Цели урока:
- Образовательные:
- познавательные: знакомство с синонимами, их ролью в языке;
- практические: формирование умений находить синонимы в тексте, подбирать их, употреблять синонимы в своей речи.
- Развивающие: развитие творческого мышления, активности учащихся.
- Воспитательные: повысить интерес к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята!
Какие вы красивые сегодня, а какие у вас лучезарные глаза. По вашим лицам, ребята, я вижу, что вам не терпится поскорее начать урок русского языка. Мне тоже.
2. Повторение изученного.
Ребята, мы уже не первый урок путешествуем по удивительной стране русского языка – Лексика. (Слайд 1) Мы побывали с вами в некоторых городах этой страны.
- А что это за страна такая – Лексика? Щелчок. Что там изучается? Что такое лексика? (Словарный состав языка.)
Молодцы. Первым городом нашего пребывания в этой стране был город, который называется Однозначные и многозначные слова. Щелчок.
- Почему так город называется? Какие слова называются однозначными, какие многозначными?
- Сколько лексических значений имеет слово игла? (1 – инструмент для шитья; 2 – лист хвойного дерева; 3 – колючки на теле животного.)
- А сколько значений имеет слово айсберг? (1 – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.)
Следующим городом, который мы посетили в стране Лексика, был город Прямое и переносное значение слова. Щелчок.
- Что значит прямое и переносное значение слова?
- Тяжелый камень – в этом словосочетании прилагательное тяжелый употреблено в каком значении?
- А в словосочетании тяжелый характер?
- Приведите свои примеры словосочетаний со словами в прямом и переносном значении. (2-3 примера.)
Потом мы посещали город с названием Омонимы. Щелчок.
- О чем говорит название города? (Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.)
- Приведите примеры омонимов.
А сегодня мы с вами отправимся в еще один город этой страны – в город под названием Синонимы. Щелчок. Итак, откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока – Синонимы.
3. Новый материал.
Для того чтобы понять, что это такое – синонимы, мы с вами обратимся к отрывку из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». (Слайд 2)
(Учитель читает текст.)
- Назовите, пожалуйста, глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. (Собрались, сбежались, приплелись.) Щелчок. Чем интересны эти глаголы?
Давайте запишем их к себе в тетрадь.
- А как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.) Щелчок.
Запишем с новой строки и эти слова.
- Что же получается? Об одном и том же можно сказать разными словами, которые близки по смыслу, но различаются оттенками значений. Вот такие слова и называются синонимами.
- Давайте, ребята, еще раз посмотрим на записанные нами слова – собрались, сбежались, приплелись – какой частью речи являются эти слова? (Глаголы.) А слова хихикнули, засмеялись, улыбнулись?
Значит, (Слайд 3) синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексических значений.
Синонимов в русском языке очень много. Живут синонимы в специальных домиках – словарях синонимов ЩЕЛЧОК, а также и в толковых словарях.
- А теперь скажите мне, как вы поняли, что такое синонимы? (Ответы учеников.)
4. Закрепление.
1) Обратимся к упражнению №349(у), стр.145. Нам даны несколько рядов слов. Наша задача – доказать, что приведенные слова – это синонимы.
2) А теперь давайте запишем четыре слова: (Слайд 4) бежать, мчаться, катиться, нестись.
- Какой частью речи являются записанные нами слова? (Глаголы.)
- Все ли слова, записанные нами, являются синонимами? (Нет.)
- Почему глагол катиться не входит в синонимический ряд? (Он имеет другое лексическое значение.) Подчеркните этот глагол, он не входит в синонимический ряд, он – «лишний». Щелчок.
3) А теперь запишите Щелчок с новой строки существительное бой. Щелчок. Перед вами два стихотворных отрывка. (Читаю.) Найдите и выпишите из этих отрывков синонимы к существительному бой.
- Что у вас получилось? (Дети отвечают.)
- Молодцы. Щелчок. Вы верно справились с задачей.
3) Учебник наш, ребята, загрустил. Давайте заглянем в него. Упражнение №350(п). Для выполнения этого упр. мы разобьемся на группы. 1-я группа – первый ряд, 2-я группа – второй ряд, 3-я группа – третий ряд. 1-я группа будет работать с сущ. «родина», 2-я – с прилагательным «бесконечный», а 3-я – с глаголом «охранять». Запишите свои слова с новой строки. А теперь каждая группа подбирает и записывает к своему слову синонимы из упр.
(Самостоятельная работа учащихся.)
- Что у нас получилось? (Проверка.)
- А теперь у меня вопрос ко 2 группе – какой из записанных синонимов вам больше нравится?
- Давайте составим с этим прилагательным предложение. (Спросить у 1 группы.) Запишем это предложение.
- Назовите, пожалуйста, грамматическую основу этого предложения. (Отвечает 3 группа.) Выделим ее.
4) Упражнение №351(у). В этом упр. беда: синонимы потеряли друг друга. Давайте поможем им – соберем их вместе. Работаем устно. Ищем синонимы к существительному – пища; к прилагательному – тревожный; к глаголу – бросать; к прилагательному – огромный.
Молодцы, все синонимы благодаря вам нашли друг друга.
- А кто в вашем классе не боится путешествовать в одиночку? (Слайд 5)
1-му ученику – Подбери синоним к слову «спешить». (После его ответа Щелчок.)
2-му ученику – Подбери синоним к слову «миг». (Щелчок.)
3-му ученику – Подбери синоним к слову «неприятель».
Молодцы, отважные путешественники, вы прекрасно справились с заданием.
5. Рефлексия.
К сожалению, ребята, наше путешествие заканчивается. Понравилось ли вам оно?
- А в каком городе «лексической» страны мы с вами сегодня побывали? (Синонимы.)
- Что такое синонимы?
- А в каких словарях живут синонимы?
Молодцы! Очень активными путешественниками сегодня были ... Они получают за урок «5». Проявили интерес к городу Синонимов ... Они получают «4».
6. Домашнее задание.
Путешествие наше заканчивается, но вы еще раз вернетесь в город Синонимов, когда будете выполнять д/з. (Слайд 6)
А) П. 68, стр. 144-145.
Б) Написать сочинение-миниатюру «Моя мечта». Для того чтобы ваш рассказ получился выразительным и убедительным, используйте синонимы. При желании воспользуйтесь предложенными рядами синонимов:
- Хотеть, желать.
- Стремиться, тянуться, устремляться, стараться.
- Заветная, сокровенная, заповедная.
- Думать, размышлять, мыслить, раздумывать, помышлять.
- Думаю, полагаю, считаю.
В) Упражнение №355.
Каждый из вас определяет для себя сам письменное задание.
Спасибо вам за работу! До свидания!