«То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем
– бесконечно»
(П. Лаплас)
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.
Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Одним из факторов, определяющих качество образования, является совершенствование методической подготовки учителя. Под предметно-методологической компетентностью учителя понимается совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по нему; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса, технологию, методику.
Предметно-методологическая компетентность учителя представляет собой педагогическую адаптированную систему:
- научных знаний;
- способов деятельности;
- умения планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по предмету;
- умения выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса технологию, методику;
- готовности организовывать различные формы занятий по учебному предмету;
- умения реализовывать деятельностные подходы к обучению и умение организовывать учебную работу школьников с учетом их реальных учебных возможностей;
- готовности к применению инновационных технологий обучения;
- опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
- опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Применение компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности и месте компьютера в обучении. Однако приход компьютера в школу неизбежен, он во многом способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера. Вводить компьютерные элементы можно в уроки любых предметов. Меня, как учителя географии, заинтересовала проблема применения информационных технологий по предмету.
Мною был разработан пошаговый алгоритм деятельности по внедрению компьютерных технологий в систему работы:
Изучение тематической литературы по данному вопросу.
В качестве источников знаний использовала публикации в предметном журнале «География в школе», разнообразную литературу о методических подходах и проблемах ИТ в педагогической деятельности
Овладение компьютерной грамотностью.
Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. В настоящее время являюсь уверенным пользователем Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher.
Изучение педагогических программных средств по своему предмету, оценка их достоинств и недостатков.
В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяются следующие виды компьютерных программ:
- Учебные (наставнические) программы – ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.
- Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.
- Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.
- Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования.
- Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
- Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии. Перечислю некоторые учебные электронные мультимедиа издания, используемые мною в работе.
Учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии:
- «География. Начальный курс. 6 класс»
- «Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»
- «География России. Природа и население. 8 класс»
- «География России. Хозяйство и регионы. 9 класс»
- «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»
Все эти издания имеют примерно аналогичную структуру:
- Собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса.
Интерактивный практикум:
- Контрольные вопросы и тесты.
- Словарь терминов и понятий, список персоналий.
- Блок дистанционного обучени.
Кроме того, практически все мультимедийные учебники содержат методические рекомендации, библиотеку электронных наглядных пособий по географии. 6-10 классы. Разработчик – Республиканский мультимедиацентр Министерства образования РФ, «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Интеграция выбранных программ в урок.
Исследованиями установлено, что основным источником познавательного интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи. Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, помогает повысить наглядность обучения. Принцип наглядности можно рассматривать как стимул в организации активной познавательной деятельности учащихся при опоре на представленные в средствах наглядности образы, модели, знаки. Комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения.
Применение компьютерной техники на уроках позволяет мне сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении географии. Компьютер на уроках при этом использую с самыми разными функциями:
- способ диагностирования учебных возможностей учащихся;
- средство обучения;
- источник информации, тренинговое устройство;
- средство контроля и оценивание качества обучения.
Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Учитель, один раз подготовив компьютерный урок, уже не сможет от него отказаться, так как он имеет несомненные достоинства:
- обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса;
- способствует дифференциации и индивидуализации обучения;
- мотивирует учебную деятельность учащихся;
- освобождает от субъективных оценок;
- способствует развитию самообразования;
- делает учебный материал более доступным;
- облегчает решение многих дидактических задач.
Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию географической картины мира.
Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Считаю целесообразным применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Проводя исследовательскую работу, учащиеся 11 класса Б написали буклеты и проекты «Мир без тайн» и «Страна улыбок», презентации которых были показаны на научно – практической конференции «Прорыв в науку». На Самом Добром детском фестивале учащиеся 10 класса Б защищали проект «Источник вечности», за который получили Диплом 3 степени. За проект «География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел» учащиеся 9 класса А были награждены Дипломом 1 степени на муниципальном конкурсе «Шаг в будущее». Учащиеся также принимают участие во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», работы которых отмечены Дипломами участника, напечатаны в Сборнике и представлены на сайте http://portfolio.1sept.ru. Мной был проведен мастер – класс для руководителей муниципальных образовательных учреждений и учителей географии на тему: «Методика проведения заседания научного общества учащихся» с использованием ИКТ, участвовала в Областном и конкурсе «Методическая шкатулка» (на лучшую методическую разработку по географии с использованием ИКТ), в Муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку с использованием ИКТ, награждена Дипломом за участие во Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок», материал напечатан в Сборнике и представлен на сайте https://urok.1sept.ru, являюсь членом Всероссийского Педагогического клуба «Первое сентября», являюсь слушателем дистанционных курсов повышения квалификации учителей географии Педагогического университета «Первое сентября» по теме «Интернет – ресурсы на уроках географии», понимая, что Интернет стал одним из самых важных атрибутов современности. Компьютер, подключенный к Интернету или информацию, предварительно взятую в сети и необходимым образом дополненную к учебному материалу, использую при моделировании инновационных уроков.
Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны:
- учителю для поиска дополнительной и обновленной информации в процессе подготовки к урокам;
- ученикам для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, учебных конференций и т.д.).
Электронная почта может быть использована:
- учителем для обмена учебно-методической информацией со своими коллегами, методистами, учеными;
- учеником для обмена учебными творческими работами со своими сверстниками;
- учителем и учеником для взаимного обмена информацией в процессе реализации задач дистанционного обучения и телекоммуникационных проектов.
Телеконференции могут быть полезными:
- учителям при обсуждении в режиме on-line наиболее актуальных вопросов содержания и методов обучения географии;
- ученикам при участии в различного рода образовательных и познавательных телекоммуникационных проектах.
Такой подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех предметов (в том числе и географии), ее умения являются общеобразовательными. Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. (см. Приложение)
Используемая литература:
- Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002.
- Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. проф. В.Н.Врагова. – Новосибирск,1999.
- Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11-е классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 203.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:, 1999.
- Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – М.: Радио и связь, 1999.
- Журнал «География в школе», №4,5,6/2004.
- http://www.flags.ru
- http://geraldika.ru/regions.php
- http://www.ruschudo.ru