Цели:
Образовательные: проанализировать половую структуру населения; определить причины, влияющие на продолжительность жизни; дать определение понятия “образ жизни”.
Развивающие: способствовать формированию и развитию умений и навыков самостоятельной работы; умение анализировать статистические данные.
Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, сознания себя частью современного общества; формирование потребности в здоровом образе жизни.
Форма урока: комбинированный урок с применением ИКТ.
Методы обучения: создание проблемной ситуации, частично-поисковый, создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.
Оборудование: презентация “Соотношение мужчин и женщин в России”, видеоролик “Население России”, карта полушарий, рисунки, фото, магниты, рабочая карта для учащихся, тесты.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
2. Изучение нового материала.
Актуализация познавательной деятельности.
Видеоролик “Население России”.
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать тему “Население России”. Человек – высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности.
Людей не интересных в мире нет. Их судьбы – как история планет. Вы подрастающее население России. Вы оплот и надежда нашей страны.
Сегодня на уроке я попросила сесть вас по- новому. Ваша посадка связана с темой нашего урока. Подумайте и скажите о чем, сегодня пойдет разговор.
Дети: о мальчиках и девочках (мужской и женский пол).
Учитель: посчитайте, сколько в классе мальчиков?
Сколько в классе девочек? Сравните и сделайте вывод.
А знаем ли мы, какая ситуация соотношения мужчин и женщин в нашей стране (не знаем).
Тема урока: Соотношение мужчин и женщин в России.
Запись даты, темы урока и фамилии в рабочих листах.
Учитель: Давайте исходя из темы урока, сформулируем задачи:
- соотношение мужчин и женщин;
- средняя продолжительность жизни (голос 1, голос 2);
- причины, влияющие на среднюю продолжительность жизни;
- образ жизни.
Работать вы будете по этапам как всегда, задания прописаны в рабочих листах, не забывайте оценивать свою работу после каждого этапа.
Ярким показателем демографической ситуации является половая и возрастная структура населения. Сегодня мы рассматриваем половую структуру населения (соотношения мужчин и женщин) России.
Переходим к изучению первого этапа, узнаем каково соотношение мужчин и женщин в нашей стране. Послушайте, пожалуйста.
презентация, слайд + голос
Заполните соответствующее поле в ваших рабочих листах.
Учитель: ребята вспомните, у кого из вас живы, сейчас бабушки, дедушки?
Прабабушки, прадедушки?
Как вы думаете, изменяется ли соотношение между мужчинами и женщинами по возрастам? презентация, слайд + голос Вывод: женского населения в России больше.
Используя математические символы, заполните пропуски в задании в рабочих листах.
- Давайте, попробуем ответить на вопрос, почему с возрастом численность мужчин становиться меньше?
Дополнить свой ответ можно с помощью учебника, и выполнить задание в своих рабочих листа.
Учитель: назовите, какие причины, влияют на уменьшение численности мужчин.
презентация, слайд
Проверь свою работу со слайдом и поставь оценку.
По статистике мужчины живут на 14 лет меньше, чем женщины в нашей стране.
Как вы думаете, как можно увеличить продолжительность жизни?
Дети: вести здоровый образ жизни.
Но не только! Работа с учебником, стр. 244, рис. 202. Выясним, какие еще факторы влияют на здоровье.
Запишите в рабочих листах, выполнив следующее задание.
Учитель: назовите факторы, влияющие на здоровье. презентация, слайд
За выполнение работы не забудьте оценивать вашу деятельность. Поставь себе оценку.
Учитель: выделите группу факторов, на которые вы можете оказать непосредственное воздействие, причем таким образом, чтобы это имело положительное влияние на ваших будущих детей.
Дети: образ жизни. презентация, слайд
Учитель: Как вы думаете, какой образ жизни нужно вести, чтобы увеличить продолжительность жизни?
Дети: ЗОЖ.
“Век живи – век трудись, а трудясь – век учись”. Учись быть здоровым.
Мы выяснили, что такое образ жизни, что значит здоровый. Выясните, что такое здоровье?
Работая с учебником, выполните следующее задание в рабочих листа, а также проанализируйте свой образ жизни. презентация, слайд
Поставь себе оценку за этот этап работы.
Вывод: если вести ЗОЖ, можно долго жить.
Пора и нам подумать о своем здоровье, давайте проведем физкультминутку.
Физкультминутка. слайд
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Учитель: как гласить народная примета - “Жизнь долга, если она полна”. Полна тогда, когда человек здоров. Там где нет здоровья, нет долголетия (долгой жизни).
Мы рассматриваем продолжительность жизни населения России в XXI веке.
Взяв во внимание, сказанное об уровне жизни, образе жизни и применив знания из обществознания, истории, скажите, как долго жили люди в разные века.
Работа у доски задание на соответствие:
В эпоху античности предельный возраст был равен – 36 годам, в средние века – 40 лет, в середине 19 века - 48 лет, в конце 20 века в России продолжительность жизни у мужчин – 57 лет, у женщин – 71 год.
Вывод: из века в век становится выше уровень жизни. презентация, слайд
Поставь себе оценку за этот этап работы.
Учитель: (учитель вызывает ученика к доске и просит прикрепиь табличку к карте ).
Совершая, кругосветное путешествие вокруг Земли мы увидим, как по разному и как долго живут люди в разных уголках планеты. презентация, слайд
Ребята, почему в развитых странах люди живут дольше? Сделайте вывод.
Вывод: пропаганда ЗОЖ.
В России средняя продолжительность жизни низкая по сравнению с развитыми странами.
Какие причины могут влиять на среднюю продолжительность жизни в России?
Давайте вспомним с прошлого урока.
3. Первичное закрепление
Учитель: сегодня мы рассмотрели вопросы:
- соотношение мужчин и женщин;
- средняя продолжительность жизни;
- причины, влияющие на среднюю продолжительность жизни;
- образ жизни.
4. Закрепление.
Тест 1 вариант
1. Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин?
А) организм женщины, ответственный за продолжение рода, более жизнеспособен.
Б) мужчин меньше рождается и больше умирает.
В) женщин рождается больше и меньше умирает
2. Каково соотношение мужчин и женщин в районах нового освоения территории:
А) примерно поровну с преобладанием женщин.
Б) поровну мужчин и женщин.
В) преобладают женщины.
Г) преобладают мужчины.
3. Почему в развитых странах люди живут дольше, чем в России?
А) лучше климатические условия.
Б) природные ландшафты разнообразнее, чем в России.
В) раньше наступает пенсионный возраст, чем в России.
Г) пропаганда здорового образа жизни.
4. Каково соотношение мужчин и женщин в староосвоенных районах России?
А) примерно поровну с преобладанием женщин.
Б) поровну мужчин и женщин.
В) преобладают женщины.
Г) преобладают мужчины.
Тест 2 вариант
1. Каково соотношение мужчин и женщин в районах нового освоения территории:
А) примерно поровну с преобладанием женщин.
Б) поровну мужчин и женщин.
В) преобладают женщины.
Г) преобладают мужчины.
2. Почему в развитых странах люди живут дольше, чем в России?
А) лучше климатические условия.
Б) природные ландшафты разнообразнее, чем в России.
В) раньше наступает пенсионный возраст, чем в России.
Г) пропаганда здорового образа жизни.
3. Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин?
А) организм женщины, ответственный за продолжение рода, более жизнеспособен.
Б) мужчины больше подвержены вредным привычкам.
В) мужчин меньше рождается и больше умирает.
Г) женщин рождается больше и меньше умирает
4. Какая страна имеет высокую продолжительность жизни?
А) США.
Б) Япония.
В) Германия.
7) Россия.
5. Каково соотношение мужчин и женщин в староосвоенных районах России?
А) примерно поровну с преобладанием женщин.
Б) поровну мужчин и женщин.
В) преобладают женщины.
Г) преобладают мужчины.
Ответы
Оценка:
5. Рефлексия.
Как я усвоил материал?
1. Получил прочные знания, усвоил весь материал - 7 баллов
2. Усвоил новый материал частично - 5 баллов
3. Мало что понял. Необходимо ещё поработать - 3 балла
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой?
1. Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 3 балла.
2. допустил ошибки - 2 балла.
3. Не справился - 1 балл.
Максимальное количество баллов – 10. А сколько у вас - ?
Оцените себя:
10 – 9 баллов – “5”
8 – 7 баллов – “4”
6 – 5 – баллов – “3”.
6. Итог урока.
“Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам”.
Здоровье – красота. Так будем же красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано природой, поддерживайте свое здоровье. Приумножайте капитал ЗОЖ.
У природы есть закон –
счастлив будет только тот,
кто здоровье сбережет.
Прочь гони-ка все хворобы!
Поучись-ка быть здоровым!
7. Домашнее задание. § 45, стр. 246, задание № 5 презентация, слайд
Спасибо за урок!