Цель: Применение занимательных заданий для закрепления темы и развития речи.
Задачи:
- Образовательные: учить правильному построению предложений по вопросам где? через что?, развивать умение подбирать окончания существительных ж.р., м.р., с.р. по вопросам;
- Коррекционная: развивать внимание, память, мышление в игре и упражнениях на бездефектном речевом материале, работать над обогащением словаря и автоматизацией поставленных звуков, развивать остаточный слух на материале урока;
- Воспитательная: прививать навыки аккуратности, самостоятельности, развивать умение слушать и отвечать.
Ход урока
I. Орг. момент. (Работа в наушниках)
- Снимите индивидуальные аппараты, включите аппаратуру, наденьте наушники.
- Сядьте удобнее, начинаем урок.
Я прошу вас быть внимательными, отвечать внятно, старайтесь проговаривать все звуки.
- Какое сейчас время года?
- А какой сейчас месяц?
- Сколько дней в феврале?
- Какой сейчас урок?
II. Сообщение темы и задач урока.
- Так как вы сказали, что сейчас зима, то урок у нас будет зимний.
Мы будем строить предложения, подбирать окончания к существительным по вопросам ГДЕ? ЧЕРЕЗ ЧТО? Выполнять занимательные задания, отгадывать загадки.
III. Словарная работа.
- Запишите число. Классная работа.
- Пропишите показы.
Задание № 1.
- Найдите лишнее слово:
- молоко золото скоро болото
- кровать прыгать рисовать писать
- красный дежурный добрый большой
- сумка подушка дедушка курица
Работа с картинкой. Назовите слова ж.р., м.р., с.р., мн.ч.
(Дать пояснения).
А теперь самостоятельно выпишите из задания № 1 слова м.р., (называют) с.р., потом ж.р.
Проверка.
Отгадайте еще одно слово: МЕ + ТЕНЬ – ЕНЬ + ЕЛЬ =
- Какого рода? (записать на доске)
- Сколько слогов, букв, звуков?
- Какие еще слова знаете с похожим значением?
(Картинка – вьюга, буран, пурга).
Назвать род.
Задание №2.
- Что это? клюшка, шайба, ворота.
- Для какой игры они нужны? хоккей
- Придумайте предложение.
Картинка на доске. (Ребята играют в хоккей. + зимой + дружные + на катке )
- С красной строки запишите предложение:
Зимой дружные ребята играют в хоккей на катке.
Подчеркните главные члены предложения, обозначьте вопросы.
IV. Отдых. (Работа в индивидуальных аппаратах)
- Отдохнём.
- Снимите наушники, выключите аппаратуру, наденьте аппараты и подойдите к доске.
- Решим кроссворд, отгадывая загадки. (слухозрительно)
- Без зубов, а кусает,
За уши и нос хватает. мороз - Кто зимою холодной
Ходит злой и голодный? волк - Рыбам зиму жить тепло.
Крыша – толстое стекло. лёд - Растёт она вниз головой,
Не летом растёт, а зимой. сосулька - Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Он проснётся ото сна. медведь - Смотрит далёко.
Всюду бывает.
Всех согревает. солнце - Два берёзовых коня
По снегам несут меня. лыжи
V. Работа по теме.
- Сядьте, снимите аппараты, включите аппаратуру, наденьте наушники.
Работа в тетради.
Задание №3.
- Пользуйтесь таблицей-опорой на доске.
Мальчик насыпал птицам корм через (форточка). Волк бежит к лесу по (поле). Машина едет по (мост) через (река). Солнце катится по (небо) за горизонт.
Проверка. Зачитать вопросы, обозначить карандашом.
VI. Итог урока.
- Молодцы! Мы хорошо работали.
- Что делали?
- А еще вы дома готовили ребусы. Укажите которые связаны с зимой.
(Морозы, коньки).
Молодцы всем можно ставить по пятерке.
Урок русского языка в 3-м классе по теме: «Построение предложений что делает? где? что делает? через что?» был проведен в рамках декады русского языка. Дети заранее нарисовали ребусы, приготовили загадки, тренировались в решениях кроссвордов.
Цель урока: применение занимательных заданий для закрепления темы и развития речи, была достигнута. Учащиеся на протяжении всего урока старались думать, рассуждать, делать выводы. Все поставленные перед ними задачи были выполнены. Урок прошел на творческом и эмоциональном подъеме, все ученики были активны, старались, говорили громко и внятно, соблюдая четкое произношение поставленных звуков. Дети показали умение определять род имен существительных, знание частей речи, при составлении и разборе предложения по членам. Продемонстрировали умение работать с опорной таблицей, навык подбора вопроса к словам. Показали достаточный объем активного словаря по теме «зима».
Такие уроки необходимы слабослышащим учащимся, так как происходит компенсация дефекта слухового анализатора, за счет иллюстраций, происходит формирование положительной мотивации к обучению, что сказывается на качестве учебной работы.