Программа элективного курса "Курортно-медицинская география нашего города"

Разделы: География


Программа элективного курса рассчитана на 17 часов и ориентирована на учащихся 10-х классов. В курсе рассматриваются вопросы связанные c географией здоровья и болезнями человека. Так как наш город обладает уникальными природно-рекреационными ресурсами, и курортная медицина имеет свое лицо в системе здравоохранения, каждый человек должен знать и умело пользоваться этим достоянием. С каждым годом увеличиваются потребности города в высококвалифицированных специалистах в этой сфере. Курс включает в себя внутри - и межпредметные связи, полностью опирается на местный материал. Используются различные формы деятельности: конференции, семинары, лекции, практические занятия.

Цели курса:

  1. Заинтересовать учащихся курортно-медицинской сферой деятельности.
  2. Помочь в выборе профессии. Привлечь учащихся к медико-исследовательской и поисковой работе.
  3. Воспитывать гордость и уважение к своей Малой Родине.
  4. Способствовать созданию своей базы для подготовки специалистов курортно-лечебного комплекса.

Задачи курса:

  • Формировать у учащихся правильное отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
  • Вырабатывать объективное отношение к окружающему миру.
  • Учитывать влияние различных факторов на здоровье человека.
  • Сформировать общее представление о курортной медицине как о науке.
  • Продолжать формировать навыки исследовательской работы в области курортной медицины.

Содержание образования.

1. Истоки зарождения медицинской географии нашего города в древние времена.

Урок-конференция с элементами поисково-исследовательской работы: «Эхо минувших эпох». Зарождение науки. Медицина Синдики, Горгиппии, Мапы. Взаимосвязь природных и социальных факторов.

Темы поисково-исследовательских проектов:

  • «Агоны процветающего Боспора. Бодиболдинг, бег (до 4000 м)».
  • «Влияние факторов окружающей среды по Гиппократу. Клятва Гиппократа».
  • «Зависимость погодных условий и физическое состояние человека. Врач Дискл 4 в. до н.э.
  • «Лечебная система Асклепиада».

2. Медико-культурное наследие дореволюционного периода города-курорта Анапа.

Урок-путешествие: «Прошлые времена, события, люди».

Зарождение и становление отечественной курортной медицины, вклад О.Х. Лилле, А.И. Песоченского, Ю.Г. Квятковской, В.П. Семенова, В.П. Будзинского.

3. Курортно-медицинский комплекс сегодня.

Лекция с элементами исследовательской работы.

Курортная медицина в современных социально-экономических условиях. Медицинская реабилитация на курорте. Создание центров по аллергологии, пульмонологии, психотерапии и др. и их роль в восстановлении здоровья.

4. Геофизические факторы и здоровье человека.

Конференция. Защита научно-исследовательских проектов.

Темы проектов:

  • «Электромагнитное излучение в нашей жизни».
  • «Бытовые приборы и их влияние на здоровье человека.
  • «Геомагнетизм и мы».

5. Влияние метеорологических факторов на здоровье человека.

Практическая работа: «Анализ данных метеорологической станции города-курорта».

Температурные условия, изменение давления, ветра и влияние их на здоровье человека. Анализ синоптических ситуаций. Составление прогнозов по синоптическим картам. Предупреждение населения средствами массового оповещения.

6. Влияние солнечной радиации на жизнь и здоровье человека.

Беседа с ведущими специалистами, посещение ожогового центра. Гелиотерапия, аэротерапия. Первая помощь при ожогах.

7. Биохимические факторы окружающей среды.

Экологическая экспертиза с элементами лабораторного анализа. Значение микро и макроэлементов для организма человека. Нитраты и нитриты в нашей жизни. Эндемические заболевания. Определение нитратов и нитритов в овощах и фруктах.

8. Гидроминеральная база города-курорта Анапа.

Экскурсия к лечебным источникам. Минеральные воды города-курорта Анапа, их значение и применение.

9. Талассотерапия, аквааэробика их значение и применение.

Практическое занятие. Первая помощь пострадавшим на воде.

10. Псаммолечение, конхотерапия, механизм воздействия на организм.

Лекция с привлечением специалистов.

Лечение ревматических заболеваний, нарушение опорно-двигательного аппарата, сердечно сосудистой и иммунной системы

11. Грязелечение на курорте.

Экскурсия в курортный комплекс «Ди Луч» с посещением БФО.

Природные грязи. Сопочные грязи. Происхождение пелоидов, значение их в оздоровлении человека. Методика грязелечения.

12. Медузотерапия. Лечение водорослями. Фитотерапия.

Лабораторная работа.

Посещение фитобара, ознакомление с методикой приготовления отваров, настоев трав.

13. Морепродукты в питании человека.

Конференция: «Драгоценные дары моря и здоровье человека».

Темы научно-исследовательских проектов:

  • «Лекарственные формы морепродуктов».
  • «Препараты из моллюсков и ракообразных».
  • «Биологическое действие пектинов».
  • «Морепродукты и здоровье человека».
  • «Экологические аспекты развития мари и аквакультуры города-курорта Анапа».

14. Аллергические заболевания на курорте.

Лекция с элементами практической работы.

Определение территорий распространения амброзии на курорте. Эндоаллергены, экзоаллергены их география. Социально-экономические, экологические проблемы и аллергические заболевания. Механизм аллергических заболеваний.

15. Адаптация и акклиматизация на курорте.

Лекция с элементами беседы.

Отличие адаптации и акклиматизации. Изменения, происходящие в организме. Фазы адаптации. Гипоксия.

16. Отдых и туризм как лечебно-оздоровительный фактор.

Конкурс проектов, фото, видео, компьютерных презентаций и т.п.

17. Перспективы развития курортно-медицинского комплекса.

Семинар с элементами поисковой работы.

Темы проектов:

  • «Лечебно-эстетическая направленность в развитии курорта».
  • «Комплексное лечение и профилактика заболеваний».
  • «Использование новых методов в лечении оздоровлении на курорте».
  • «Совершенствование комфорта, сервиса, культуры обслуживания курортного комплекса».

Учебно-тематический план.

Название темы Количество часов Форма проведения Образовательный продукт
всего лекций практика
1. Истоки медицинской географии в древние времена. 1 1   Конференция. Работа с литературой, архивами, печатью.

2. Медико-культурное наследие дореволюционного периода города Анапа. 1 1   Путешествие. Очерки, печать, книги, историческая справка.

3. Курорт Курортная медицина города сегодня. 1 1   Лекция с элементами исследовательской работы. Газеты, журналы, местная литература.
4. Геофизические факторы и здоровье человека. 1 0,5 0,5 Конференция с демонстрацией. Защита проектов.
5. Влияние метеорологических факторов на здоровье человека. 1   1 Практическая работа. Анализ данных метеорологической станции города.
6. Влияние солнечной радиации на жизнь и здоровье человека. Гелиотерапия. 1 1   Беседа. Посещение ожогового центра.
7. Биохимические факторы. Значение микро- и макроэлементов в жизнедеятельности человека 1 0,5 0,5 Лабораторная работа. Экологическая экспертиза.
8. Гидроминеральная база г-к Анапа. 1   1 Экскурсия. Поисково-исследовательские проекты, посещение источников.
9. Талассотерапия, аквааэробика и их значение. Первая помощь на воде. 1   1 Практическая работа. Обучение основным навыкам оказания помощи.
10. Псаммолечение, конхотерапия, механизм воздействия на организм. 1 1   Лекция. Приглашение ведущих специалистов.
11. Грязелечение на курорте. 1   1 Экскурсия. Посещение «ДиЛуч», БФО.
12. Медузотерапия, фитотерапия, лечение водорослями. 1   1 Лабораторная работа. Посещение фитобара «ДиЛуч».
13. Морепродукты в питании человека. 1 1   Конференция. Поисково-исследовательские проекты.
14. Аллергические заболевания, их зависимость от социально –экономических, экологических и метеоклиматических условий. 1 0,5 0,5 Лекция, практическая работа. Комментарии, групповая исследовательская работа.
15. Адаптация, акклиматизация на курорте. 1 1   Лекция с элементами беседы. Поисково-исследовательские работы, работа с медицинской литературой.
16. Отдых и туризм как лечебно – оздоровительный фактор. 1   1 Конкурс. Конкурс видео, разработки маршрутов, презентации
17. Перспективы развития курортно-медицинского комплекса. 1   1 Семинар. Поисково-исследовательские работы.

Объём различных форм учебной деятельности.

Всего аудиторских занятий – 17 часов, в том числе:

  • лекции 3;
  • практические работы 5;
  • беседы 1;
  • семинары 1;
  • путешествие 1;
  • конференции 3;
  • экскурсии 2;
  • конкурсы 1.

Формы контроля.

Итоговое занятие – защита проектов.

Литература:

  1. Михайлов В.В., Суховольская Н.П. «Анапа», Ростов-на-Дону 2004г.
  2. Терский И.А., Терский А.В., Терский Д.А. «География Краснодарского края» 2003г.
  3. Ежегодный журнал «Санаторно-курортное лечение в Анапе».