Предлагаемая программа элективного курса физики согласована с содержанием программы основного курса. Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в основной школе. Она ориентирована на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений. Из-за сокращения числа часов на изучение физики не удаётся пройти многие важные темы, поэтому программа элективного курса дополнена темами, которые не входят в программу базовой школы: «Графическое представление движения», «Правила Кирхгофа», «Закон Кирхгофа», «Тепловое излучение», «Политропный процесс», «Соединения конденсаторов», «Шунт к амперметру», «Формула тонкой линзы».
На изучение физики в 11 классе отводится 2 часа в неделю, что недостаточно для решения задач. А неумение решать задачи является одной из причин снижения успеха в физике, поэтому главные цели представленного курса:
- Научить учащихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике путём решения задач разной сложности, различного типа (исследовательские, тестовые, задачи-оценки, качественные, графические, занимательные).
- Расширить кругозор школьников и углубить знания по основным темам базового курса физики.
- Сформировать представления о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.
- Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.
- Помочь выпускнику подготовиться к успешной сдаче как к ЕГЭ, так и к обычному вступительному экзамену по физике в вузы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Приоритетами для элективного курса физики являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение различными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
Учебно-тематический план.
Данный спецкурс предназначен для учащихся 11 классов. В объёме 68 часов (2 часа в неделю). Из них: лекционных – 20 часов; практических занятий – 48 часов.
№ | Тема | Кол-во часов | Уроки-лекции | Уроки решения задач (в том числе практические работы) | Проверочные и контрольные работы |
1. | Механика. | 12 | 5 | 6 | 1 |
2. | Молекулярная физика. Термодинамика. | 12 | 3 | 7 | 2 |
3. | Электродинамика. | 21 | 6 | 12 | 3 |
4. | Оптика. | 20 | 7 | 10 | 3 |
Итоговое повторение. | 2 | 2 | |||
Итого: | 68 | 21 | 35 | 11 |
Тематическое планирование курса.
№ урока | Тема |
Количество часов | Используемая литература |
1/1 | Классификация задач. | 1 | [1,3] |
Тема №1 | Механика. | 12 | |
1-2/3 | Лекция: Графическое представление движения (график скорости, пути, ускорения). | 2 | [2,11,12] |
3-4/5 | Решение графических задач. | 2 | [8,9,12,16, 20, 21] |
5/6 | Лекция: Законы Ньютона. Закон Гука. | 1 | [2,11,10] |
6/7 | Решение исследовательских задач:
|
1 | [18] |
7/8 | Лекция: Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. | 1 | [2,11,10] |
8/9 | Решение задач (ЕГЭ часть А и В). | 1 | [8,9] |
9/10 | Лекция: Механическая работа. Мощность. | 1 | [2,10,11] |
10/11 |
Решение исследовательских задач:
|
1 | [18] |
11/12 | Решение задач (ЕГЭ часть А и В). | 1 | [8,9] |
12/13 | Контрольная работа №1. Тестовые задания (часть А и В). | 1 | [13,14,15] |
Тема №2 | Молекулярная физика. Термодинамика. | 12 | |
13/1 | Лекция: Основные понятия МКТ и термодинамики. | 1 | [2,10,11] |
14/2 | Решение задач (ЕГЭ часть А и В). | 1 | [8,9] |
15/3 | Решение задач (ЕГЭ часть С). | 1 | [8,9] |
16/4 | Решение олимпиадных задач. | 1 | [19] |
17/5 | Лекция: Политропный процесс. | 1 | [2,10] |
18/6 | Решение задач (ЕГЭ часть С). | 1 | [8,9] |
19/7 | Экспериментальная проверка законов идеального газа. | 1 | [21] |
20/8 | Решение графических задач на изопроцессы. | 1 | [20,21] |
21/9 | Проверочная работа с выбором ответа. | 1 | [13,14] |
22/10 | Лекция: Первый закон термодинамики и его применение к газовым процессам. | 1 | [2,11] |
23/11 | Решение задач повышенного уровня сложности. | 1 | [8,9] |
24/12 | Контрольная работа №2. Тестовые задания (часть А и В). | 1 | [13,14,15] |
Тема №3 | Электродинамика. | 21 | |
25/1 | Лекция: Электроёмкость. Соединение конденсаторов. | 1 | [1, 2,10,17] |
26/2 | Решение олимпиадных задач. | 1 | [19] |
27/3 | Лекция: Правила Кирхгофа. | 1 | [1,2,10] |
28/4-29/5 | Решение расчётных задач. | 2 | [20,21] |
30/6 | Решение задач (ЕГЭ часть С). | 1 | [8,9] |
31/7 | Графическое исследование ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 1 | [17] |
32/8 | Решение исследовательской задачи: «Изучение смешанного соединения проводников». | 1 | [17] |
33/9 | Лекция: Электрический ток в электролитах. | 1 | [2,10,11] |
34/10 | Решение типовых задач. | 1 | [20,21] |
35/11 | Проверочная работа с выбором ответа. | 1 | [13,14,15] |
36/12-37/13 | Ситуативные таблицы. Напряжённость электрического поля. Энергия зарядов. |
2 | [17] |
38/14 | Решение задач (ЕГЭ часть С). | 1 | [8,9] |
39/15 | Лекция: Закон Джоуля-Ленца. | 1 | [1,2,10,11] |
40/16 | Решение задач (ЕГЭ часть А и В). | 1 | [8,9] |
41/17 | Лекция: Основные понятия магнетизма. | 1 | [1,2,10,11] |
42/18 | Решение задач (ЕГЭ часть А и В). | 1 | [8,9] |
43/19 | Решение задач повышенного уровня сложности. | 1 | [1,8,9] |
44/20 | Взаимопроверка определений по теме «Электродинамика». | 1 | [13,14,15] |
45/21 | Контрольная работа №3. Тестовые задания (часть А и В). | 1 | [13] |
Тема№4 | Оптика. | 20 | |
46/1 | Лекция: Законы отражения и преломления. Полное отражение. Формула тонкой линзы. | 1 | [1,2,5,6,7,8] |
47/2 | Решение графических задач. | 1 | [20,21] |
48/3 | Решение задач (ЕГЭ часть А и В). | 1 | [8,9] |
49/4 | Лекция: Дифракционная решётка. | 1 | [1,2,3,5,6] |
50/5 | Решение исследовательской задачи: «Определение длины волны». | 1 | [3,5,7] |
51/6 | Решение типовых задач. | 1 | [20,21] |
52/7 | Лекция: Тепловое излучение, закон Кирхгофа. | 1 | [1,2.10,11] |
53/8 | Решение задач (ЕГЭ часть А). | 1 | [8,9] |
54/9 | Лекция: Фотоэффект. | 1 | [2,3,5,6,10] |
55/10 | Решение типовых задач. | 1 | [20,21] |
56/11 | Решение задач (ЕГЭ часть А и В). | 1 | [8,9] |
57/12 | Самостоятельная работа. | 1 | [16] |
58/13 | Лекция: Ядерная модель атома. Модель атома по Бору. | 1 | [1,2.3,6,10] |
59/14 | Решение задач (ЕГЭ часть А). | 1 | [8,9] |
60/15-61/16 | Лекция: Физика атомного ядра. | 2 | [10,11] |
62/17-63/18 | Решение задач (ЕГЭ часть А и В). | 2 | [8,9] [13,15,16] |
64/19 | Взаимопроверка определений по теме «Радиоактивность». | 1 | [13,14] |
65/20 | Контрольная работа №4. | 1 | [8,12,13,14] |
66-67 | Итоговое повторение и обобщение. | 2 | [5,6,7,18] |
68 | Тест на знание всех формул и понятий. | 1 |
В процессе реализации данной программы используются такие методы обучения:
- Метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления.
- Метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы.
- Исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
При организации работы курс начинается с теоретических занятий, сначала лекционных, при этом используется метод проблемного обучения. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
На практических занятиях работа организована от простого к сложному. При их выполнении учащиеся смогут приобрести умения и навыки планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, научиться выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент, обрабатывать и сравнивать полученные результаты. Сначала ученикам необходимо придерживаться предлагаемого описания проведения лабораторной работы, а впоследствии они должны сами научиться планировать собственную экспериментальную деятельность.
Текущий контроль собственных достижений учащихся организуется при проведении письменных контрольных работ в конце определённой темы и при взаимопроверке на знание теоретического материала.
Критерии оценки эффективности выполнения контрольных работ:
50-60% правильных ответов – оценка “удовлетворительно”;
70-80% правильных ответов – оценка “хорошо”;
90% правильных ответов – оценка “отлично”.
Ожидаемые образовательные результаты:
- Знания основных законов и понятий.
- Успешная самореализация учащихся.
- Опыт работы в коллективе.
- Умение искать, отбирать, оценивать информацию (работа с различными источниками информации (специализированные справочники, учебные пособия, медиаресурсы)).