Урок-исследование "Разнообразие грибов и их роль в природе"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с разнообразием и особенностями грибов, их ролью в природе.
  2. Научить пользоваться микроскопом.
  3. Прививать интерес к исследовательской работе.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • компьютер, экран, проектор;
  • микроскопы;
  • материал для исследования (выращенные дрожжевые и плесневые грибы);
  • учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

- Какими признаками обладают все живые организмы? (Дышат, растут, размножаются.)

Ученые распределили все живые организмы в два больших царства. Какие? (Все растения – царство растений. Все животные – царство животных.)

- По каким признакам различают растения и животных? (Слайд 2)

Тема сегодняшнего нашего урока «Разнообразие грибов и их роль в природе». На нашем уроке говорить мы будем о грибах.

- В какое царство отнести грибы?

(Обсуждение проблемы в группах.)

- К растениям? Но ведь грибы совсем не похожи на них. Главное – они не зеленые.

- К животным? Но на них они тем более не похожи.

Грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я!». Ученые несколько веков не могли решить: что это вообще такое – грибы?

Сначала грибы отнесли к растениям. Так в книгах и писали: грибы-растения.

Постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Этого, правда, недостаточно, чтобы считать грибы животными, но вполне достаточно, чтобы не считать их растениями.

И в 19 веке один специалист по грибам предложил выделить их в особое, самостоятельное царство – царство грибов. (Слайд 3)

Существует целая наука о грибах – микология.

Существует более 10 тыс. разновидностей грибов.

Сегодня мы поговорим об основных видах грибов, которые наиболее часто встречаются в природе.

  • Плесневые грибы.
  • Дрожжи.
  • Шляпковые (трубчатые и пластинчатые).

2. Виды грибов.

Плесневые грибы. (Слайд 4)

Плесневые грибы или плесень можно наблюдать на остатках продуктов питания. Они вырастают при благоприятных условиях: влага, тепло и питание.

Это несовершенный вид грибов. Давайте посмотрим, как выглядят плесневые грибы под микроскопом. (Слайд 5) Зарисуйте то, что вы увидели.

А теперь я предлагаю посмотреть на вид плесневого гриба под микроскопом – это гриб вырос на древесине.

Некоторые плесневые грибы опасны, они вызывают болезни растений и животных, другие – используют в сыроварении или в медицине для производства антибиотиков.

Следующий вид грибов – это дрожжи. (Слайд 6)

- Где вы встречались с этим видом грибов? (Используют в хлебопечении.)

Дрожжи сборная группа одноклеточных грибов. Широко распространены в природе. Вызывают брожение, благодаря чему используются в пищевой промышленности, сельском хозяйстве (кормовые дрожжи).

Богаты белком и витаминами группы В, пивные дрожжи применяют в медицине.

Давайте посмотрим, как выглядят дрожжи под микроскопом. Теперь посмотрите на экран и сравните с тем, что вы видели под микроскопом.

Следующая разновидность грибов вам очень хорошо знакома – это шляпковые грибы. (Слайд 7)

Они делятся на трубчатые и пластинчатые. Пластинчатые грибы очень просто отличить от трубчатых.

У пластинчатых грибов шляпка покрыта снизу маленькими пластинками, а у трубчатых шляпка снизу напоминает губку.

У нас есть муляжи грибов давайте распределим их на две группы: пластинчатые и трубчатые.

Молодцы!

3. Работа с учебником.

Страница 44 №1.

Деревья и грибы, оказывается, между собой дружат. Тонкие, белые похожие на паутинку нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает воду с растворенными в ней минеральными солями. А дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях. Такое содружество называется микориза.

Одни грибы дружат с разными деревьями, другие – какими-то определенными:

  • Подберезовик мы находим под ... (березой).
  • Подосиновик под ... (осиной).
  • Рыжик под ... (сосной и елью).
  • Масленок под ... (сосной).
  • Белый гриб под ... (березой, елью, сосной).

Нужно помнить о том, что грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу, разрушают пни, поваленные стволы – грибы-трутовики. (Слайд 8) Это санитары леса, без которых не обойтись.

- Ребята, отправляясь за грибами в лес, все ли грибы можно собирать? (Нет.)

Есть съедобные и несъедобные!

Сейчас мы поиграем в игру «Помоги Егорке».

4. Итог урока.

Вывод. Ребята, очень важно помнить что есть съедобные и несъедобные грибы.

Среди трубчатых грибов нет особо опасных, но есть несъедобные, а вот с пластинчатыми нужно быть поосторожнее, среди них есть очень ядовитые грибы.

Итак, давайте сделаем вывод.

- О чем мы сегодня на уроке говорили?

- Что нового узнала?

Для того чтобы закрепить знания, которые вы получили на уроке заполните таблицу. (Слайд 9)

Проверка. (Слайд 10)

- Что понравилось на уроке?

- Что было особенно интересным?

Спасибо!

Приложение