Цели:
- ознакомление учащихся с новыми понятиями материального производства и непроизводственной сферы, научить определять принадлежность к одной из этих сфер;
- расширение круга экономических понятий, развитие логического мышления, устной речи учащихся, умения анализировать, приводить реальные примеры из окружающего нас мира;
- воспитание честности, дружеского отношения в коллективе, чувства справедливости, умения слушать мнение других.
Оборудование: интерактивная доска; флипчарт (см. приложение 1), подготовленный к уроку, учебное пособие «Основы экономики: Наш мир» для учащихся 5-го класса.
Структура урока:
- Организационный момент – 2-3 мин.
- Актуализация знаний – 3 мин.
- Изучение нового материала – 13-15 мин.
- Работа с книгой, с заданием на доске – 7 мин.
- Самостоятельная работа – 12 мин.
- Самопроверка – 3 мин.
- Итоги. Постановка домашнего задания – 2 мин.
Ход урока
1. Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель настраивает класс на работу. Проверяет готовность учащихся к уроку.
2. Учитель:
- На прошлом уроке мы с вами выполняли следующую работу: отгадывали загадки и пытались определить принадлежность того или иного предмета к какой-либо из групп: ресурсы, бытовая техника, потребности, инструменты и т.д. А также пробовали найти критерии для объединения их в другие группы, по какому-либо иному принципу. Давали объяснение в каждом из случаев. В общем, говорили о предметах в жизни человека с экономической точки зрения. Прежде чем мы начнем работать по новой теме, давайте отгадаем 2 ребуса и дадим определение этим отгадкам (ответы к ребусам: товар и услуга).
Выслушать определения товара и услуги, данные учащимися класса.
Что общего между этими словами и в чем их различие? Подвести к тому, что оба эти понятия являются товаром с точки зрения экономики, т.е. продаются за определенную плату. Отличие в том, что товар материален, а услуга – нет.
Приведите примеры предприятий в нашем городе. Какие из них занимаются производством товаров, а какие оказывают услуги.
Как вы видите их тоже можно разделить на две категории. Изучением этих видов производства мы сегодня и займемся.
3. Объявление темы: материальное производство и непроизводственная сфера.
Рассматривается схема на доске.
К МП относятся:
|
К НС относятся:
|
4. Работа с доской.
Задание: разделить изображения на две группы (см. приложение): материальное производство и непроизводственная сфера. Один из учеников работает у доски, перемещая на доске объекты, размещает их в две группы. Комментирует свои действия.
Работа по книге, стр.12. Фронтальный опрос. Каждое предложение предлагается разным ученикам в классе, с объяснением, к какой именно отрасли относится ситуация, описанная в предложении.
Задание: прочитай предложения, распредели по группам, объясни.
- На полях выращивают богатый урожай.
- Обувь продают в обувном магазине.
- Жители нашего города пользуются услугами пассажирского транспорта.
- В Астане возводят новые жилые дома.
- На юге нашей страны выращивают хлопок – «белое золото».
- В Караганде, Экибастузе добывают «черное золото» – уголь.
- В нашей стране обязательное среднее образование.
После того как предложения с объяснением учащихся распределены по группам, необходимо найти соответствие между иллюстрациями, подготовленным на доске, и номерами предложений. К доске вызывается ученик и проставляет в кружочки номера соответствующих предложений.
5. Учитель: Давайте проверим, насколько вы усвоили сегодняшнюю тему.
Тест для самоконтроля.
Записать номера предложений в два столбика: 1 – предложения, в которых говорится о МП, 2 - предложения, в которых говорится о НС.
- В городе действует завод по производству алюминия.
- Учащиеся получают знания у своих учителей.
- На чемпионате мира наш спортсмен установил мировой рекорд.
- Картина получилась весьма оригинальной, и автор оказался доволен.
- В киоске продавались только цветы.
- Мы зашли пообедать в столовую.
- Терапевт принимает только до 14.00.
- Автобус №1 начал свой маршрут.
- Рыболовное судно вернулось в порт.
- На научном симпозиуме выступали ученые разных стран.
- Сантехник починил сорванный кран.
- Груженый КамАЗ двигался по дороге.
- В театре была премьера спектакля.
- Фабрика выпустила новую продукцию.
- Недавно закончилось строительство канала.
Творческое задание: Придумать и записать по три предложения, в которых описана ситуация одного из направлений (МП или НС).
6. Самопроверка теста. (По усмотрению учителя ребята выполняют либо взаимопроверку, либо самопроверку.)
Ключ к тесту:
К МП относятся |
К НС относятся |
1, 5, 6, 9, 11, 12, 14, 15. |
2, 3, 4, 7, 8, 10, 13. |
Провести анализ и разбор ошибок. Учащиеся, ответившие правильно, объясняют ошибки ребятам, давшим неправильный ответ.
Проверка творческого задания: выслушать варианты учеников, предложить другим учащимся назвать группу, к которой принадлежит данная ситуация.
7. Выставление и объявление оценок за урок.
Домашнее задание: объяснить слова: вклад, вкладчик, заем, заемщик. Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на следующем уроке? Объясните ответ.