Цель урока: раскрытие значения глагола в речи через знакомство с его семантическими группами.
Задачи урока:
- Ознакомить с семантическими группами глагола.
- Развивать речь, внимание, орфографическую зоркость.
- Воспитывать любовь к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 1) Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие.
(Слайд 2) Сядьте поудобнее, и постарайтесь представить себе все то, что я вам буду говорить. Расслабьтесь, сейчас я обращаюсь к каждому из вас. Посмотри внимательно на это облачное небо. Выбери себе маленькое облачко, на котором ты будешь путешествовать. Прыгни на белое, пушистое облачко. Почувствуй, как ты удобно расположился на этой мягкой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако принесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь произойдет что-то чудесное и волшебное. Твое облачко сейчас перенесет тебя в волшебную страну Глаголию.
II. Работа по теме урока.
(Слайд 3) Тема нашего путешествия значение глагола в речи.
(Слайд 4) Опираясь на тему, попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего путешествия, т.е. что мы должны будем знать к концу путешествия.
Да, цель нашего путешествия, узнать какое значение в речи имеет глагол.
Если мы отправились в путешествие. Значит кто мы?
И как все путешественники мы будем вести «Дневник путешествия», которыми будут ваши рабочие тетради.
(Слайд 5) Откройте «Дневник путешествия», запишите число, классная работа.
(Слайд 6) Для того чтобы наше облачко поплыло по небу, нам нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так. И так 3 раза.
(Слайд 7) Первое облако, которое встретилось нам – это глаголы движения.
(Слайд 8) Запишите в «Дневниках путешествия» с красной строки, с большой буквы глаголы движения, поставьте двоеточие.
Как вы думаете, о чем рассказывают глаголы движения?
По-другому их называют «оживлялки», потому что они заставляют двигаться предмет, передвигаться с одного места на другое.
(Слайд 9) Предлагаю сыграть в игру «Выполни движение». Я читаю строки, вы выполняете движения:
(Слайд 10)
Из-за парты я встаю,
Головою поверчу,
Ногами потопаю,
Руками похлопаю,
До облака дотянусь
И на место опущусь.
Молодцы!
(Слайды 11-15) Сейчас вы сами будете оживлять предметы. Оживить предмет, можно верно назвав его, и способ его передвижения.
Итак, первый предмет… Лягушка прыгает. Какой здесь глагол движения? Запишите его в «Дневник путешествия» после двоеточия с маленькой буквы и т.д.
(Слайд 16) Молодцы. Вы хорошо поработали. Вот мы и познакомились с глаголами движения, давайте сделаем вывод, для чего нужны в речи глаголы движения?
Правильно, глаголы движения нужны, чтобы рассказать о движении предмета.
(Слайд 17) Сегодня вы будете самостоятельно оценивать свою работу на уроке. У вас на партах лежат листы самоконтроля. Первая строка – глаголы движения. Оцените себя самостоятельно.
(Слайд 18) Чтобы продолжить путешествие, нам нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так. И так 3 раза.
(Слайд 19) Следующее облако – глаголы труда.
(Слайд 20) Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с заглавной буквы глаголы труда, поставьте двоеточие.
О чем могут рассказать глаголы труда?
Выполнив задания, мы узнаем, правильно ли вы думаете.
(Слайд 21) Предлагаю сыграть в игру «Кто что делает?»
(Слайд 22) Перед вами два столбика со словами. В левом столбике перечислены профессии. Читаем их. В правом – глаголы, обозначающие трудовые процессы, которые выполняют люди данных профессий. Читаем их. Наша задача – установить соответствие между словами, т.е. каждой профессии мы должны подобрать соответствующий ей глагол труда из правого столбика. Комментируй.
Молодцы!
(Слайд 23) Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе. Для этого ответьте на вопрос: что делает ученик на уроках? Называем только глаголы.
(Слайд 24) Молодцы! Сделаем вывод: для чего в речи нужны глаголы труда?
Совершенно верно, глаголы труда нужны, чтобы рассказать о трудовой деятельности предмета.
(Слайд 25) Оцените себя самостоятельно.
(Слайд 26) Для того чтобы продолжить путешествие, нам опять нужен ветер. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так. И так 3 раза.
(Слайд 27) Следующее облако – глаголы звучания.
(Слайд 28) Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы звучания, поставьте двоеточие. По-другому их еще называют «звучалки». А почему их так называют?
(Слайд 29) Сейчас мы с вами будем озвучивать предметы. Послушайте задание: перед вами таблица со словами-предметами. Клетка со звездочкой – старт. Я произношу маршрут, вы глазами отслеживаете его по таблице и называете предмет и глагол звучания. Например, одна клетка вверх: волк воет. Глагол звучания воет. Вам понятно задание?
(Слайд 30) Молодцы! Сделаем вывод: о чем рассказывают глаголы звучания?
Правильно, глаголы звучания рассказывают о звуках, которые издает предмет.
(Слайд 31) Оцените себя самостоятельно.
(Слайд 32) Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так. И так 3 раза.
(Слайд 33) Следующее облачко – глаголы цвета.
(Слайд 34) Запишите в «Дневниках путешественников» с красной строки, с большой буквы глаголы цвета, поставьте двоеточие.
Для чего в речи мы используем глаголы цвета? Они помогают нам раскрасить предмет, передать его цвет.
(Слайд 35) Предлагаю вам отгадать загадку:
Растет – зеленеет,
Упадет – пожелтеет,
Полежит – почернеет.
Самостоятельно выпишите глаголы цвета.
Проверяем. Молодцы!
(Слайд 36) Следующее задание будет таким: в разных местах класса находятся карточки, на которых написаны глаголы. Их 5. Не выходя из-за парты, найдите их, запишите глаголы цвета. (Слова на карточках – краснеет, голубеет, идет, летит, падает.)
Проверяем.
(Слайд 37) Сделаем вывод: для чего в речи нужны глаголы цвета?
Совершенно верно, глаголы цвета нужны, чтобы рассказать о цвете предмета.
(Слайд 38) Оцените себя самостоятельно.
(Слайд 39) Подул ветерок. Вдохни носом побольше воздуха и с силой выдохни его ртом. Вот так. И так 3 раза.
(Слайд 40) Следующее облако – глаголы чувства.
(Слайд 41) Запишите в «Дневники путешествия» с красной строки, с большой буквы глаголы чувства, поставьте двоеточие.
О чем могут рассказать глаголы чувства? Эти глаголы помогают передать чувства, которые испытывает предмет.
(Слайд 42) От данных существительных образуйте однокоренные глаголы: радость, смех, веселье, любовь, улыбка (устно).
Ребята, как вы считаете, настроение человека зависит от улыбки? Совершенно верно, как поется в известной детской песенке «От улыбки станет всем светлей…». Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, и пусть хорошее настроение останется с нами надолго.
(Слайд 43) Работа с текстом. Перед вами текст: Герда смеялась и плакала от радости. Глядя на девочку, радовалось всё вокруг. Из какой сказки отрывок? Кто ее автор? Выпишите глаголы чувства, их 3. Проверяем.
(Слайд 44) Сделаем вывод: для чего нужны в речи глаголы чувства?
Да, глаголы чувства нужны для того, чтобы передать чувства или настроение предмета.
(Слайд 45) Оцените себя самостоятельно.
(Слайд 46) Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале нашего путешествия.
III. Итог урока.
(Слайд 47) Как вы считаете, мы узнали, какое значение имеет глагол в речи? Давайте еще раз хором повторим.
(Слайд 48) Перед вами текст: «Весна».
Пришла весна. Ещё вчера ребята лепили снеговика, а сегодня журчат ручьи.
Скоро зазеленеет травка. Всё вокруг радуется приходу весны!
Послушайте задание: найти все глаголы и отнести их к одной из групп, с которыми мы познакомились на уроке.
IV. Домашнее задание.
(Слайд 49) Домашнее задание я вам приготовила на маленьких облачках, чтобы, готовясь к уроку, вы еще раз вспомнили наше путешествие.
(Слайд 50) Самостоятельно оцените свою работу во время путешествия.
V. Рефлексия.
(Слайд 51) Ваше мнение о путешествии.
(Слайд 52) Твое облачко сейчас вернет тебя на твое место в классе. Поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе…
Благодарю за приятное путешествие.