Цели:
- повторить изученные звуки и буквы;
- развивать речь, память, мышление;
- учитывать ведущие каналы восприятия учеников;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к книгам.
Оборудование:
Плакат с изображением Кирилла и Мефодия; самодельное текстильное панно “Буквы” (Рисунок 1), выполненное в технике росписи по ткани учениками первого класса; самодельное дидактическое пособие “Буквы алфавита”; рисунки с изображением обложки учебника “Русская азбука”; рисунок учебника “Литературное чтение” 1 класс, закрытый пазлами; плакат с изображением горы Знаний; костюмы для участников инсценировки фрагмента из книги Л.Рубинштейна “Азбука едет по России”; рисунки ребят к прочитанным сказкам, разрезные заготовки для составления пословиц; красочный плакат со стихотворением, в котором “спрятаны” названия животных.
Ход мероприятия
Звучит мелодия. Входят дети.
Ученик 4 класса.
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Ученик 4 класса.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
мы этот праздник посвящаем ей!
Ученик 1 класса.
Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё, чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что много надо рассказать.
Ученик 1 класса.
Буквы мы узнали, слоги прочитали
И сложили слоги в целые слова…
После – предложения, вдруг, на удивление,
Получилось чудо: “Родина, Москва!”
Ученик 4 класса.
Но не всегда на Руси существовала письменность
Мы благодарны людям, которые научили русских людей грамоте. Это первые славянские учителя Кирилл и Мефодий. Они придумали славянский алфавит. Произошло это более 1000 лет назад в далёком 988 году. Алфавит придумали, а вот первый учебник – Азбука был создан и напечатан Иваном Фёдоровым лишь в 1574 году, более чем через 500 лет после создания алфавита. Эту книгу уважали и взрослые и дети.
Ученик 4 класса. Сегодня мы хотим пригласить на наш праздник “Азбуку” – книгу, которая научила читать и вас. Давайте ее позовём!
Дети(хором) Азбука!
Ученица 4 класса. Дорогие ученики, Азбука всеми уважаема, наверно ее кто-то задержал в пути… Давайте заглянем в прошлое, может быть она там…
*Разыгрывается инсценировка книги Л.Рубинштейна “Азбука едет по России”
(2чтеца, офицер, солдат Тимоха, мальчик Алесь)
Ученик 4 класса. Слышен стук копыт лошадей… Это эхо разносит по сосновому бору топот копыт. Вот показались всадники. Один – в треугольной шляпе. На шее – блестящая бляха, мундир с отворотами, на ногах высокие сапоги. Он скачет галопом, и ветер раздувает его короткий чёрный плащ…
Ученик 4 класса. Слышен стук копыт лошадей… То скачут царский курьер и сопровождающий его солдат. Скачут в Москву. На боку курьера – сумка, а в ней необычный для царского курьера документ – грамота. Что в ней? Скоро мы об этом Ученик 4 класса. Едут всадники через разорённые города и сёла. Царь Пётр ведет войну со шведскими захватчиками. Гонцы едут с поля битвы в Москву. Везут от царя грамоту на печатный двор. Внимательно вглядываются они в дальний горизонт, но не видят ничего, кроме..
Гонец-офицер. Эй, Тимоха, кто там на пригорке?
Тимоха. Человек…
Гонец-офицер. Человек – то человек, да уж больно мал…
Тимоха. Паренёк…. Босой идёт….
Гонец-офицер. (Обращаясь к мальчику). Откуда ты, почему один идёшь?
Мальчик. Деревню нашу шведы спалили… Отца убили, а мать давно с голоду померла…
Гонец– офицер. Куда же ты собрался?
Мальчик. В Москву!
Гонец-офицер и Тимоха. (Удивленно) В Москву?!
Гонец-офицер. Вишь, каков! Как же ты доберёшься до Москвы?
Мальчик. Дойду! Ты не смотри, что я мал…
Гонец-офицер. А зачем тебе в Москву?
Мальчик. (вздохнув) Там…Учат.
Гонец-офицер. Учат? Чему учат?
Мальчик. Азбуке! (С гордостью) Я учёный! Четыре буквы знаю. Послушай: “аз”, “буки”, “веди”, “глаголь”.
Гонец-офицер. (С улыбкой) Много… Да как звать тебя?
Мальчик. Алесь. А вы куда, дяденьки, едете?
Гонец-офицер. Тоже в Москву.
Мальчик. Добре! И я с вами!
Ученик 4-го класса. Очень понравился Алесь гонцам. Взяли они его с собой в Москву и определили в ученики.
Ученик 4-го класса. Так Алесь попал в Москву и выучился читать. А в грамоте, которую так берегли гонцы, была написана новая учебная Азбука. Гонцы её возили прямо на поле битвы к царю Петру I. Просмотрел её Царь, внёс поправки и отправил в Москву на печатный двор.
*Входит Азбука
Азбука. Вы меня звали?
Дети. Да!
Азбука Я очень рада, что вы узнали обо мне много нового, рада вас всех видеть на празднике. А знаете ли вы, дорогие ученики, почему меня назвали Азбукой?
Один из учеников 1 класса. Все очень просто. Сейчас мы называем буквы А, Бэ, Вэ, Гэ. А раньше букву А называли Аз, Бэ – буки, Вэ – Веди. Так и получилось твоё название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука
Азбука.
Молодцы.
Знаю я: у вас на полке
Много разных книг стоит.
Только в этом мало толку,
Коль не знаешь алфавит!
Все читают – дяди, тети,
Дома, в школе, на работе,
В самолете и в трамвае,
Даже на ходу читают!
Папы, мамы и братишки –
Все читать умеют книжки!
Буквы все наперечет
Должен каждый знать…
Я приму у вас зачет,
Чтоб поставить “пять!”
А. Ярославцев
Азбука. Вы готовы? командует: Гласные! – Здесь! – Согласные! – Здесь! – Буквы, которые не имеют звуков! Здесь!
Далее дети читают стихотворение, составленное в форме акростиха. Начальные буквы строк составляют алфавит.
Азбука – это военный парад.
Буквы-солдаты построены в ряд
Встали, застыли: "Сейчас позовут!"
Гласные ждут и согласные ждут.
Даже шипящие выйдут в поход,
Если услышат команду: "Вперёд!
Ждать им приходится вовсе не много,
Знают, уверены – скоро в дорогу!
Им бы с парада уйти поскорей:
Книги зовут их, тома словарей!
Люди дадут им команду – и сразу,
Мигом построятся в чёткую фразу.
Надо – опять перестроятся враз -
Очень охотно исполнят приказ.
Первыми ставят обычно высоких.
Рядом – поменьше ровняются в строки.
Строчка – шеренга, страница– отряд:
Твёрдо, уверенно буквы стоят.
Умный, увидев, поймёт их мгновенно:
Фраза за фразой – вот и поэма!
Хитростей буквы в себе не таят,
Ценят, однако, упорных ребят.
Чувствуют сразу ребят боевых
Шествием строчек встречают таких,
Щедро объятья открыть им готовы
Эти солдаты печатного слова.
Юным секрет их премудрый открыт,
Ясно, что делать: учи алфавит!
Можно на буквы смотреть, поиграть ,
Можно потрогать и нарисовать
*Далее первоклассники представляют буквы алфавита с использованием изготовленных в течение года пособий из природных и синтетических материалов. Фотографии некоторые пособий приведены в Приложении №1
А – алюминиевая
Алюминий – крылатый металл
Из него самолёты делают
Кто её ещё не узнал,
Буква А в алфавите первая!
Б (Бэ) – берёзовая
Бэ – береза, бук, бобёр
Белка и сосновый бор
На байдарке мы плывём
Букву бэ сюда везём.
В (Вэ) – волнистая
По волнам в волнистом море
В водном вэ плывёт просторе
Вэ – вода, ватрушка, ветер
Это знают все на свете.
Г (Гэ) – глиняная
Голубые небеса
Тёмно синие леса
Га-га-га – гогочет гусь
Глина, гриб, гвоздика, грусть.
Д (Дэ) – деревянная
Деревянные дома –
Это буква Д сама
Дым, деревня, детвора
Двор, дорога и дрова.
Е – еловая (Артём К.)
Е –ель, ёлочка и ёлка
Новогодняя иголка
Ё
Ё и Е – родные сёстры,
Различать сестёр непросто.
Но у буквы Ё – две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Ж (Же) – железная
Железяка – буква Ж
Жёлтый жук жужжит уже.
Загадка
Железные жуки
Поле пашут (трактора).
З (Зэ) – зазубренная
З – зазубрина, заноза,
Забияка и мимоза
Заяц, зяблик и зима
Снег засыпал все дома.
И – изюмная
Изумрудный виноград
Если вы посушите,
То получите Изюм –
Вот, берите, кушайте.
Й
Букву Й зовут “и кратким”,
“ Й”, как “И” в твоей тетрадке.
Чтобы “Й” не путать с “И”,
Сверху галочку пиши.
К (Ка) – колючая
К – колючка, колкость, кровь,
Как коварство и любовь
К большая очень злючка
Как репейник, как колючка.
Л (эЛь)– лохматая
Л– лохматое созданье
Лабрадор, лисица, лама
Лиственницы ветвь иль ёлки
Листья это, иль иголки.
М (эМ) – меховая
Не замёрзнуть чтоб зимой
Мех оденем мы с тобой
И мороз не страшен детям
В меховые одежды одетым.
Н (эН) – нежная
Нежный запах, нежный вкус,
Нежное дыхание.
Это буква Н нам дарит
Всё очарование.
О
В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.
П (Пэ)– поролоновая
Поролон и пенопласт
Пористые ткани
Букву П потрогать можем
Сами мы руками.
Р (эР) – рифлёная
Когда поверхность негладкая
И много на ней неровностей
Говорят, что она рифлёная,
От буквы Р – заглублённостей.
С (эС) – соломенная
Соломенная шляпка
Соломенный матрац
Соломинка для сока
Все буквы с у нас.
Т (Тэ) – торфяная
По тропинке в огороде
Мы на тачке торф везём
Вспомним букву Т сегодня
И на память унесём
У – угольная
Чёрный уголь,
Тёмный угол,
Вкусный угорь –
Всё на У.
Ф (эФ) – фотографическая
Фикус, фаэтон, фантаст,
Фокус, фабрика, фальстарт
Это всё фотограф может
Снять на фотоаппарат.
Х (Ха) – хлопковая
Хлеб иль хлопок зреет в поле
Хорошо крестьянской доле
Мягкий хлопок, вкусный хлеб
Всех оденет буква Х
Ц (Це) – цветочная.
Ц – цветы цветут весною
Это знаем мы с тобою
Ц – цыплёнок, цапля, цирк
Цитрус, танцы, огурцы.
Ч (Че) – чайная
Чай пьют люди – человеки
В этом и прошедшем веке
Буква Ч у нас в почёте
По нечётным и по чётным.
Ш (Ша) – шершавая
Под шинами автомобиля
Зашуршал шершавый шлак
Букву Ш мы изучили
Так ребята, иль не так?
Щ (Ща) – щетинистая
Щётка щетиной щекочет щёки
Не даёт нам учить уроки.
Ъ
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твёрдый знак,
Чтобы не облиться.
Ы
А бедняжка буква “Ы”
Бродит с палочкой, увы.
Ь
Буква “Р” перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Э – электрическая
Электричество бежит –
Ну-ка, лампочка, зажгись!
Ю
На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель
Он, как буква “Ю”, с кольцом
К тиграм смело встал лицом.
Я – янтарная
Янтарные бусы
На ярмарке купили
Буквой Я алфавит мы закрыли
Азбука. Молодцы, хорошо выучили алфавит! А у меня для вас приготовлены очень интересные задания! Смотрите на нашу волшебную карту. Перед вами высокая гора пик Знаний. Тяжело на нее взобраться. Потребуется настойчивость и смелость. Готовы? Тогда в путь к
*Первому привалу “Звуки
”.Азбука. Внимание! Приглашаю сюда пятерых первоклассников. Каждому ученику я буду говорить свое слово. Он должен выделить и запомнить лишь первый звук в этом слове.
Шоколад (Какой первый звук? Запомни его)
Корона (Какой первый звук? Запомни его)
Омут (Какой первый звук? Запомни его)
Лось (Какой первый звук? Запомни его)
Арка (Какой первый звук? Запомни его)
А теперь по порядку назовите звук и покажите с помощью пальчиковой азбуки (см. Приложение №2) букву. Какое слово получилось? (школа)
Первоклассники выполняют задание Азбуки.
Азбука. Молодцы! Справились с заданием. А сейчас я приглашаю ещё четверых смельчаков. Дети представляются и встают в шеренгу.
Азбука. Внимание! Для Вас похожее задание. Каждому ученику я буду говорить свое слово. Он должен выделить и запомнить лишь первый звук в этом слове.
Умники (Какой первый звук? Запомни его)
Рысь (Какой первый звук? Запомни его)
Облако (Какой первый звук? Запомни его)
Кисть (Какой первый звук? Запомни его)
А теперь по порядку назовите звук и покажите с помощью пальчиковой азбуки (см Приложение №2) букву. Какое слово получилось? (урок)
Азбука. Хорошо, а теперь вперед, к привалу “Буквенный”.
*Привал “ Буквенный”
Азбука. Спойте песенку про буквы, а после нее приготовьтесь отгадать мои загадки и собрать отгадки из нужных букв.
Загадка 1 Чёрная птичка на белой страничке. Молчит, ожидает, кто её отгадает. (буква)
Загадка 2 Известно всем ученикам, что слово переносим по….(слог)
Дети, которые представляли стихами буквы, присутствующие в отгадке, берут с выставки каждый свою букву и выкладывают нужное слово.
*Привал “Словарный”. Найди животное.
Азбука. Перед вами стихотворение. Прочитайте его сначала молча, а потом вслух. Поищите в его строчках названия животных. Кто найдёт, тот пусть поднимет руку, возьмет маркер и обведет название животного замкнутой линией.
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей:
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
Была гроза. Я целый час
Не открывал от страха глаз.
Промчались летние деньки,
Увянут скоро васильки.
Дышать легко, закат пылает,
Прохладный вечер наступает,
Знакома рыбам тень моя,
Над гладью рек танцую я.
Азбука. Молодцы, и с этим заданием вы справились успешно!
*Привал “Речевой”.
Азбука. Я вас учила не только читать, но и быть добрыми, отзывчивыми, хорошо вести себя на уроке. Я была бы очень рада, если бы вы порадовали меня небольшим стихотворением на эту тему. Только в этом случае нам удастся дойти до следующего привала.
Мальчики и девочки инсценируют стихотворение С.Я. Маршака “Угомон”(Приложение №3)
Азбука. Ну что ж, я надеюсь, что у вас в классе всегда есть Угомон. На уроках вы стараетесь соблюдать тишину. Сейчас мы проверим, как вы научились работать в тишине. А вот впереди и посёлок.
*Посёлок “Мудрый”
Собери пословицу.Азбука. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете пословицы, которых в вашей русской азбуке много. Ведь в пословицах – народная мудрость.
Где дружбой дорожат, Нет друга – ищи, Один за всех, Всякий человек, Дружба крепка не лестью, Старый друг |
а нашёл – береги. в деле познаётся. лучше новых двух. все за одного. там враги дрожат. а правдой и честью. |
*Посёлок “Вежливый”
Здесь живут слова, которые часто теряются в речи некоторых людей. Они собрались вместе в надежде, что о них вспомнят. Не дружат с ними только невежи. Что же это за слова? Давайте вспомним, а помогут нам в этом мои помощники.
Один из учеников читает, что написано на доске.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Давайте попробуем угадать, какие слова изобразят мои помощники. (пантомима)
Участвуют два мальчика. Дети пожимают друг другу руки. (Здравствуйте)
Участвуют две девочки. Постепенно удаляясь, машут друг другу рукой. (Пока, до свидания).
Участвуют мальчик и девочка. Мальчик, приклонив одно колено, подает девочке цветок. Девочка делает реверанс. (Спасибо)
*Посёлок “Шутников”.
Азбука. Я вижу, вы достаточно воспитанные дети. А добрые шутки вы любите? Докажите!
Дети инсценирую стихотворение Б. Заходера “Два и три” (Приложение №4)
Азбука. Спасибо, ребята. Вы научились не просто читать, а читать выразительно, читать по ролям, разыгрывать сценки. Вы меня очень порадовали сегодня.
Далее первоклассники читают стихи о школе (например Приложение №5).
Учитель. Теперь все гости убедились, что Азбука научила нас многому. Давайте за это скажем нашему учебнику спасибо!
Ученики хором: “За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе!”
Азбука. Но долго вам грустить нельзя, другие книги ждут, друзья!
На доске рисунок учебника “Литературное чтение”, закрытый квадратиками из листов белой бумаги.
Дети по очереди открывают по одному квадратику до тех пор, пока не откроют изображение. Затем хором читают название учебника.
Эта книга поможет узнать вам много нового и интересного. Эта ещё одна ступенька на пути к Знаниям.
Азбука. Остался последний посёлок “Песенный”. Дети поют заключительную песню о школе.
Полная версия сценария приведена в приложении №7 (формат pdf), самоанализ – в приложении №6.