Цель.
Повторить:
а) письменные приемы умножения и деления;
б) действия с дробями;
в) решение сложных выражений.
Закрепить:
а) умение решать неравенства;
б) решение задач с избыточными данными;
в) геометрический материал.
Воспитывать в детях коллективизм, расширять кругозор
Ход урока
I Сообщение темы и цели урока.
- Когда над землею летит космонавт,
Глядят ему вслед миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят.
Те звезды, к которым они полетят.
- Ребята, сегодня наш урок необычный. Мы отправляемся в космическое путешествие. Ведь 12 апреля исполнилось 35 лет с того дня, как в космос полетел первый человек.
- Кто знает имя первого космонавта Земли (Ю.А. Гагарин).
- Помните, что космонавты должны быть сильными, смелыми, внимательными, иметь глубокие и прочные знания по многим предметам, в том числе по математике.
- Сегодня на уроке в нашем тренировочном полете мы закрепим умения и навыки, полученные ранее: будем делить и умножать трехзначные числа, решать задачи и сложные выражения, работать с геометрическим материалом и дробями.
II Закрепление изученного.
1. Сначала мы должны определить курс полета.
- Прочитайте запись на доске:
XXII – X = (12)
L – XXVI = (24)
V + XIII = (18)
C – LXX = (30)
- Найдите значение выражений, запишите их в порядке возрастания: 12, 18, 24, 30.
- Прочитайте числа. Что общего вы заметили? (четные, натуральные, двузначные).
- Какое число лишнее? Почему? (в числе 30 нет единиц).
- Какую закономерность вы заметили? (каждое последующее число увеличивается на 6).
- Используя подмеченную закономерность, продолжите ряд вправо и влево на одно число:
6, 12, 18, 24, 30, 36
- Прочитайте числа. Найдите сумму чисел, которая укажет вам курс полета.
6 + 12 + 18 + 24 + 30 + 36 = 126
125 – Марс
126 – Луна
127 – Венера
126 – Луна. Итак, мы отправляемся на Луну.
- Какие математические законы вы использовали при сложении? (сочетательный, переместительный)
2. - Но на чем же мы отправляемся в полет?
- При подготовке полета нужны точные математические расчеты. Известно, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, так как с опозданием обнаружили ошибку в расчете, которая могла обернуться катастрофой.
- Благополучие нашего путешествия зависит от ваших расчетов. Они же и укажут, на чем мы отправимся в полет.
Рисунок |
Рисунок |
Рисунок |
воздушного шара |
самолета |
ракеты |
632 : 4 = 153 |
918 : 3 = 36 |
256 : 8 = 32 |
- Сделайте проверку данных примеров и выясните, на чем мы полетим.
- Как правильно проверить деление? (умножением и делением).
- На доске проверим умножением, а в тетрадях делением.
153*4=814 |
632:4=158 |
36*3=108 |
918:3=306 |
32*8=256 |
256:8=32 |
- Итак, в полет мы отправимся на ракете.
3. Но в полете нужен командир экипажа.
- Мы поиграем в игру “Поднимись по лесенке”. Кто поднимется выше всех, тот и будет командиром.
(16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048, 4096, 8192, 16384, 32768)
- Вслед за командиром поднимаемся в салон корабля и займем свои места.
4. Бортинженеры! Проверьте готовность к полету, покажите ответы на блок-сигналах:
3, 2, 1 – Внимание! Старт!
5. Полет начался, а вместе с ним и космические перегрузки.
а) Математический диктант мы проведем, используя числовой координатный луч:
А – частное чисел 77 и 11 (7)
В – произведение чисел 48 и 0 (0)
С – число 6 увеличить само на себя (12)
Д – 1/3 часть о числа 15 (5)
Е – число 98 разделить на 98 (1)
М – число 16 уменьшить наполовину (8)
б) Определить время в полете
- Что записано на доске? (система неравенств). Составьте двойное неравенство и найдите значение х.
44 < х < 46
х = 45 – время в полете.
6. Посмотрите в иллюминаторы. Справа по курсу – созвездие сложных выражений.
- Прочитайте выражения. Что общего? (действия I и II).
- Какое выражение отличается? (3)
- Почему? (в нем 3 действия)
- Каков порядок действий в этом выражении? Составьте программу действий для его решения. Если вы правильно решите выражения, то звезды укажут вам № следующего задания.
167 + 248 : 4 + 369 = 598
7. Решение №598.
- Прочитайте. Что это? (задача).
- Докажите (есть условие, вопрос).
- Прочитайте условие, вопрос.
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? (да).
- Простая или составная? (простая).
- Что вы заметили в условии? (лишние данные).
- Почему они лишние? (не нужны для ответа на главный вопрос).
- Какие данные нужны?
На автомобиле – 146 км
Пешком - ? на 50 км <
- Какое действие вы выбрали для решения? Почему? Запишите решение и вопрос (ответ).
146 – 59 = 96 (км)
Ответ: 96 км проехал турист.
8. Внимание! Впереди по курсу Луна. Наш корабль совершает мягкую посадку.
Луна – шар, спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны 384 тыс. км.
- Приготовиться к логической разминке!
а) На Луне нет воды, воздуха, нет дождей, снега. t? днем +120?, t? ночью –150?. Может ли быть жизнь на Луне?
б) День на Луне равен ночи и равен двум земным неделям. Сколько это суток? (14).
в) На Луне звезды видны даже при свете солнца. Вега ярче Тельца, а Сириус ярче Веги. Какая звезда самая яркая? (Сириус).
г) Поверхность Луны испещрена кратарами – воронками от метеоритов – лунных камней. Сколько весит лунный камень, доставленный луноходом на Землю? (6 кг). Сколько он весил на Луне, если все предметы там в 6 раз легче? (1 кг).
д) Мы захватили с собой вымпелы: 2 красных и 3 синих. Сколько штук я должна достать из пакета, не глядя, чтобы среди них был хотя бы один красный? (4).
Оставил вымпел на памяти о пребывании на Луне.
9. Наденьте скафандры. Выходим на поверхность Луны.
Физкультминутка
10. Наша ракета отправляется в обратный путь на Землю.
- Впереди по курсу – неопознанные летающие объекты – НЛО.
- На какие геометрические фигуры они похожи?
- Начертите такие фигуры (похожие) в своих бортжурналах, № фигуры соответствует № ряда.
- Можно ли выполнить задание? (нет данных).
- Выбирайте необходимые данные:
- Можно ли теперь выполнить задание?
(нужен масштаб)
М 1 : 100
- Заштрихуйте:
прямоугольника
круга
квадрата
- Выберите фигуры, которые у вас получились?
- Что обозначает в дроби числитель (знаменатель)?
-Дополните дроби до 1:
, ,
11. Осторожно! Начался звездный дождь. Это хвостатые кометы. Расположите дроби в порядке убывания:
, , ,
У Р А !
12. Наше путешествие подошло к концу. Мы возвратились на Землю.
III Итоги урока. Оценки.
- Сегодня на уроке мы повторили все, что изучали во 2 классе: решали примеры и задачи, повторяли сведения о дробях и неравенствах, работали с числовым координатным лучом. А еще мы узнали много нового о Луне, учились любить и беречь свою Родину, узнали, как нелегко быть космонавтом.
Спасибо вам, ребята, за труд, за внимание, за усердие.