Цели урока:
- Повторить строение растения, назначение его частей.
- Расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения и распространения растений.
- Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности, взаимоконтроль и взаимооценку.
- Расширять кругозор.
- Воспитывать интерес к жизни растений, стремление больше знать.
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- электронная презентация «Размножение растений»;
- учебники и тетради у учащихся;
- «Странички» для книжки-самоделки (домашнее задание);
- таблица для снижения напряжения зрения «Путешествие со звёздочкой»;
- «Сигналы» психологического комфорта на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Тест «Моё настроение».
- Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).
- Настроение замечательное, настрой рабочий.
- Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать!
- Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое о жизни растений.
2. Проверка домашнего задания.
- Какой частью растения является орех? (Плодом.)
- Что интересного о плодах растений вы узнали и хотите нам рассказать?
Сообщения-рисунки учащихся о плодах растений (дети также сообщают источник информации). Взаимооценка работ: чья работа заинтересовала больше? Чем?
Коллективное составление книжки-самоделки «Плоды растений».
3. Актуализация знаний учащихся.
- Расскажите, что вы уже знаете о растениях?
- Подумайте, бывают ли у растений дети?
- Где вы наблюдали, что у растений есть «дети»? Расскажите.
- Во время прогулки в парке или в лесу ты вдруг замечаешь «семейки» (Слайд 2) берёз, орешника, ландышей или других растений. Они образовались в результате размножения растений.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь со способами размножения растений.
(Слайд 1)
4. Изучение нового.
- Вспомните строение растения. (Корень, побег: стебель, лист, цветок, плод.)
(Слайд 3)
- Подумайте, какие части растения нужны для размножения? (Корень, стебель, лист, плод (семя).)
- Размножение растений частями корня, стебля, листа называют вегетативным. Это слово произошло от греческого слова «вегето», что в переводе означает «расту».
(Слайд 4)
- Вегетативным путём размножаются многие сорные растения (сорняки), например, одуванчик, картофель, лук, пырей.
Работа с учебником стр. 68, рисунок вверху.
- Рассмотрите рисунок. Расскажите, как размножаются эти растения.
- Многие цветковые растения размножаются с помощью семян. Вспомните, где образуются семена у растения? (В плодах.)
(Слайд 5)
- Плод у растений – это орган размножения. В некоторых плодах бывает одно семя, например в плоде вишни или сливы. А в других – много. Например, в коробочке мака – тысячи семян!
- Подумайте, зачем растению так много семян?
(Слайд 6)
- Закончите предложение:
- Чем больше образуется семян, тем больше может появиться новых растений если семена попадают в благоприятные условия.
Работа по учебнику. Рубрика «Это важно» стр. 68, внизу.
Физкультурная минутка.
Нежный маленький бутон.
Туго-туго свёрнут он.
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
Гимнастика для глаз «Путешествуем со звёздочкой».
- Итак, мы рассмотрели три способа размножения растений. Какие, назовите (Корнем, стеблем, семенами.)
Работа по учебнику стр. 69 (вверху).
- Рассмотрите рисунки и расскажите, как можно размножать растения листом.
- Какие растения размножаются листьями? (Комнатные.)
- Откройте тетрадь, найдите задание № 59 и поработайте самостоятельно, проверьте свои знания.
Проверка самостоятельной работы фронтально.
Способы распространения семян. (Слайд 7)
- Рассмотрите рисунки и фотографии. Назовите растения. (Берёза, тополь, клён, одуванчик.)
- Подумайте, как семена этих растений попадают на новые территории? (Их разносит ветер.)
- Действительно большинство растений распространяют свои семена с помощью ветра. Плоды и семена у одних растений мелкие и легко разносятся ветром, у других – крупнее. Они имеют специальные приспособления для полёта. Какие? (Рис. стр. 69 в учебнике внизу.)
Работа по учебнику. Чтение рубрики «Этот удивительный мир» стр. 70.
- Плоды некоторых растений тяжёлые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба. Подумайте, как плоды дуба «путешествуют»? (Их растаскивают кабаны, белки, сойки и другие животные.)
- Невысокие деревья черёмуха, рябина, а также ягодные кустарники – бузина, калина, шиповник и травянистые растения – ландыш и др. распространяют свои семена…? Сочные плоды этих растений поедают птицы, а непереваренные семена попадают в землю и прорастают.
- Плоды и семена череды, чертополоха и лопуха имеют крючки или прищепки. Подумайте, для чего им это нужно?
- Они прикрепляются к шерсти животных, перьям птиц или одежде человека, и разносятся на большие расстояния. Также плоды и семена растений вместе с грязью пристают к колёсам автомашин, телег и так «перевозятся» на новые места.
5. Закрепление изученного.
- Расскажите, какую роль играют плоды и семена в жизни растений?
- Догадайтесь, какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи. (Чтобы привлекать птиц.)
- Рассмотрите рисунки на стр. 71 и расскажите, как птицы, звери и люди распространяют семена растений.
Рубрика «Этот удивительный мир» стр. 71.
Творческое задание стр. 71 учебника (для выполнения задания можно объединиться в пары по желанию).
6. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Когда было интересно?
- Определите своё настроение в конце урока.
- Оцените нашу работу на уроке.
Источники информации, рисунки для презетации:
- БЭКМ. Электронное издание. -М.: 2007.
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Учебник по окружающему миру, 3 класс. -М.: Вентана-Граф, 2008.
- Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации. -М.: Вентана-Граф, 2008.