Окружающий мир (2-й класс) по теме "Водоемы и не только…"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: расширить представление детей об особенностях природных богатств  формировать умение находить различия между видами водоёмов научить определять правый и левые берега рек   развивать речь  логическое мышление учащихся  умение сравнивать и делать выводы   воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта России  атласы   диски с записями  приборы для опытов   глобус.

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

2. Учитель. Мир  в котором мы живём,   устроен очень интересно и сложно. Всё в природе кажется на первый взгляд загадкой и только пытливый  любознательный ум человека всегда стремился разгадать эти загадки. Но разгадав загадку  человек тут  же придумывал  как использовать полученные знания. Так из любознательности рождалось знание. И вы сегодня на уроке должны быть внимательны и любознательны.

- Если раскрутить глобус  то покажется  что он весь голубой. Так ли это?

-Ответы детей.

  • -А почему нам так кажется?

-Ответы детей.

Учитель - Вода занимает большую часть земли. Трудно найти на земле место  где бы ни было воды. Вода находится всюду. В каждом растении и животном  даже камень  лежащий у дороги   имеет воду в невидимых глазом трещинах. Океаны  моря  реки  озёра – всё это природные водоёмы. Это тема нашего урока.

Звучит запись с журчанием ручья.

-Учитель. Что это журчит? Ответы детей.

-Название  каких рек вы можете вспомнить? Ответы детей.

-Как в атласах и картах обозначены реки? Работа с атласами. Ответы детей.

-Рек на свете много  но ни одна из них не похожа на другую. Каждая река начинается с родничка  который бьёт из-под земли. Там где река берёт начало  называют исток. Маленькие ручейки притоки сливаются в речки. Из малых рек образуются полноводные реки. Реки впадают в море. То место  где река впадает в другую реку или море называют устье .Работа с атласами.

Учитель. И наша Волга начинает свой путь ничем не примечательным родничком. Но люди идут к этому родничку  чтобы посмотреть своими глазами на место рождения одной из величайших рек мира. ( Село Волговерховье) Поначалу течение реки едва заметно  и только после впадения первого притока реки Персянки – Волга становится настоящей рекой. Всего в Волгу впадает - 200 притоков.

-А как определить где левый берег  а где правый? (Встать лицом по течению).

-Самая длинная река в мире – Нил (Африка).

-Самая многоводная - Амазонка (Ю.Америка)

Учитель. Почему вода в реке течет? Ответы детей.

-Потому что между истоком и устьем есть уклон. Вода под действием тяжести устремляется вниз. На равнинах течение плавное  неторопливое. В горах - бурное быстрое. Но иногда на пути реки встречаются уступы  с которых падает водяной поток. Это водопады. Мощные потоки падающей воды встречаются только в горных районах. Это настоящее чудо природы. Это настолько завораживает взгляд  что хочется смотреть и смотреть. В Северной Америке находится самый мощный водопад на реке Ниагара. Его высота – 51 м.

Вспомним ещё об одном водоёме - озёрах. О красоте озёр люди писали стихи и слагали песни. Но самое живописное  самое глубокое  самое прозрачное и самое древнее озеро мира – Байкал.

Большинство озёр живут 10-15 тыс. лет  а затем исчезают с лица земли  а Байкалу 25 млн. лет и нет никаких признаков старения. Бай – богатый   куль или кал – озеро. Богатое озеро. Действительно животный мир Байкала очень богат и разнообразен. Многие обитающие в озере животные и растения не встретишь ни в одном водоёме мира.

Детям включается диск с шумом моря.

Учитель – Что это шумит. Предположения детей.

Море это тоже природный водоем. На земле более 30 морей. И у многих необычные названия - Коралловое   Мраморное  Красное  Чёрное  Жёлтое   Белое моря (рисунок 1 2 3). Но на земле есть и Мёртвое море. Вода в нём настолько солёная  что нет в нём ни растений  ни животных.

img4.jpg (42733 bytes)

Белое море

Желтое море

Черное море

Красное море

Учитель проводит опыт. Опускает варёное яйцо в стакан с солёной водой. .Из-за большой плотности воды яйцо не тонет.

Мёртвое море.

Ведь  правда  красиво. Но эту красоту легко погубить. И губит его человек.

Чтение сказки.

Сказка о нефтяной рыбке.

Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем  все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку

А если бы закинул свой невод сегодня. Пришёл бы невод обратно не с “одною тиною морскою”  а ещё и…ржавыми банками  битыми бутылками   рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак  изношенную “лысую” шину.

В третий раз  как и полагается  попалась бы старику рыбка. Да не простая  а известное дело   золотая. И заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо. Не стала бы золотая рыбка просить - мол  отпусти меня  старче  в море. А наоборот  стала бы молить - кинь меня   старче  в аквариум с чистой водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой “ нефтяною”  а хочу остаться рыбкой золотою!

Грустная сказка!

Учитель. О чём предупреждает эта сказка? Ответы детей.

А может  мы немного пофантазируем!? Давайте представим на минуту  что все мы с вами превратились в подводных обитателей медуз   рыб  морских коньков  морских звёзд и т.д.

О чём бы вы попросили людей  чтобы жизнь стала лучше? Ответы детей.

Вспомним что говорил Маленький принц в сказке Антуан де Сент- Экзюпери; “Ты навсегда в ответе за всех кого приручил  за то что творится вокруг тебя  за свою планету”.Так пусть же над нашей землёй порхают яркие бабочки  на земле цветут великолепные цветы  моря и земли удивляют нас своими обитателями. Храните чудо из чудес: леса  озёра  синь небес!

Тест – игра

  1. Что можно обнаружить на морском дне?

А.. морское блюдечко

Б.. морскую звезду

В.. морскую чашку

2. Что можно узнать по чешуе рыбы?

А. возраст

Б . место жительство

В. её название

3. Зачем меч-рыбе меч?

А. что бы с врагами сражаться

Б. для разрезания воды

В. для сохранения равновесия

4. Почему раки краснеют?

А. от стыда

Б. от пыла и жара

В. от натуги

5. Как рыбы разговаривают?

А. молча

Б. тайно

В. шёпотом

6. Когда раки линяют?

А. когда захочется

Б.не могут линять

В. когда в шкурке тесно

7. Для чего дельфины плачут?

А. для нервной разрядки

Б. для защиты глаз от повреждений

В. для удаления избытка влаги

Работы оцениваются. Подводится итог урока.