Мы земляне. Земля – всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь. Природа Земли едина, и каждого человека касаются ее беды – будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, исчезновение у берега Камчатки сельди, самой распространенной рыбы, или печальная судьба прославленных американских мустангов.
Почему охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени?
В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. И вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Это бедствие называется экологическим кризисом. В наше время интенсивно развивается наука. Ее название происходит от греческих слов «ойкос» – «дом» и «логос» – «наука». Люди разных возрастов и профессий должны иметь представление об экологии и помнить о неразрывной связи между всеми организмами на Земле, о том, какое огромное влияние оказывает человек на природу и как важно бережно относиться к ней.
Природа – великий учитель! Во всех областях человеку есть чему поучиться у неё. На уроках окружающего мира мы с детьми рассматривали ряд документов Киевской Руси, в которых говорится, что уже в те далёкие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже Петр I впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 верст, а к берегам мелких – на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы...
Так начиналась российская, русская экология.
Углубленно изучал влияние человеческой деятельности на окружающую среду наш гениальный натуралист Владимир Иванович Вернадский.
В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», а постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Современная экология – это комплексная наука, изучающая не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий человека – общества – природы. То есть сама жизненная практика показала, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряженной экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своем благополучии, о здоровье своих семей, а тем более о внуках и правнуках.
Каждая прогулка с детьми в лес, в парк – возможность совершить маленькое открытие. Перед детьми открывается красота родной природы, её неповторимость. В одну из таких прогулок замечаем чёрную гарь. Выясняем, сколько вреда причинили люди природе, сжигая прошлогоднюю траву, листья. Вместе с травой сгорело множество насекомых, ящериц, лягушек, семян растений, корней травы. От поджога мог возникнуть лесной пожар. Представьте себя на месте муравья, который оказался посреди пылающего огня.
Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит, никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды». На мой взгляд, надо чаще и как можно раньше говорить об экологии души. Душу ребенка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Экологическое воспитание в основном носит запретительный характер и проводится на уровне призывов: «Не рвите!», «Не топчите!». А любовь к природе лозунгами не воспитаешь.
На уроках математики с целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров использую задания экологического содержания. Предлагаю решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом».
34 + (15 – 6) = ?
- Берёза – 37
- Сосна – 29
- Тополь – 43
Выясняем, почему тополь является лучшим «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов. И сразу проблема: учёные считают, что ива в 8 раз превосходит тополь по своим очистительным качествам, к тому же не выбрасывает столь надоедливый нам пух, почему иву можно редко встретить на улицах города?
Зимой начинает работу «Птичья столовая». Вместе с детьми продумываем, где лучше разместить «столовую», какие кормушки для каких птиц смастерить. На уроках технологии и дома с родителями изготавливаем кормушки, накапливаем корм. Весной выходим на уборку школьной территории – это подарок своей планете. «Есть такое твёрдое правило, – как говорил Маленький принц, – встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка?
Да потому, что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. Ребенок знакомится с природой еще до того, как произнесет свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Еще И.М.Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую среду и себя самого.
«Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком». Эти слова В.А. Сухомлинского подтверждаются самой жизненной практикой, которая показала, что экология природы немыслима без экологии души. Природа-мать, прощая нам эгоизм, наше потребительское отношение к ней, приходит к нам на помощь сама, возрождая наши загрубевшие души, наполняя наши сердца любовью.
Уроки литературного чтения обладают большими возможностями для осуществления экологического и нравственного воспитания. Мы говорим об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в произведениях А.С. Пушкина, С. А. Есенина, Ф.И. Тютчева...
Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в разное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, отзываться на её красоту, формировать своё видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру. Так уроки, на которых дети знакомятся с произведениями о весне, начинаю с прослушивания музыки из альбома П.И. Чайковского «Времена года». Предлагаю представить журчание весенних ручьёв, пение первых весенних птиц, звон капели. Затем рассматриваем репродукции картин В. Саврасова, И. Левитана. Дети вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляя свои ощущения с музыкой. Очень важно пробудить чувство сострадания к живой природе, к человеческим переживаниям.
Познавая себя, человек осознает, понимает себя как уникальное творение природы. Процесс самопознания очень увлекательный и длительный. Человек познает себя всю жизнь, открывая в себе все новые и новые грани. И в этом ему помогают окружающие люди. Младший школьник еще не в состоянии этого сделать самостоятельно. Ему нужно помочь, это можно сделать практически на каждом уроке.
Первый этап – это уровень познания своего «Я физического». Я человек, мальчик, девочка.
Второй этап – «Я социальное». Уровень познания себя через окружающих и значимых людей.
Третий этап – это высший уровень самопознания. «Я духовное». Это осознание внутреннего мира человека: ценностей, целей, идеалов, чувств.
Уроки русского языка помогают развивать культуру нашей речи, т.е. экологию собственного «Я». Речь младших школьников уже пестрит «сорными словами». Чем раньше они от них избавятся, тем лучше. Представим, что наши слова – это сказочные растения. Красивые слова – это благоухающие цветы, плохие – это ядовитая сорная трава. В классе нашлось место для клумбы каждого ученика. Все стали садовниками, высаживали на клумбы и красивые и «сорные» слова своих друзей. Всем хочется, чтобы «сорных» слов было меньше. Только вот беда: сорняк погибает не сразу, а только в том случае, если его не повторяют в течение недели.
В начальной школе при целенаправленном обучении пониманию самого себя как результат у ребенка развиваются следующие умения:
- слушать, слышать и понимать себя и другого;
- быть внимательным к самому себе и к окружающим;
- осознавать себя как уникальное творение природы;
- осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого;
- понимать свое собственное эмоциональное состояние и настроение другого;
- уметь противостоять опасностям окружающей среды;
- уметь находить выход в нестандартных ситуациях.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Человек собирает, скрепляет все доброе в себе самом, затем вокруг себя, расширяя поле своей ответственности до Вселенной. Особую роль в этом процессе занимают детские годы. Поэтому столь велико предназначение учителя на пороге третьего тысячелетия. Учитель в ответе за жизнь на планете.
Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературы, биологии и географии, изобразительного искусства, технологии. Это сложный вид учительского труда, где современный учитель должен творчески подходить к преподаванию всех предметов. Как объединить разнохарактерные знания в целостную картину, которая станет базой экологического мировоззрения? В рамках какого предмета найдется место воспитанию чувств, способности залюбоваться красотой пейзажа, умению ощутить чужую боль? Очевидно, что многоаспектность проблем комплексной экологии вызывает необходимость построения учебных заданий с учетом принципов межпредметности и интеграции. В результате задания, построенные на подобной основе, позволяют так организовать учебный процесс, что школьники чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности. Технология разработки заданий по экологии доступна каждому учителю. Главная её особенность – смотреть на мир глазами ребенка, чувствовать его интерес и понимать многочисленные «почему?», а также системно воспринимать окружающий мир и уметь обсуждать возникшие проблемы с ребенком, как с партнером.
Перечень направлений развития современных педагогических технологий – комплексные экскурсии, этические беседы, экологические сказки, проекты, дидактические и ролевые игры, творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся свидетельствуют о том, что эти формы обучения и воспитания достаточно традиционны. Однако в современной школьной практике эти формы претерпели значительные изменения, как в целевой направленности, так и в содержании, и методике их проведения. Они способствуют формированию экологического сознания младших школьников, состоящего из 4-х элементов.
Элемент 1 Система экологических знаний |
Элемент 2 Экологическое мышление |
Элемент 3 Культура чувств |
Элемент 4 Культура поведения |
Экологическое сознание |
Слово «экология» – уже не биологический термин. Как говорят языковеды, «произошло расширение основного значения». И теперь мы говорим об экологии души, экологии отношений. Поэтому правомерно введение понятия «экология семьи». Под ним подразумевается среда, которую создает сам ребенок и которую создают для ребенка. Очень часто приходится сталкиваться с нарушениями связей в этой среде. Ребенок – существо, которое требует от нас не только материальной, но и духовной пищи. И необходимо обратить внимание на то, что мы делаем для ребенка, и что он делает для себя, какую среду создает себе. Подчас вмешательство взрослого разрушает тонкие нити мира ребенка. Семья – это малый мир, «малая церковь». Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир, равновесие, тишину сердца.
«Экология», – сказал однажды кто-то из учеников, – это когда люди улыбаются». А если так, то подарить людям улыбку значит увеличить в окружающем мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать ещё один шаг к гармонии на Земле.
Может быть, поэтому часто приходится слышать: «Дети сейчас другие». Нет, дети такие же, как пять, десять лет назад, изменились мы. Может быть, нам надо восстанавливать экологические связи не только в природе, но между миром взрослых и миром детей?
Внутренний мир ребёнка. Сегодня этот мир в рисунке, а завтра он будет утверждать его в жизни. И очень приятно, что дети, которых ты учил, не равнодушны к чужой боли, умеют видеть прекрасное, могут отстаивать свои жизненные позиции.
Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, дает человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.