Цели урока: расширить представление детей об особенностях природных богатств формировать умение находить различия между видами водоёмов научить определять правый и левые берега рек развивать речь логическое мышление учащихся умение сравнивать и делать выводы воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карта России атласы диски с записями приборы для опытов глобус.
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания.
2. Учитель. Мир в котором мы живём, устроен очень интересно и сложно. Всё в природе кажется на первый взгляд загадкой и только пытливый любознательный ум человека всегда стремился разгадать эти загадки. Но разгадав загадку человек тут же придумывал как использовать полученные знания. Так из любознательности рождалось знание. И вы сегодня на уроке должны быть внимательны и любознательны.
- Если раскрутить глобус то покажется что он весь голубой. Так ли это?
-Ответы детей.
- -А почему нам так кажется?
-Ответы детей.
Учитель - Вода занимает большую часть земли. Трудно найти на земле место где бы ни было воды. Вода находится всюду. В каждом растении и животном даже камень лежащий у дороги имеет воду в невидимых глазом трещинах. Океаны моря реки озёра – всё это природные водоёмы. Это тема нашего урока.
Звучит запись с журчанием ручья.
-Учитель. Что это журчит? Ответы детей.
-Название каких рек вы можете вспомнить? Ответы детей.
-Как в атласах и картах обозначены реки? Работа с атласами. Ответы детей.
-Рек на свете много но ни одна из них не похожа на другую. Каждая река начинается с родничка который бьёт из-под земли. Там где река берёт начало называют исток. Маленькие ручейки притоки сливаются в речки. Из малых рек образуются полноводные реки. Реки впадают в море. То место где река впадает в другую реку или море называют устье .Работа с атласами.
Учитель. И наша Волга начинает свой путь ничем не примечательным родничком. Но люди идут к этому родничку чтобы посмотреть своими глазами на место рождения одной из величайших рек мира. ( Село Волговерховье) Поначалу течение реки едва заметно и только после впадения первого притока реки Персянки – Волга становится настоящей рекой. Всего в Волгу впадает - 200 притоков.
-А как определить где левый берег а где правый? (Встать лицом по течению).
-Самая длинная река в мире – Нил (Африка).
-Самая многоводная - Амазонка (Ю.Америка)
Учитель. Почему вода в реке течет? Ответы детей.
-Потому что между истоком и устьем есть уклон. Вода под действием тяжести устремляется вниз. На равнинах течение плавное неторопливое. В горах - бурное быстрое. Но иногда на пути реки встречаются уступы с которых падает водяной поток. Это водопады. Мощные потоки падающей воды встречаются только в горных районах. Это настоящее чудо природы. Это настолько завораживает взгляд что хочется смотреть и смотреть. В Северной Америке находится самый мощный водопад на реке Ниагара. Его высота – 51 м.
Вспомним ещё об одном водоёме - озёрах. О красоте озёр люди писали стихи и слагали песни. Но самое живописное самое глубокое самое прозрачное и самое древнее озеро мира – Байкал.
Большинство озёр живут 10-15 тыс. лет а затем исчезают с лица земли а Байкалу 25 млн. лет и нет никаких признаков старения. Бай – богатый куль или кал – озеро. Богатое озеро. Действительно животный мир Байкала очень богат и разнообразен. Многие обитающие в озере животные и растения не встретишь ни в одном водоёме мира.
Детям включается диск с шумом моря.
Учитель – Что это шумит. Предположения детей.
Море это тоже природный водоем. На земле более 30 морей. И у многих необычные названия - Коралловое Мраморное Красное Чёрное Жёлтое Белое моря (рисунок 1 2 3). Но на земле есть и Мёртвое море. Вода в нём настолько солёная что нет в нём ни растений ни животных.
Белое море
Желтое море
Черное море
Красное море
Учитель проводит опыт. Опускает варёное яйцо в стакан с солёной водой. .Из-за большой плотности воды яйцо не тонет.
Мёртвое море.
Ведь правда красиво. Но эту красоту легко погубить. И губит его человек.
Чтение сказки.
Сказка о нефтяной рыбке.
Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку
А если бы закинул свой невод сегодня. Пришёл бы невод обратно не с “одною тиною морскою” а ещё и…ржавыми банками битыми бутылками рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак изношенную “лысую” шину.
В третий раз как и полагается попалась бы старику рыбка. Да не простая а известное дело золотая. И заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо. Не стала бы золотая рыбка просить - мол отпусти меня старче в море. А наоборот стала бы молить - кинь меня старче в аквариум с чистой водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой “ нефтяною” а хочу остаться рыбкой золотою!
Грустная сказка!
Учитель. О чём предупреждает эта сказка? Ответы детей.
А может мы немного пофантазируем!? Давайте представим на минуту что все мы с вами превратились в подводных обитателей медуз рыб морских коньков морских звёзд и т.д.
О чём бы вы попросили людей чтобы жизнь стала лучше? Ответы детей.
Вспомним что говорил Маленький принц в сказке Антуан де Сент- Экзюпери; “Ты навсегда в ответе за всех кого приручил за то что творится вокруг тебя за свою планету”.Так пусть же над нашей землёй порхают яркие бабочки на земле цветут великолепные цветы моря и земли удивляют нас своими обитателями. Храните чудо из чудес: леса озёра синь небес!
Тест – игра
- Что можно обнаружить на морском дне?
А.. морское блюдечко
Б.. морскую звезду
В.. морскую чашку
2. Что можно узнать по чешуе рыбы?
А. возраст
Б . место жительство
В. её название
3. Зачем меч-рыбе меч?
А. что бы с врагами сражаться
Б. для разрезания воды
В. для сохранения равновесия
4. Почему раки краснеют?
А. от стыда
Б. от пыла и жара
В. от натуги
5. Как рыбы разговаривают?
А. молча
Б. тайно
В. шёпотом
6. Когда раки линяют?
А. когда захочется
Б.не могут линять
В. когда в шкурке тесно
7. Для чего дельфины плачут?
А. для нервной разрядки
Б. для защиты глаз от повреждений
В. для удаления избытка влаги
Работы оцениваются. Подводится итог урока.