предмета, и отвечают на вопросы: что делать? что делают? называются глаголами.
Итак, какие же части речи живут в стране Речь? (существительные, прилагательные, глаголы)
- Чем они похожи? (части речи)
- Чем отличаются? (значениями, вопросами)
Ребята, предлог - это тоже часть речи. Назовите предлоги: (за, на, в, с)
- В стране речи живут еще и другие части речи: это наречие, местоимение, союз и другие. Но с ними вы познакомитесь в дальнейшем.
6. Закрепление пройденного.
а) Игра
Пока мы знакомились с частями речи, пошёл дождь. Чтобы дождь прекратился нужно прочитать слова и отделить части речи и записать их в три столбика:
Море, снег, красивый, белый, летит, идёт.
Молодцы дети справились!
Дождь прошел.
б) "Какое слово лишнее и почему?"
Кукла, стол, вышла, ученик, школа.
Бежит, рисует, пишет, тяжёлый.
Широкий, маленький, высота, школьный.
в) - А теперь такое задание:
Я буду загадывать предмет, а вы должны по признакам его отгадать:
- Вкусный, алый, сочный, сахарный (арбуз) - запишите.
- Старательный, послушный, вежливый (ученик) - запишите.
- Новый, кирпичный, многоэтажный? (дом) - запишите.
- Серый, голодный, зубастый (волк) - запишите.
г) Составление предложений:
- Из данных слов составьте предложение:
Зима, холодная, наступила.
(Наступила холодная зима.)
Гл. прил. сущ.
- Разберите предложение по членам предложений и назовите части речи.
7. Итог урока: Чему учились на уроке?
8. Домашнее задание: 371. с.138 - знать правило, уметь приводить примеры.