Цели: (слайд №2)
- Познавательные: проверить и обобщить полученные знания по теме “Деньги”;
- Развивающие: развить стремление к анализу полученной информации;
- Учебные: практически закрепить навыки, полученные на предыдущих занятиях;
- Воспитательные: формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.
Форма проведения: Соревнование с элементами игры.
1. Вступительное слово учителя, в котором задаётся “рабочее настроение”, предлагается план проведения мероприятия, озвучиваются цели.
Сегодня необычный урок:
Экономика снова в гостях у нас.
В экономическую игру поиграем,
Кто во что горазд, узнаем.
Не доллар, не рубль, не фунт и не тугрик-
Знакомьтесь, наша валюта – умник!
Почёт и хвала тому будет,
Кто больше умников добудет!
За каждый правильный ответ вы будете получать по 1 умнику. И команда получившая большее количество умников получит приз. Ну как готовы? Тогда вперёд! (слайд № 3)
2. Организация команд для проведения игры
Для этого берется три ксерокопии денег разного достоинства10, 50 и 100 рублей. Каждая купюра разрезается на восемь частей. Все участники по очереди вытягивают из шкатулки бумажный кусочек, который является фрагментом денежной купюры какого-либо достоинства. Составив кусочки купюры, участники образуют три команды для участия в игре. Образованные команды придумывают себе название. На столе у команды название.
3. Психологический настрой на деловую игру
Команды передают друг другу ученическую ручку, при этом называя денежные знаки какой-нибудь страны. (Повторная передача не разрешается).
4. Деловая игра
Ход урока
Учитель объявляет начало игры “Всюду деньги, деньги, деньги…”, знакомя участников с ее правилами.
– Сегодня на уроке мы узнаем, какая команда лучше всех усвоила тему “Деньги”. Но прежде, чем начать нашу игру, обратите внимание на эпиграф, написанный на доске: “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…” Слайд № 4)
Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.
Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.
Конкурс “Защита творческих проектов”
По два человека из команды отсаживаются и разрабатывают свой проект.
А пока вы разрабатываете проекты, остальные участники команды ответят на следующие вопросы за каждый правильный ответ 1 умник.
Вопросы-шутки. Показ слайдов. (слайд5-14)
Внимание! Внимание, друзья!
Первый конкурс объявляю я.
На вопросы смелей отвечайтеИ умники скорей получайте!
Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор пол миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют…
Как его все называют? (Доллар)Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно всё это …(купить)Ты сразу все орехи – в рот,
А мудрый папуас,
Чтоб лакомиться целый год,
Отложит про…(запас)Угадай, как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто…(товар)Чтобы врач купил пирог
Заплати скорей …(налог)
Отгадайте
1 группа
Та сумма, что заплатит покупатель,
Та сумма, что устроит продавца;
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется…(цена)
2 группа
Являясь многого мерилом,
Цена товара в свой черёд,
Как будто пламя над горнилом,
То взлетит, то упадёт.
- Как называется обесценивание бумажных денег, сопровождающееся ростом цен на товары и падением реальной зарплаты? (инфляция)
3 группа
Все дома обходили татары подряд:
Дом князей - 100 рублей,
Дом бояр - 50.
А с крестьян да посадских - по 10 рублей.
Денег нет - отдавай детей…
- Что татары собирали? (дань или подати)
Каждая команда выступает с представлением разработанных ею проектов денежных единиц. Представители команд объясняют, почему они выбрали ту или иную форму денежной единицы, каков ее номинал и т.д. Здесь оцениваются оригинальность идеи, ее реальное воплощение, обоснованность выступления.
Конкурс “Разминка”
Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Здесь учащиеся проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию. Учащиеся вытягивают билеты и быстро дают ответ. За каждый правильный ответ 1 умник.
Вопросы для разминки:
- Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?
Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими. - Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?
Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки - Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?
Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен. - На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое?
Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша. - Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?
Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу) - Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?
Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых. - Объясните пословицу “Зарыть свой талант в землю”
Ответ: Талант – крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли. - Как связаны название денежной единицы Древней Руси “куна” и пушной зверек куница?
Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени - Лицевая сторона монеты. (аверс)
- Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)
- Оборотная сторона монеты. (Реверс)
- Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)
- Денежное вознаграждение за труд. (зарплата)
- Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет)
Конкурс “Русские пословицы”
Задание на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”.
В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь.
(За каждую пословицу или поговорку – 1 умник).
Эталон ответа:
Деньги делают деньги.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Копейка рубль бережет.
С копейки начинается миллион.
Время - деньги.
Разменяться на мелкие монеты.
Подбивать бабки.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету.
Посмотрел, как рублем одарил..
Отец накопил, а сын раструсил.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Хлебу мера, а деньгам счет..
Конкурс капитанов.
Подобрать к данному определению подходящее по смыслу существительное, прилагательное или глагол:
- Бережно расходовать. (экономить)
- Человек бережно относящийся к своему имуществу. (экономный)
- Бережливый, действующий с расчётом. (расчётливый)
- Чрезмерно бережливый, до жадности; избегающий расходов. (скупой)
- Приносящий выгоду. (выгодный)
- Человек, который безрассудно тратит. (транжира)
- Открытое похищение чужого имущества. (грабёж)
- Деньги или вещи, даваемые должностному лицу в качестве подкупа для совершения преступных, караемых законом действий. (взятка)
- Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг. (реклама)
Рекламная пауза.
Рекламировать у нас сегодня стало модно.
Рекламировать можно всё, что угодно:
Игрушки, костюмы, диваны…
И кружится голова от этой рекламы.
Конкурс кроссворд.
Чья команда быстрее разгадает кроссворд? (слайд №16-31)
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в….(банке)
3. Очень вкусная витрина
У овощного … (магазина)
6. В банке для всех вас висит прокламация:
«Деньги в кубышках съедает…» (инфляция)
8. Журчат ручьи, промокли ноги-
Весной пора платить …(налоги)
10. Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы….(ссуду)
11. Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта, нету без … (рекламы)
14. Чтобы партнёров не мучили споры
Пишут юристы для них …. (договоры)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
2. Приносить доходы стал
В банке папин …. (капитал)
4.Стал владельцем, братцы, я
Вот завода …. (акция)
5. В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт…(бизнесмен)
7. На товаре быть должна
Обязательно…(цена)
9. Коль трудиля круглый год,
Будет кругленьким …(доход)
12. На рубль - копейки, на доллары - центы,
Бегут - набегают в банке …(проценты)
13. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
15. Чуть оплошает- так в тот же момент
Весь рынок захватит твой….(конкурент)
15. Чтобы дом купить я смог
Взял кредит, внеся... (залог)
Конкурс муха-цокотуха.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар
И ещё купила дом
И кафе открыла в нём
Чашек, плошек накупила,
После вывеску прибила,
Что клиентов, мол, зовут
Посетить кафе “Уют”.
Тут клиенты приходили,
Ели торты, кофе пили.
Удивлялися цене:
Мол, приемлема вполне.
За еду, за угощенье,
За конфеты, за печенья
Муха денежки берёт-
Так идёт за годом год.
А ещё продлятся годы-
Возрастут её доходы.
Ты запомни, наш читатель,
Муха та - предприниматель.
- Успешна ли деятельность мухи?
- Почему в её кафе много клиентов?
- Как узнали клиенты об открытии кафе?
- С какоё целью муха открыла кафе?
Конкурс “Пинг-понг”
Каждая команда подготовила для своих соперников два вопроса. И теперь они по очереди задают друг другу эти вопросы, как будто отдают подачи шариком пинг-понга. За каждый правильный ответ команда получает по 1 умнику. Первая команда задает вопрос второй, вторая – третьей, третья – первой и т.д.
Итог урока подводит учитель:
– Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории
Пришло время посчитать свой заработок. Сколько умников вы заработали? Это количество даёт вам право на поиск клада.
Разгадайте шифр, переставив буквы местами, и узнайте, где лежит клад.
КАЛЖТАПРЕЛДЕИВТ. (слайд № 32)
Ответ: клад лежит в парте.
- Это не простые конфеты, а экономические. Кто их съест, тот научится быстро решать любые примеры и задачи.
Вручение грамот.
- До свидания! Успехов вам!