Материальное производство и непроизводственная сфера

Разделы: Экономика


Цели:

  • ознакомление учащихся с новыми понятиями материального производства и непроизводственной сферы, научить определять принадлежность к одной из этих сфер;
  • расширение круга экономических понятий, развитие логического мышления, устной речи учащихся, умения анализировать, приводить реальные примеры из окружающего нас мира;
  • воспитание честности, дружеского отношения в коллективе, чувства справедливости, умения слушать мнение других.

Оборудование: интерактивная доска; флипчарт (см. приложение 1), подготовленный к уроку, учебное пособие «Основы экономики: Наш мир» для учащихся 5-го класса.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 2-3 мин.
  2. Актуализация знаний – 3 мин.
  3. Изучение нового материала – 13-15 мин.
  4. Работа с книгой, с заданием на доске – 7 мин.
  5. Самостоятельная работа – 12 мин.
  6. Самопроверка – 3 мин.
  7. Итоги. Постановка домашнего задания – 2 мин.

Ход урока

1. Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель настраивает класс на работу. Проверяет готовность учащихся к уроку.

2. Учитель:

- На прошлом уроке мы с вами выполняли следующую работу: отгадывали загадки и пытались определить принадлежность того или иного предмета к какой-либо из групп: ресурсы, бытовая техника, потребности, инструменты и т.д. А также пробовали найти критерии для объединения их в другие группы, по какому-либо иному принципу. Давали объяснение в каждом из случаев. В общем, говорили о предметах в жизни человека с экономической точки зрения. Прежде чем мы начнем работать по новой теме, давайте отгадаем 2 ребуса и дадим определение этим отгадкам (ответы к ребусам: товар и услуга).

Выслушать определения товара и услуги, данные учащимися класса.

Что общего между этими словами и в чем их различие? Подвести к тому, что оба эти понятия являются товаром с точки зрения экономики, т.е. продаются за определенную плату. Отличие в том, что товар материален, а услуга – нет.

Приведите примеры предприятий в нашем городе. Какие из них занимаются производством товаров, а какие оказывают услуги.

Как вы видите их тоже можно разделить на две категории. Изучением этих видов производства мы сегодня и займемся.

3. Объявление темы: материальное производство и непроизводственная сфера.

Рассматривается схема на доске.

К МП относятся:

  • промышленность
  • сельское хозяйство
  • водное, лесное хозяйство
  • строительство
  • грузовой транспорт
  • связь
  • торговля
  • общественное питание
  • материально-техническое обеспечение.

К НС относятся:

  • жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание
  • пассажирский транспорт
  • здравоохранение
  • связь между непроизводственной сферой
  • физкультура
  • культура
  • наука
  • искусство
  • просвещение.

4. Работа с доской.

Задание: разделить изображения на две группы (см. приложение): материальное производство и непроизводственная сфера. Один из учеников работает у доски, перемещая на доске объекты, размещает их в две группы. Комментирует свои действия.

Работа по книге, стр.12. Фронтальный опрос. Каждое предложение предлагается разным ученикам в классе, с объяснением, к какой именно отрасли относится ситуация, описанная в предложении.

Задание: прочитай предложения, распредели по группам, объясни.

  • На полях выращивают богатый урожай.
  • Обувь продают в обувном магазине.
  • Жители нашего города пользуются услугами пассажирского транспорта.
  • В Астане возводят новые жилые дома.
  • На юге нашей страны выращивают хлопок – «белое золото».
  • В Караганде, Экибастузе добывают «черное золото» – уголь.
  • В нашей стране обязательное среднее образование.

После того как предложения с объяснением учащихся распределены по группам, необходимо найти соответствие между иллюстрациями, подготовленным на доске, и номерами предложений. К доске вызывается ученик и проставляет в кружочки номера соответствующих предложений.

5. Учитель: Давайте проверим, насколько вы усвоили сегодняшнюю тему.

Тест для самоконтроля.

Записать номера предложений в два столбика: 1 – предложения, в которых говорится о МП, 2 - предложения, в которых говорится о НС.

  1. В городе действует завод по производству алюминия.
  2. Учащиеся получают знания у своих учителей.
  3. На чемпионате мира наш спортсмен установил мировой рекорд.
  4. Картина получилась весьма оригинальной, и автор оказался доволен.
  5. В киоске продавались только цветы.
  6. Мы зашли пообедать в столовую.
  7. Терапевт принимает только до 14.00.
  8. Автобус №1 начал свой маршрут.
  9. Рыболовное судно вернулось в порт.
  10. На научном симпозиуме выступали ученые разных стран.
  11. Сантехник починил сорванный кран.
  12. Груженый КамАЗ двигался по дороге.
  13. В театре была премьера спектакля.
  14. Фабрика выпустила новую продукцию.
  15. Недавно закончилось строительство канала.

Творческое задание: Придумать и записать по три предложения, в которых описана ситуация одного из направлений (МП или НС).

6. Самопроверка теста. (По усмотрению учителя ребята выполняют либо взаимопроверку, либо самопроверку.)

Ключ к тесту:

К МП относятся

К НС относятся

1, 5, 6, 9, 11, 12, 14, 15.

2, 3, 4, 7, 8, 10, 13.

Провести анализ и разбор ошибок. Учащиеся, ответившие правильно, объясняют ошибки ребятам, давшим неправильный ответ.

Проверка творческого задания: выслушать варианты учеников, предложить другим учащимся назвать группу, к которой принадлежит данная ситуация.

7. Выставление и объявление оценок за урок.

Домашнее задание: объяснить слова: вклад, вкладчик, заем, заемщик. Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на следующем уроке? Объясните ответ.