Урок русского языка "Путешествие в царство Имени существительного"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • обобщение и углубление знаний об именах существительных;
  • развитие умений распознавать имена существительные: одушевленные и неодушевленные;
  • имена существительные мужского, женского и среднего рода;
  • имена существительные единственного и множественного числа;
  • изменение имен существительных по вопросам.

Оборудование: мультимедийный экран, мяч, ребусы, ручки, тетради, карточки.

Презентация к уроку

Ход урока

1. Орг. момент.

Слайд 3.

Прозвенел веселый звонок.
Начинается вновь урок.
Любознательные дети
Знать хотят про всё на свете.

2. Введение в тему урока.

Слайд 4.

Имя Существительное
Очень удивительное.
На вопрос кто? и что?
Отвечать оно должно.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в царство Имени Существительного.

Слайд 5. (Царство Существительного)

Но перед началом путешествия мы с вами вспомним:

- Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? (предметы, вещи, явления природы, действия и признаки).

- Приведите примеры таких существительных. (оттепель, наводнение, молния, доброта, аккуратность, храбрость, стук, ходьба).

- Как изменяется существительное? (по родам, числам, вопросам)

Слайд 6.

- Во время путешествия мы будем находить имена существительные, определять их категории. А помогут нам в этом – дедушка Имя Существительное и его слуга Тимофей.

3. Упражнения по закреплению материала.

Слайд 7.

Первая наша остановка в замке «Словария».

Вот какое первое задание приготовил для вас дедушка Имя Существительное.

П…тух, т…традь, л…пата, дев…чка, к…рова, ябл…ко, л…сица, гор..д

- Перед вами слова , в которых пропущены буквы (у каждого ребенка своя карточка).

- Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

- Далее. Запишите слова в тетрадь в два столбика : одушевленные , неодушевленные.

Слайд 8.

А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили работу.

Одушевлённые

 

Неодушевлённые

Петух

 

тетрадь

Девочка

 

карандаш

Лисица

 

яблоко

Корова

 

город

Слайд 9.

Следующая остановка в замке «Род существительных».

- А теперь дедушка Имя Существительное приготовил для вас следующее задание.

«Назовите существительные» (определение рода существительного).

- В стихотворении Владимира Лифшица «Труд» найдите имена существительные.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И караваи хлеба -
Всё это сделано трудом,
И не свалилось с неба.

- Назовите существительные женского рода. Запишите в тетрадь: кровать, тетрадь, тарелка, вилка, ложка, лыжи.

- Назовите существительные мужского рода. Запишите в тетрадь: стол, нож, гвоздь, дом, хлеб, труд, каравай.

- Встречаются ли в тексте существительные среднего рода? Запишите: небо. Приведите примеры других существительных среднего рода.

- Как узнать род существительного?

Физкультминутка.

Слайд 10.

«Подбери пару»

- Слуга Тимофей приготовил для вас следующее задание. Игра «Подбери пару».

Даны существительные мужского рода, обозначающие людей и животных. Вы должны подобрать к существительному мужского рода парное существительное женского рода, например: ученик- ученица.

Отец -…

 

мужчина -…

 

дедушка- …

Дядя -…

 

сын - …

 

брат- …

Внук - …

 

мальчик - …

 

кот - …

Слайд 11 (рисунки существительных). Написание ь знака у существительных мужского и женского рода после шипящих.

- Следующее задание приготовил для вас дедушка Имя Существительное.

- Запишите существительные, изображенные на рисунке, поставьте их в ед. число. Объясните правописание мягкого знака после шипящих. На какое правило были даны слова?

Ежи - ёж, ужи - уж, камыши - камыш, мыши - мышь, ножи - нож, ландыши - ландыш, карандаши - карандаш.

- Запишите ещё два существительных женского рода с шипящим на конце (дочь, печь).

Слайд 12. Изменение существительного по вопросам.

- Прочитайте стихотворение А.Грачева «Про кота».

У норы добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизиться к коту.
Крыса старая и та,
Видя старого кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.

- Какое слово в тексте повторяется. Выпишите из предложений словосочетания с существительным кот.

(Кто?) кот, вырываясь (от кого?) от кота, не приблизиться ( к кому?) к коту, видя (кого?) кота, не встретиться (с кем?) с котом, вспоминает (о ком?) о коте.

- Что происходит с окончание в слове кот? От чего зависит окончание существительного?

(От вопроса и от слова с которым оно связано).

Гимнастика для глаз и пальчиков (под музыку).

Загадки дедушки Существительного

Найдите спрятавшиеся слова. Распределите их в два столбика.

Игра: «Лови не зевай, род существительного называй».

4. Итог урока.

Слайд 13.

- И в конце, давайте прочитаем стихотворение про Имя Существительное.

Имя существительное, мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное Имя Существительное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Чтобы всё отличным стало, существительных немало.
Всюду будем замечать
И к месту в речи их вставлять.

- Сегодня вы хорошо поработали. Дедушка Имя Существительное благодарит вас и просит назвать ключевые слова нашего сегодняшнего урока.

Слайд 14.

- Имя Существительное.

Часть речи.

Одушевленное и неодушевленное.

Что? Кто?

Муж. род, жен. род, сред. род.

Единственное число, множественное число.

- Молодцы, ребята. Я открою вам тайну. Это ещё не все категории имени существительного. На следующем уроке мы познакомимся с новыми категориями.