Цели:
- способствовать развитию в учащихся лидерских качеств и умения строить отношения в коллективе;
- поощрять инициативу и самостоятельность;
- создавать реальные ситуации для формирования характера,
- создавать условия для самоорганизации и организации жизнедеятельности ученика, способствующих развитию лидерского потенциала, обогащению его индивидуального опыта.
Задачи:
- формирование у подростков понятия «лидер»;
- развитие навыков самостоятельного, ответственного поведения;
- формирование навыков и умения работать в команде;
- обогащение опыта подростков в личностно и общественно значимых видах деятельности; воспитание ответственности, самостоятельности и гражданской активности.
Ход занятия
1. Орг. Момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами гости, давайте поприветствуем их дружными аплодисментами. Садитесь. Попрошу наших гостей быть активными участниками всего происходящего.
- Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, … спасибо, вы помогли мне узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу.
Кулаки – вы настроены агрессивно. Руки скрещенные – нежелание работать, а открытые ладони – вы готовы к работе.
2. Актуализация знаний. Мотивация.
- Мы сегодня познакомимся с новым понятием. Вы постарайтесь догадаться, что это за понятие. В этом Вам помогут подсказки.
- Что это за понятие?
О ком идет речь?
- Попробуйте самостоятельно дать определение понятию «лидер».
3. Исследование в парах.
- А теперь давайте проверим формулировку данного понятия. Для этого возьмите текст «Наука быть лидером». Познакомьтесь с ним.
- Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к характеристике «лидера»?
4. Применение.
- Сейчас мы с вами совершим путешествие на космическом корабле и попробуем применить наши знания на практике, но для того, чтобы наш полёт состоялся, нам нужно организовать экипажи.
- Для начала я предлагаю вам встать в круг. Каждому необходимо представить соседа справа от своего имени, т. е. — не «мою соседку зовут Маша», а «меня зовут Маша». После выполнения задания наши гости определят двух самых ярких представителей (кто точно выполнил задание, сделал это нестандартно, но корректно). Эти ребята становятся лидерами (капитанами корабля).
Игра: «Найди себе подобного». (Лидеры по значкам набирают себе экипаж)
Кроме капитана экипаж входят: штурман, пассажиры и «заяц».
- Распределите предлагаемые роли у себя в группе и познакомьтесь с обязанностями, которые Вы должны выполнять. (Распределяются роли. Идет наблюдение, как происходит распределение ролей, по какому принципу. Комментарий по ходу работы)
- Теперь каждый, зная свою роль и обязанность примет участие в коллективном деле.
- Во время полёта, который будет длиться 10 минут, вам нужно будет выполнить полученное задание.
- Давайте вспомним модель совместной деятельности. Слайд 8
- Счастливого полёта! С нетерпением жду вашего возвращения! Слайд 9
А чтобы наши гости в это время не скучали, я им предлагаю создать свой экипаж, распределить роли и выполнить задание: сочинить четверостишие на тему «Лидер».
5. Отчет групп.
- Мы рады приветствовать вас на земле!
Задания для групп:
1 группа.
Что-то Вы засиделись!!!
Подготовьте и проведите комплекс упражнений для всех участников. Внимание условие!!! Должно быть весело, интересно, оригинально. Проявите свое творчество. Заинтересуйте всех!
2 группа.
Все ждут от Вас непредсказуемости и полета фантазий. Ведь Вы знаменитые артисты, сыгравшие не одну блистательную роль. Сегодня премьера спектакля «Репка». Реквизит на месте. Желаем удачи!
3 группа.
Сочините четверостишие на тему «Лидер».
Участники представляют выполненные задания.
- А сейчас я предлагаю составить вам синквейн. Слайд 15
Кто помнит, что это такое? (Каждая группа составляет свой синквейн)
Командам задаются следующие вопросы.
- Понравилось ли вам работать в данной команде?
- У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?
- Все ли справились со своей ролью в группе? Почему?
- Справился ли ваш лидер со своей ролью?
- Результат изменится или останется прежним, если поменять лидера?
- Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?
6. Рефлексия.
- Заполните листы рефлексии. Слайд 16
- Давайте вернемся к нашему определению понятия «лидер». Слайд 17
(Еще раз зачитывается определение). Согласимся мы с ним?
- Поднимите руку те, кто считает, что в нём есть задатки лидера?
- Кого из известных вам людей вы могли бы назвать лидером и почему?
7. Итог урока.
- Послушайте музыка. Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, закройте глаза и постарайтесь услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично, теперь двигайте и локтями, позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.
- Каждый из вас – дирижер своей души. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости!