Программа элективного курса рассчитана на 17 часов и ориентирована на учащихся 10-х классов. В курсе рассматриваются вопросы связанные c географией здоровья и болезнями человека. Так как наш город обладает уникальными природно-рекреационными ресурсами, и курортная медицина имеет свое лицо в системе здравоохранения, каждый человек должен знать и умело пользоваться этим достоянием. С каждым годом увеличиваются потребности города в высококвалифицированных специалистах в этой сфере. Курс включает в себя внутри - и межпредметные связи, полностью опирается на местный материал. Используются различные формы деятельности: конференции, семинары, лекции, практические занятия.
Цели курса:
- Заинтересовать учащихся курортно-медицинской сферой деятельности.
- Помочь в выборе профессии. Привлечь учащихся к медико-исследовательской и поисковой работе.
- Воспитывать гордость и уважение к своей Малой Родине.
- Способствовать созданию своей базы для подготовки специалистов курортно-лечебного комплекса.
Задачи курса:
- Формировать у учащихся правильное отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
- Вырабатывать объективное отношение к окружающему миру.
- Учитывать влияние различных факторов на здоровье человека.
- Сформировать общее представление о курортной медицине как о науке.
- Продолжать формировать навыки исследовательской работы в области курортной медицины.
Содержание образования.
1. Истоки зарождения медицинской географии нашего города в древние времена.
Урок-конференция с элементами поисково-исследовательской работы: «Эхо минувших эпох». Зарождение науки. Медицина Синдики, Горгиппии, Мапы. Взаимосвязь природных и социальных факторов.
Темы поисково-исследовательских проектов:
- «Агоны процветающего Боспора. Бодиболдинг, бег (до 4000 м)».
- «Влияние факторов окружающей среды по Гиппократу. Клятва Гиппократа».
- «Зависимость погодных условий и физическое состояние человека. Врач Дискл 4 в. до н.э.
- «Лечебная система Асклепиада».
2. Медико-культурное наследие дореволюционного периода города-курорта Анапа.
Урок-путешествие: «Прошлые времена, события, люди».
Зарождение и становление отечественной курортной медицины, вклад О.Х. Лилле, А.И. Песоченского, Ю.Г. Квятковской, В.П. Семенова, В.П. Будзинского.
3. Курортно-медицинский комплекс сегодня.
Лекция с элементами исследовательской работы.
Курортная медицина в современных социально-экономических условиях. Медицинская реабилитация на курорте. Создание центров по аллергологии, пульмонологии, психотерапии и др. и их роль в восстановлении здоровья.
4. Геофизические факторы и здоровье человека.
Конференция. Защита научно-исследовательских проектов.
Темы проектов:
- «Электромагнитное излучение в нашей жизни».
- «Бытовые приборы и их влияние на здоровье человека.
- «Геомагнетизм и мы».
5. Влияние метеорологических факторов на здоровье человека.
Практическая работа: «Анализ данных метеорологической станции города-курорта».
Температурные условия, изменение давления, ветра и влияние их на здоровье человека. Анализ синоптических ситуаций. Составление прогнозов по синоптическим картам. Предупреждение населения средствами массового оповещения.
6. Влияние солнечной радиации на жизнь и здоровье человека.
Беседа с ведущими специалистами, посещение ожогового центра. Гелиотерапия, аэротерапия. Первая помощь при ожогах.
7. Биохимические факторы окружающей среды.
Экологическая экспертиза с элементами лабораторного анализа. Значение микро и макроэлементов для организма человека. Нитраты и нитриты в нашей жизни. Эндемические заболевания. Определение нитратов и нитритов в овощах и фруктах.
8. Гидроминеральная база города-курорта Анапа.
Экскурсия к лечебным источникам. Минеральные воды города-курорта Анапа, их значение и применение.
9. Талассотерапия, аквааэробика их значение и применение.
Практическое занятие. Первая помощь пострадавшим на воде.
10. Псаммолечение, конхотерапия, механизм воздействия на организм.
Лекция с привлечением специалистов.
Лечение ревматических заболеваний, нарушение опорно-двигательного аппарата, сердечно сосудистой и иммунной системы
11. Грязелечение на курорте.
Экскурсия в курортный комплекс «Ди Луч» с посещением БФО.
Природные грязи. Сопочные грязи. Происхождение пелоидов, значение их в оздоровлении человека. Методика грязелечения.
12. Медузотерапия. Лечение водорослями. Фитотерапия.
Лабораторная работа.
Посещение фитобара, ознакомление с методикой приготовления отваров, настоев трав.
13. Морепродукты в питании человека.
Конференция: «Драгоценные дары моря и здоровье человека».
Темы научно-исследовательских проектов:
- «Лекарственные формы морепродуктов».
- «Препараты из моллюсков и ракообразных».
- «Биологическое действие пектинов».
- «Морепродукты и здоровье человека».
- «Экологические аспекты развития мари и аквакультуры города-курорта Анапа».
14. Аллергические заболевания на курорте.
Лекция с элементами практической работы.
Определение территорий распространения амброзии на курорте. Эндоаллергены, экзоаллергены их география. Социально-экономические, экологические проблемы и аллергические заболевания. Механизм аллергических заболеваний.
15. Адаптация и акклиматизация на курорте.
Лекция с элементами беседы.
Отличие адаптации и акклиматизации. Изменения, происходящие в организме. Фазы адаптации. Гипоксия.
16. Отдых и туризм как лечебно-оздоровительный фактор.
Конкурс проектов, фото, видео, компьютерных презентаций и т.п.
17. Перспективы развития курортно-медицинского комплекса.
Семинар с элементами поисковой работы.
Темы проектов:
- «Лечебно-эстетическая направленность в развитии курорта».
- «Комплексное лечение и профилактика заболеваний».
- «Использование новых методов в лечении оздоровлении на курорте».
- «Совершенствование комфорта, сервиса, культуры обслуживания курортного комплекса».
Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
всего | лекций | практика | ||||
1. | Истоки медицинской географии в древние времена. | 1 | 1 | Конференция. | Работа с литературой, архивами, печатью. | |
2. | Медико-культурное наследие дореволюционного периода города Анапа. | 1 | 1 | Путешествие. | Очерки, печать, книги, историческая справка. | |
3. | Курорт Курортная медицина города сегодня. | 1 | 1 | Лекция с элементами исследовательской работы. | Газеты, журналы, местная литература. | |
4. | Геофизические факторы и здоровье человека. | 1 | 0,5 | 0,5 | Конференция с демонстрацией. | Защита проектов. |
5. | Влияние метеорологических факторов на здоровье человека. | 1 | 1 | Практическая работа. | Анализ данных метеорологической станции города. | |
6. | Влияние солнечной радиации на жизнь и здоровье человека. Гелиотерапия. | 1 | 1 | Беседа. | Посещение ожогового центра. | |
7. | Биохимические факторы. Значение микро- и макроэлементов в жизнедеятельности человека | 1 | 0,5 | 0,5 | Лабораторная работа. | Экологическая экспертиза. |
8. | Гидроминеральная база г-к Анапа. | 1 | 1 | Экскурсия. | Поисково-исследовательские проекты, посещение источников. | |
9. | Талассотерапия, аквааэробика и их значение. Первая помощь на воде. | 1 | 1 | Практическая работа. | Обучение основным навыкам оказания помощи. | |
10. | Псаммолечение, конхотерапия, механизм воздействия на организм. | 1 | 1 | Лекция. | Приглашение ведущих специалистов. | |
11. | Грязелечение на курорте. | 1 | 1 | Экскурсия. | Посещение «ДиЛуч», БФО. | |
12. | Медузотерапия, фитотерапия, лечение водорослями. | 1 | 1 | Лабораторная работа. | Посещение фитобара «ДиЛуч». | |
13. | Морепродукты в питании человека. | 1 | 1 | Конференция. | Поисково-исследовательские проекты. | |
14. | Аллергические заболевания, их зависимость от социально –экономических, экологических и метеоклиматических условий. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция, практическая работа. | Комментарии, групповая исследовательская работа. |
15. | Адаптация, акклиматизация на курорте. | 1 | 1 | Лекция с элементами беседы. | Поисково-исследовательские работы, работа с медицинской литературой. | |
16. | Отдых и туризм как лечебно – оздоровительный фактор. | 1 | 1 | Конкурс. | Конкурс видео, разработки маршрутов, презентации | |
17. | Перспективы развития курортно-медицинского комплекса. | 1 | 1 | Семинар. | Поисково-исследовательские работы. |
Объём различных форм учебной деятельности.
Всего аудиторских занятий – 17 часов, в том числе:
- лекции 3;
- практические работы 5;
- беседы 1;
- семинары 1;
- путешествие 1;
- конференции 3;
- экскурсии 2;
- конкурсы 1.
Формы контроля.
Итоговое занятие – защита проектов.
Литература:
- Михайлов В.В., Суховольская Н.П. «Анапа», Ростов-на-Дону 2004г.
- Терский И.А., Терский А.В., Терский Д.А. «География Краснодарского края» 2003г.
- Ежегодный журнал «Санаторно-курортное лечение в Анапе».