1. Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского народа;
- Творчеством Б. Кустодиева;
- Русскими народными праздниками;
- Отработка графических навыков в работе пастелью, восковыми карандашами.
2. Зрительный ряд:
- Наглядно иллюстрированный материал “Русские народные праздники”;
- Репродукции картин Б. Кустодиев “Автопортрет”
“Праздник в деревне”
“Ярмарка”
Ф. Малявин “Вихрь”
А. Пластов “Сенокос”
А. Венецианов “Жатва”
3. Музыкальный ряд:
Танец розовых девушек (оркестр)
Со вьюном я хожу (хор)
4. Литературный ряд:
И. Токматова “Ярмарка”
Н. Языков “Край родной”
Ход урока
I. Организационный момент урока
II. Беседа о культуре, быте русских людей.
Учитель: Русские люди жили в средней полосе России, где росли могучие хвойные и лиственные леса, чудесные березовые рощи. Люди жили в деревянных избах. Строили избы плотники – мастера своего дела. Осенью они подбирали нужные деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте делали сруб: точно подгоняли бревна друг к другу, возводили стены:
III. Работа с классом. Закрепление пройденного материала (фронтальный опрос):“Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее”.
Н. Языков
1. В чем вы видите красоту русской природы?
2. Считаете ли вы ее красивой, почему?
3. Что такое пейзаж?
4. Каких художников пейзажистов вы знаете? (И.И.
Шишкин)
5. Какие картины И.И. Шишкина вы знаете? (“Утро в
сосновом бору”, “Рожь”, “Корабельная роща”)
Учитель демонстрирует макет русской избы.
6. Давайте вспомним элементы русской избы? (сруб,
крыша, причелина, лобовая доска, наличники,
ставни)
7. Какие праздники отмечались на Руси? (Проводы
осени – Ярмарка, встреча весны – Масленица,
Пасха)
Учитель: Борис Михайлович Кустодиев родился в 1887 году в г. Астрахани, семья арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил яркие представления о быте и нравах купечества. Интерес к рисованию пробудился у него рано. Посетив выставку художников – передвижников он твердо решил стать художником. Кустодиев заканчивает Академию художеств в Петербурге, работает в мастерской И. Репина. Художник в своих работах создает образ эпохи, рисует жизнь, быт, традиции русского народа, народные праздники.
Работа у доски по репродукциям картин Б. Кустодиева “Автопортрет”
“Праздник в деревне”
“Ярмарка”
V. Русский народ всегда славился трудом. Он умел не только хорошо трудиться, но и веселиться.Веселье – лучшее богатство. Праздники на Руси были всегда великими в жизни простых людей. Как не отметить конец страды, осень, когда закончили собирать урожай с полей, огородов. На ярмарочной площади весело играют гармони, хохот, шум. Играют балалайки, вихрем несутся карусели. Веселится и ликует народ.
Работа по репродукциям картин:
Ф. Малявина “Вихрь”
А. Пластов “Сенокос”
А. Венецианов “Жатва”
И наглядно иллюстрированному материалу “Народные праздники”
Ученик:
Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая
Плясовая, жаркая
Глянешь – налево
Лавки с товаром.
Глянешь – направо
Веселье – даром.
И. Токмачева
Учитель: Сегодня мы отправимся в русскую деревню на праздник “Ярмарка”. Что такое ярмарка?
Ученик: Это прощальный праздник осени, где крестьяне, ремесленники, мастера на площади представляют свой товар, выполненный длинными, зимними вечерами. Праздник сбора урожая, веселый, яркий с народными гуляниями.
Учитель: Какие еще народные праздники отмечались на Руси?
Ученик: праздник Масленица, посвященный проводам зимы и встрече весны. Масленица самый нарядный праздник, продолжавшийся целую неделю. На Масленицу пекут Блины, чем обильнее будет угощенье, тем богаче будет год. Люди катаются с гор на санях, играют в снежки, проходят кулачные бои, ездят на лошадях. В последний день праздника жгут соломенное чучело Масленицы (провожают зиму) и приветствуют наступление весны:
Играет музыка: “Со вьюном я хожу (хор)”
VI. Задание:Выполнить в цвете фрагмент народного праздника
VII. Практическая работа.Звучит музыка “Танец розовых девушек” (оркестр)
Учащиеся на листах А-3 выполняют в цвете фрагмент праздника
- главное и основное крупно на ближнем плане – выделить цветом ярко, красочно, празднечно
- равновесие на листе
- выполнить цветом, в дымке дальний план
Завершение работы.