Образовательные цели:
- активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;
- совершенствование навыков словообразования;
- совершенствование грамматического строя речи.
Развивающие цели:
- развитие диалогической речи, фонематических представлений, зрительного восприятия, внимания, мышления, координации речи с движением.
Воспитательные цели:
- воспитание гордости за свою страну, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование:
- проектор;
- мольберт с магнитными буквами;
- резиновый мяч;
- контейнер с материалами для анализа предложений.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня у нас с вами состоится очень важный, интересный разговор. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине – России.
Звучит гимн.
Воспитатель: Перед вами карта мира, на которой Россия обозначена розовым цветом. Давайте расскажем стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь».
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.И на грани их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.По степям в моря
Реки катятся.
И лежат пути
Во все стороны.Широко, ты Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.Уж и есть за что,
Русь могучая.
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Воспитатель: Вы замечательно прочитали стихотворение. Какой нарисована наша родина в этом произведении? (Необъятная, могучая, великая, красивая.)
Воспитатель: Как называет ее поэт в конце стихотворения? (Матерью.)
Верно. И мы тоже должны любить свою родину, как каждый человек любит свою маму.
2. Упражнение «Это важное слово».
Логопед предлагает детям карточки со словами, мольберт с магнитными буквами.
Логопед: Велика и необъятна Россия. Много в ней городов и сел, рек и озер. Есть в России горы. Ее берега омывают разные моря. Прочитайте слова и объясните, что они обозначают. (Россия, Москва, Бодайбо, Витим, Дон, Байкал.)
Логопед: Посмотри, с какой буквы начинается слово Россия, возьми ее и поставь ее на доску, Маша.
Логопед: А ты, Ваня, посмотри, какая буква вторая по счету в слове Москва, и поставь ее после буквы Р.
Логопед: Катя, а ты определи третью букву в слове Бодайбо и поставь после буквы О.
Логопед: Алиса, определи какая буква стоит в слове Витим, между буквами Т и М. Поставь ее после буквы Д.
Логопед: Коля, назови букву, стоящую в конце слова Дон. Найди ее и поставь после буквы И.
Логопед: Света. Назови предпоследнюю букву в слове Байкал. Поставь ее после буквы Н.
Логопед: Какое слово вы составили? Прочитайте его. (Родина.)
Логопед: Молодцы! Посмотрите еще раз внимательно и запомните, как пишется это слово.
3. Чтение рассказа «Наше отечество».
Воспитатель предлагает сесть детям удобно и послушать рассказ.
Воспитатель: Наше Отечество, наша Родина – матушка
Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она
вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на
свете и кроме России разных хороших государств, но одна у человека родная мать,
одна у него и Родина.
По К.Д.Ушинскому.
4. Беседа по прочитанному.
Воспитатель: Давайте поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на мои вопросы. Как называет автор вою родину? (Матушка Россия.) Почему мы зовем Россию Отечеством? (В ней жили наши отцы и деды.)
Воспитатель: Правильно, слово Отечество образовано от слова отец. Почему мы зовем ее Родиной? (В ней мы родились.) А почему мы называем Родину матерью? (Она кормила нас своим хлебом…) Как заканчивается рассказ? (У человека одна родная мать и Родина у него одна.)
5. Подвижное упражнение «Береза».
Дети выходят на ковер, встают в круг, исполняют песню «Во поле береза стояла» в сочетании с движениями..
6. Рассматривание рисунков детей.
Воспитатель обращает внимание на заранее оформленную выставку детских рисунков, нарисованных на занятии по рисованию по теме «Береза».
7. Упражнение «Составь схему предложения».
Логопед: Ребята, послушайте предложение и составьте его схему.
- Березу считают символом России.
Логопед: Сколько слов в этом предложении? (Четыре.) Почему вы так обозначили последнее слово? (Это название страны, поэтому пишется с заглавной буквы и на схеме обозначается таким значком.) Какое второе (третье) слово по счету?
8. Составление предложений со словами Родина, Россия (воспитатель).
9. Игра с мячом «Семейка слов».
Логопед: Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина. Кирилл, 5 сентября твоя мама тебя ... (родила).
- Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители.)
- А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)
- Какой брат у тебя есть? (Родной.)
- А кто живет в нашей стране? (Народ.)
- Какую песню мы пели? (Народную.)
- Как по другому можно назвать ключ, бьющий из под земли? (Родник.)
- Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.
Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина – это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина – родная земля.
10. Упражнение «Пословицы и поговорки о Родине» (воспитатель).
11. Игра «Закончи предложение».
Логопед: А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете, обязательно используя слова моя Родина. Отвечать надо быстро, дружно, громко и правильно.
- На карте розовым цветом обозначена ...
- Я очень люблю ...
- Сегодня мы говорили о ...
- Я горжусь ...
Молодцы!
12. Итог занятия.
Музыкальный руководитель:
Я – русский человек, и русская природа
Любезна мне, и я ее пою.
Я – русский человек, сын своего народа
И с гордостью гляжу на Родину свою.
Исполнение песни «Наша Родина прекрасна» (муз. и слова З. Роот).