Организация работы в дошкольном учреждении по формированию сенсомоторной культуры

Разделы: Работа с дошкольниками


Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н.М. Щелованов называл дошкольный возраст “золотой порой” сенсорного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что наша работа в дошкольном учреждении строится на основе программы “Развитие” под редакцией Л.А.Венгера, целью которой является развитие умственных способностей дошкольников, в структуру которых входят сенсорные, познавательные и творческие. По мнению авторов программы для ребенка-дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение, то есть обобщение своего собственного чувственного опыта, поэтому основное в образовании дошкольника – это организация такого опыта. Причем программа дает четкие ориентиры требований к формированию сенсорных способностей на различных ступенях дошкольного детства. Поиск методов и приемов взаимодействия с детьми по организации их чувственного опыта – ведущие направления нашей работы.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Малыши находятся в детском саде весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии. Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем и дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её святая святых – мозга. Если ребенок трогает предмет, то кожа и мышцы рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает (обследует) предметы?

  1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.
  2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материала (звонкий - глухой, тихий - громкий звуки).
  3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности (гладкий - шершавый), форму, размер и т.д.
  4. Надавливание дает возможность определить мягкость-твердость предмета, из какого материала он сделан.
  5. Ощупывание дает больше всего информации о предмете. Обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения учат ощущать прикосновение ладони или пальцев.

Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы, умозаключения. Таким образом, рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Обследование как педагогический способ организации чувственного опыта служит совершенствованию и углублению детского восприятия, так как обеспечивает достижение целенаправленности, полноты и динамичности восприятия.

Работа по формированию сенсорных представлений не должна ограничиваться каким-то определённым видом занятий. Педагогические работники нашего дошкольного учреждения рассматривают проблемы экологического воспитания через реализацию различных видов деятельности. Выделение экологического воспитания и образования в самостоятельный вид нерационально, так как практически все остальные виды деятельности – изобразительная, музыкальная, развитие речи, сенсорное развитие и другие - содержат в себе экологический материал и могут способствовать экологическому воспитанию.

Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки, стоит только присмотреться и прислушаться. Как Природа создала все наши органы чувств, так можно сказать, что и сенсорное развитие тесно связано с познанием природы и её явлений. По мере накопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребенка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Педагоги, используя окружающую обстановку, последовательно развивают ощущения и восприятия детей.

Одно из направлений дошкольного учреждения в текущем учебном году - сенсомоторное развитие ребенка. Чтобы обеспечить ребенку полноценное развитие, необходимо своевременное развитие функций восприятия тела, тактильного, зрительного и слухового восприятия, обоняния, осязания и вкуса. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений, воспринимая окружающий мир линейно и однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка в детском учреждении. Педагогам предложили создать в группах уголки сенсомоторного развития детей. В помощь им была сделана тематическая подборка статей из журналов “Дошкольное воспитание”, “Ребенок в детском саду”, “Обруч”, “Дошкольная педагогика”, содержащих идеи оформления уголков. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества каждого педагога в составлении проектов сенсомоторного уголка.

Сенсомоторный уголок предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

При организации сенсомоторного уголка педагоги уделили внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его.

Сенсомоторные уголки могут нести в себе различную тематику: “Волшебный сундучок”, “Таинственный замок”, “Сказочный остров”, “Кладовая природы”, “Уголок мышонка Пика” и т.д.

Многие педагоги нашего дошкольного учреждения выбрали темой сенсомоторных уголков именно природные факторы и явления.

Так, в группах раннего возраста собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Педагоги использовали здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделали массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

Во II младшей группе организован сенсомоторный уголок “Разноцветная мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагалось найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же педагоги собрали много материалов природного характера для игр на развитие тактильных ощущений.

Хотя в средней группе сенсомоторный уголок был назван “Крышкоград” и включал в себя мало объектов природы, но в дополнение к нему педагоги изготовили сенсорное панно “Времена года”. Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данного панно воспитателями реализовывается много дидактических игр и заданий.

Педагоги старшей группы создали сенсомоторный уголок на основе природных материалов, так и назвав его – “Кладовая природы”. Для развития всех органов чувств здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.

В подготовительной к школе группе педагоги поставили задачу исследовать природу через привлечение внимания детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей среде. Дети воспринимали звуки, запахи, предметы на ощупь. Каждый из них получил возможность провести исследование с закрытыми глазами. После каждого исследования педагоги обсуждали полученные детьми впечатления. Дети зарисовывали предметы или подбирали картинки с изображением предметов, которые они трогали, нюхали, слышали.

Педагоги с помощью упражнений в сенсомоторном уголке помогают детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, “рождения” образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Детей учили замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев, чешуя рыбы – на черепицу крыши. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм.

При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе педагоги учитывали дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделили подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Таким образом, педагогический коллектив в своей работе выделил принципы организации уголка:

  • доступность;
  • безопасность;
  • креативность;
  • разнообразие объектов.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

На данном этапе уже можно подвести промежуточные итоги:

  • результаты, направленные на педагогов:
  • повысилось педагогическое мастерство;
  • проведён мастер-класс по работе в сенсомоторном уголке;
  • собран консультативно-методический и практический материал;
  • проведён смотр-конкурс сенсомоторных уголков;
  • проведён семинар-практикум по данной теме;
  • по всем возрастным группам разработан банк дидактических игр в сенсомоторном уголке.
  • результаты, направленные на детей:
  • повысилась любознательность, пытливость;
  • сформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
  • дети овладевают рациональными приемами обследования;
  • дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;
  • проявляется желание творить;
  • повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.

В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств.

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.

Педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях. Дошкольная педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются задачи сенсорного воспитания из общепедагогических задач. Решение их обеспечивает полноценное формирование речевой, двигательной, изобразительной деятельности, имеющих сенсорную основу. Таким образом, сенсорное воспитание решает важные задачи не только для общего развития ребенка, но и для экологического.

Литература

  1. Егоренков Л.И. “Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников”, - Москва, 2001.
  2. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” № 2-2005. Тема номера “В гармонии с природой”.
  3. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” № 3-2007. Тема номера “Экологическое воспитание”.
  4. Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малаховой Н.Е. “Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада” - “Справочник старшего воспитателя” № 5-2008.
  5. Никитина Е. “Сенсорные уголки для диагностики” - “Обруч” № 2 – 2006.
  6. Сольцева О.Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-2007.