Цели урока:
- Познакомить с разнообразием и особенностями грибов, их ролью в природе.
- Научить пользоваться микроскопом.
- Прививать интерес к исследовательской работе.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- компьютер, экран, проектор;
- микроскопы;
- материал для исследования (выращенные дрожжевые и плесневые грибы);
- учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
- Какими признаками обладают все живые организмы? (Дышат, растут, размножаются.)
Ученые распределили все живые организмы в два больших царства. Какие? (Все растения – царство растений. Все животные – царство животных.)
- По каким признакам различают растения и животных? (Слайд 2)
Тема сегодняшнего нашего урока «Разнообразие грибов и их роль в природе». На нашем уроке говорить мы будем о грибах.
- В какое царство отнести грибы?
(Обсуждение проблемы в группах.)
- К растениям? Но ведь грибы совсем не похожи на них. Главное – они не зеленые.
- К животным? Но на них они тем более не похожи.
Грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я!». Ученые несколько веков не могли решить: что это вообще такое – грибы?
Сначала грибы отнесли к растениям. Так в книгах и писали: грибы-растения.
Постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Этого, правда, недостаточно, чтобы считать грибы животными, но вполне достаточно, чтобы не считать их растениями.
И в 19 веке один специалист по грибам предложил выделить их в особое, самостоятельное царство – царство грибов. (Слайд 3)
Существует целая наука о грибах – микология.
Существует более 10 тыс. разновидностей грибов.
Сегодня мы поговорим об основных видах грибов, которые наиболее часто встречаются в природе.
- Плесневые грибы.
- Дрожжи.
- Шляпковые (трубчатые и пластинчатые).
2. Виды грибов.
Плесневые грибы. (Слайд 4)
Плесневые грибы или плесень можно наблюдать на остатках продуктов питания. Они вырастают при благоприятных условиях: влага, тепло и питание.
Это несовершенный вид грибов. Давайте посмотрим, как выглядят плесневые грибы под микроскопом. (Слайд 5) Зарисуйте то, что вы увидели.
А теперь я предлагаю посмотреть на вид плесневого гриба под микроскопом – это гриб вырос на древесине.
Некоторые плесневые грибы опасны, они вызывают болезни растений и животных, другие – используют в сыроварении или в медицине для производства антибиотиков.
Следующий вид грибов – это дрожжи. (Слайд 6)
- Где вы встречались с этим видом грибов? (Используют в хлебопечении.)
Дрожжи сборная группа одноклеточных грибов. Широко распространены в природе. Вызывают брожение, благодаря чему используются в пищевой промышленности, сельском хозяйстве (кормовые дрожжи).
Богаты белком и витаминами группы В, пивные дрожжи применяют в медицине.
Давайте посмотрим, как выглядят дрожжи под микроскопом. Теперь посмотрите на экран и сравните с тем, что вы видели под микроскопом.
Следующая разновидность грибов вам очень хорошо знакома – это шляпковые грибы. (Слайд 7)
Они делятся на трубчатые и пластинчатые. Пластинчатые грибы очень просто отличить от трубчатых.
У пластинчатых грибов шляпка покрыта снизу маленькими пластинками, а у трубчатых шляпка снизу напоминает губку.
У нас есть муляжи грибов давайте распределим их на две группы: пластинчатые и трубчатые.
Молодцы!
3. Работа с учебником.
Страница 44 №1.
Деревья и грибы, оказывается, между собой дружат. Тонкие, белые похожие на паутинку нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает воду с растворенными в ней минеральными солями. А дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях. Такое содружество называется микориза.
Одни грибы дружат с разными деревьями, другие – какими-то определенными:
- Подберезовик мы находим под ... (березой).
- Подосиновик под ... (осиной).
- Рыжик под ... (сосной и елью).
- Масленок под ... (сосной).
- Белый гриб под ... (березой, елью, сосной).
Нужно помнить о том, что грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу, разрушают пни, поваленные стволы – грибы-трутовики. (Слайд 8) Это санитары леса, без которых не обойтись.
- Ребята, отправляясь за грибами в лес, все ли грибы можно собирать? (Нет.)
Есть съедобные и несъедобные!
Сейчас мы поиграем в игру «Помоги Егорке».
4. Итог урока.
Вывод. Ребята, очень важно помнить что есть съедобные и несъедобные грибы.
Среди трубчатых грибов нет особо опасных, но есть несъедобные, а вот с пластинчатыми нужно быть поосторожнее, среди них есть очень ядовитые грибы.
Итак, давайте сделаем вывод.
- О чем мы сегодня на уроке говорили?
- Что нового узнала?
Для того чтобы закрепить знания, которые вы получили на уроке заполните таблицу. (Слайд 9)
Проверка. (Слайд 10)
- Что понравилось на уроке?
- Что было особенно интересным?
Спасибо!