Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Размножение растений"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Повторить строение растения, назначение его частей.
  2. Расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения и распространения растений.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности, взаимоконтроль и взаимооценку.
  4. Расширять кругозор.
  5. Воспитывать интерес к жизни растений, стремление больше знать.

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • электронная презентация «Размножение растений»;
  • учебники и тетради у учащихся;
  • «Странички» для книжки-самоделки (домашнее задание);
  • таблица для снижения напряжения зрения «Путешествие со звёздочкой»;
  • «Сигналы» психологического комфорта на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Тест «Моё настроение».

- Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).

- Настроение замечательное, настрой рабочий.

- Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать!

- Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое о жизни растений.

2. Проверка домашнего задания.

- Какой частью растения является орех? (Плодом.)

- Что интересного о плодах растений вы узнали и хотите нам рассказать?

Сообщения-рисунки учащихся о плодах растений (дети также сообщают источник информации). Взаимооценка работ: чья работа заинтересовала больше? Чем?

Коллективное составление книжки-самоделки «Плоды растений».

3. Актуализация знаний учащихся.

- Расскажите, что вы уже знаете о растениях?

- Подумайте, бывают ли у растений дети?

- Где вы наблюдали, что у растений есть «дети»? Расскажите.

- Во время прогулки в парке или в лесу ты вдруг замечаешь «семейки» (Слайд 2) берёз, орешника, ландышей или других растений. Они образовались в результате размножения растений.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь со способами размножения растений.

(Слайд 1)

4. Изучение нового.

- Вспомните строение растения. (Корень, побег: стебель, лист, цветок, плод.)

(Слайд 3)

- Подумайте, какие части растения нужны для размножения? (Корень, стебель, лист, плод (семя).)

- Размножение растений частями корня, стебля, листа называют вегетативным. Это слово произошло от греческого слова «вегето», что в переводе означает «расту».

(Слайд 4)

- Вегетативным путём размножаются многие сорные растения (сорняки), например, одуванчик, картофель, лук, пырей.

Работа с учебником стр. 68, рисунок вверху.

- Рассмотрите рисунок. Расскажите, как размножаются эти растения.

- Многие цветковые растения размножаются с помощью семян. Вспомните, где образуются семена у растения? (В плодах.)

(Слайд 5)

- Плод у растений – это орган размножения. В некоторых плодах бывает одно семя, например в плоде вишни или сливы. А в других – много. Например, в коробочке мака – тысячи семян!

- Подумайте, зачем растению так много семян?

(Слайд 6)

- Закончите предложение:

  • Чем больше образуется семян, тем больше может появиться новых растений если семена попадают в благоприятные условия.

Работа по учебнику. Рубрика «Это важно» стр. 68, внизу.

Физкультурная минутка.

Нежный маленький бутон.
Туго-туго свёрнут он.
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.

Гимнастика для глаз «Путешествуем со звёздочкой».

- Итак, мы рассмотрели три способа размножения растений. Какие, назовите (Корнем, стеблем, семенами.)

Работа по учебнику стр. 69 (вверху).

- Рассмотрите рисунки и расскажите, как можно размножать растения листом.

- Какие растения размножаются листьями? (Комнатные.)

- Откройте тетрадь, найдите задание № 59 и поработайте самостоятельно, проверьте свои знания.

Проверка самостоятельной работы фронтально.

Способы распространения семян. (Слайд 7)

- Рассмотрите рисунки и фотографии. Назовите растения. (Берёза, тополь, клён, одуванчик.)

- Подумайте, как семена этих растений попадают на новые территории? (Их разносит ветер.)

- Действительно большинство растений распространяют свои семена с помощью ветра. Плоды и семена у одних растений мелкие и легко разносятся ветром, у других – крупнее. Они имеют специальные приспособления для полёта. Какие? (Рис. стр. 69 в учебнике внизу.)

Работа по учебнику. Чтение рубрики «Этот удивительный мир» стр. 70.

- Плоды некоторых растений тяжёлые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба. Подумайте, как плоды дуба «путешествуют»? (Их растаскивают кабаны, белки, сойки и другие животные.)

- Невысокие деревья черёмуха, рябина, а также ягодные кустарники – бузина, калина, шиповник и травянистые растения – ландыш и др. распространяют свои семена…? Сочные плоды этих растений поедают птицы, а непереваренные семена попадают в землю и прорастают.

- Плоды и семена череды, чертополоха и лопуха имеют крючки или прищепки. Подумайте, для чего им это нужно?

- Они прикрепляются к шерсти животных, перьям птиц или одежде человека, и разносятся на большие расстояния. Также плоды и семена растений вместе с грязью пристают к колёсам автомашин, телег и так «перевозятся» на новые места.

5. Закрепление изученного.

- Расскажите, какую роль играют плоды и семена в жизни растений?

- Догадайтесь, какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи. (Чтобы привлекать птиц.)

- Рассмотрите рисунки на стр. 71 и расскажите, как птицы, звери и люди распространяют семена растений.

Рубрика «Этот удивительный мир» стр. 71.

Творческое задание стр. 71 учебника (для выполнения задания можно объединиться в пары по желанию).

6. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Когда было интересно?

- Определите своё настроение в конце урока.

- Оцените нашу работу на уроке.

Источники информации, рисунки для презетации:

  1. БЭКМ. Электронное издание. -М.: 2007.
  2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Учебник по окружающему миру, 3 класс. -М.: Вентана-Граф, 2008.
  3. Менчинская Е.А.  Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации. -М.: Вентана-Граф, 2008.

Приложение