Русский язык. 3-й класс. "Построение предложений что делает? + где?, что делает? + через что?"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Применение занимательных заданий для закрепления темы и развития  речи.

Задачи:

  • Образовательные: учить правильному построению предложений по вопросам где? через что?, развивать умение подбирать окончания существительных ж.р., м.р., с.р. по вопросам;
  • Коррекционная: развивать внимание, память, мышление в игре и упражнениях на бездефектном речевом материале, работать над обогащением словаря и автоматизацией поставленных звуков, развивать остаточный слух на материале урока;
  • Воспитательная: прививать навыки аккуратности, самостоятельности, развивать умение слушать и отвечать.

Ход урока

I. Орг. момент. (Работа в наушниках)

- Снимите индивидуальные аппараты, включите аппаратуру, наденьте наушники.

- Сядьте удобнее, начинаем урок.

Я прошу вас быть внимательными, отвечать внятно, старайтесь проговаривать все звуки.

  • Какое сейчас время года?
  • А какой сейчас месяц?
  • Сколько дней в феврале?
  • Какой сейчас урок?

II. Сообщение темы и задач урока.

- Так как вы сказали, что сейчас зима, то урок у нас будет зимний.

Мы будем строить предложения, подбирать окончания к существительным по вопросам ГДЕ? ЧЕРЕЗ ЧТО? Выполнять занимательные задания, отгадывать загадки.

III. Словарная работа.

- Запишите число. Классная работа.

- Пропишите показы.

Задание № 1.

- Найдите лишнее слово:

  • молоко золото скоро болото
  • кровать прыгать рисовать писать
  • красный дежурный добрый большой
  • сумка подушка дедушка курица

Работа с картинкой. Назовите слова ж.р., м.р., с.р., мн.ч.

(Дать пояснения).

А теперь самостоятельно выпишите из задания № 1 слова м.р., (называют) с.р., потом ж.р.

Проверка.

Отгадайте еще одно слово: МЕ + ТЕНЬ – ЕНЬ + ЕЛЬ =

- Какого рода? (записать на доске)

- Сколько слогов, букв, звуков?

- Какие еще слова знаете с похожим значением?

(Картинка – вьюга, буран, пурга).

Назвать род.

Задание №2.

- Что это? клюшка, шайба, ворота.

- Для какой игры они нужны? хоккей

- Придумайте предложение.

Картинка на доске. (Ребята играют в хоккей. + зимой + дружные + на катке )

- С красной строки запишите предложение:

Зимой дружные ребята играют в хоккей на катке.

Подчеркните главные члены предложения, обозначьте вопросы.

IV. Отдых. (Работа в индивидуальных аппаратах)

- Отдохнём.

- Снимите наушники, выключите аппаратуру, наденьте аппараты и подойдите к доске.

- Решим кроссворд, отгадывая загадки. (слухозрительно)

  1. Без зубов, а кусает,
    За уши и нос хватает. мороз
  2. Кто зимою холодной
    Ходит злой и голодный? волк
  3. Рыбам зиму жить тепло.
    Крыша – толстое стекло. лёд
  4. Растёт она вниз головой,
    Не летом растёт, а зимой. сосулька
  5. Он в берлоге спит зимой
    Под большущею сосной.
    А когда придёт весна,
    Он проснётся ото сна. медведь
  6. Смотрит далёко.
    Всюду бывает.
    Всех согревает. солнце
  7. Два берёзовых коня
    По снегам несут меня. лыжи

V. Работа по теме.

- Сядьте, снимите аппараты, включите аппаратуру, наденьте наушники.

Работа в тетради.

Задание №3.

- Пользуйтесь таблицей-опорой на доске.

Мальчик насыпал птицам корм через (форточка). Волк бежит к лесу по (поле). Машина едет по (мост) через (река). Солнце катится по (небо) за горизонт.

Проверка. Зачитать вопросы, обозначить карандашом.

VI. Итог урока.

- Молодцы! Мы хорошо работали.

- Что делали?

- А еще вы дома готовили ребусы. Укажите которые связаны с зимой.

(Морозы, коньки).

Молодцы всем можно ставить по пятерке.

Урок русского языка в 3-м классе по теме: «Построение предложений что делает? где? что делает? через что?» был проведен в рамках декады русского языка. Дети заранее нарисовали ребусы, приготовили загадки, тренировались в решениях кроссвордов.

Цель урока: применение занимательных заданий для закрепления темы и развития речи, была достигнута. Учащиеся на протяжении всего урока старались думать, рассуждать, делать выводы. Все поставленные перед ними задачи были выполнены. Урок прошел на творческом и эмоциональном подъеме, все ученики были активны, старались, говорили громко и внятно, соблюдая четкое произношение поставленных звуков. Дети показали умение определять род имен существительных, знание частей речи, при составлении и разборе предложения по членам. Продемонстрировали умение работать с опорной таблицей, навык подбора вопроса к словам. Показали достаточный объем активного словаря по теме «зима».

Такие уроки необходимы слабослышащим учащимся, так как происходит компенсация дефекта слухового анализатора, за счет иллюстраций, происходит формирование положительной мотивации к обучению, что сказывается на качестве учебной работы.