Цели урока:
- дидактическая:
- воспитательная:
- – формирование чувства дружбы;
- развивающая:
– закрепление пройденного материала;
– обобщение и систематизация знаний о среде программирования Паскаль;
– освоение приемов построения простых рисунков на языке Turbo Pascal;
– формирование мотивации к информатики;
– развитие логического мышления;
– развитие навыков работы с системой программирования.
Ученики должны знать:
- особенности среды Turbo Pascal;
- особенности работы в графическом режиме CRAPH;
- стандартные процедуры и функции модуля CRAPH.
Ученики должны уметь:
- производить необходимые действия с программой;
- работать в графическом режиме;
- правильно применять стандартные процедуры и функции модуля CRAPH.
Структура урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих. Постановка цели. Формирование мотивации к изучению темы. Каждый ученик заполняет первые две строчки таблицы:
Нарисуй свое настроение в начале урока | |
Оцени выполнение домашнего задания | |
Пусть оценит твою работу сосед | |
Оцени работу на уроке (сам себя) | |
Оценка учителя: | |
Нарисуй свое настроение в конце урока |
2. Ход урока. Приложение (презентация).
1.Устный опрос
Мы с вами научились создавать простые рисунки в программе Turbo Pascal с помощью Line, Circle, Bar. Давайте повторим (устно):
- Как открыть новую программу в Turbo Pascal
- Как выйти из программы Turbo Pascal
- Как сохранить программу Turbo Pascal
- Как запустить программу на выполнение
- Как просмотреть результат выполнения программы
- Что вы знаете о графическом изображении:
Ученики рассказывают:
Графические изображения в среде Turbo Pascal формируются из ряда светящихся точек – пикселей. Любой пиксель задается парой координат. Начало координат – точка (0,0) – левый верхний угол экрана. Для различных графических режимов работы координатные сетки могут быть разными. Средства управления экраном в графическом режиме находятся в модуле GRAPH
6.Скажите, пожалуйста, в каких пределах лежит координата Х любой точки?
(от 0 до 639)
7. А координата Y – (в пределах от 0 до479).
8. Какая процедура рисует линию? (процедура Line (x1,y1,x2,y2))
9. Какая процедура рисует окружность?( Circle(x,y,r))
10. Какая процедура рисует прямоугольник?( Bar(x1,y1,x2,y2))
2. Практическая работа
1/2 часть класса садится за компьютеры и программирует рисунок, подготовленный дома в тетради.
Вторая половина класса работает с учителем:
Задание: на доске рисунок. Вы знаете, что 2008 год-год семьи, предлагаю вам подсказать мне, как можно составить программу, чтоб получить рисунок (рисунок на доске)
Ученики выходят к доске и прописывают графические процедуры по рисунку. Учитель помогает им, используя, интерактивную доску.
3.Гимнастика для глаз
ВАРИАНТ 1.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6 . Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вниз и вверх. Повторить 3-4 раза.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо, вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
ВАРИАНТ 2.
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо – вниз - влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
4. Практическая работа
Группы меняются.
Первая группа садится за парты, вторая за компьютеры и продолжают программировать рисунок, начатый свои одноклассником. Будьте внимательны, правильно подбирайте координаты!
Вторая группа работает с учителем:
На доске программа. Как вы думаете, какой рисунок получится, попробуйте изобразить в системе координат в тетради. Кто первый, показывает учителю.
Подсказка: должна получиться достопримечательность города Казани.
bar(120,480,160,400);
bar(210,480,250,400);
bar(160,400,210,440);
bar(130,340,240,400);
bar(140,340,230,300);
bar(150,260,220,300);
bar(160,260,210,200);
bar(170,200,200,150);
line(170,150,185,40);
line(200,150,185,40);
circle(185,30,10);
Дополнительно:
bar(300,480,600,440);
bar(610,450,290,440);
line(350,440,300,420);
line(550,440,600,420);
line(300,420,360,400);
line(600,420,540,400);
line(360,400,420,395);
line(540,400,480,395);
line(480,395,420,395);
Итог урока
Дети показывают получившиеся рисунки. Оцениваются учителем.
Заполняют таблицу вместе с учителем, которую начали заполнять в начале урока
Нарисуй свое настроение в начале урока | |
Оцени выполнение домашнего задания | |
Пусть оценит твою работу сосед | |
Оцени работу на уроке (сам себя) | |
Оценка учителя: | |
Нарисуй свое настроение в конце урока |
Домашнее задание:
Для второй группы. Составить программу по рисунку:
Для первой группы. По программе нарисовать рисунок.
bar(120,480,160,400);
bar(210,480,250,400);
bar(160,400,210,440);
bar(130,340,240,400);
bar(140,340,230,300);
bar(150,260,220,300);
bar(160,260,210,200);
bar(170,200,200,150);
line(170,150,185,40);
line(200,150,185,40);
circle(185,30,10);