Цели:
- Выявить уровень знаний, умений по данной теме.
- Учить умению правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком, наблюдать, сравнивать, анализировать.
- Совершенствовать работу в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, у нас всё получится. Однако для успеха нам нужно собрать всю силу ума, внимания, наши знания. Вы готовы? В путь!
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы разбирали с вами слова по составу, подбирали родственные слова.
- Назовите основные части слова.
- Образуйте от корня – мороз – родственные слова.
- Разберите по составу слово заморозки.
- Докажите, что за – приставка.
- На какие группы мы делим приставки, чтобы их легче было запомнить? (1 гр. – с «о», 2 гр. – с «а», 3 гр. – перед, 4 гр. – в (во), с (-со).
- Назовите только те приставки, которые заканчиваются на согласный звук.
На доске запись: -об, -под, -перед, -в, -с, -от, -раз.
- Прочитайте слова на доске:
- здоровый -
- счастливый -
- Подберите однокоренные слова с разделительным мягким знаком, отвечающие на вопрос что?
- Почему в этих словах пишем разделительный мягкий знак?
- Перед какими гласными пишется мягкий знак?
- В какой части слова?
- Приведите примеры.
- Какой ещё разделительный знак вы знаете?
3. Мотивация знаний.
(На столах лежат листочки).
- Ребята, давайте запишем на листочках несколько слов под диктовку с разделительными знаками.
(Листья, съёжился, подъехал, воробьи, подъезд, веселье).
Если не знаете, какой знак писать, поставьте точку на его месте.
- Почему затрудняетесь написать разделительные знаки?
(Не знаем правило, когда пишется разделительный ъ).
4. Создание нового знания.
- Итак, что мы с вами должны сейчас научиться определять?
Какова главная задача?
Мы должны научиться определять в каких словах и где пишется ъ.
Запишите тему урока «Разделительный твёрдый знак и его правописание».
Работа в группах (по 4 чел.)
- Давайте проведём небольшое исследование. Проявите внимание, наблюдательность.
У вас лежат на столе карточки со словами и схемами разбора по составу.
- Как вы думаете, какую работу надо провести со словами?
Правильно, давайте составим план:
- Подобрать однокоренные слова.
- Разобрать слова по составу.
- Записать в схему, в какой части слова находятся ъ и ь.
- Сделайте вывод.
- Обсуждение в группах.
Выйдите по 1 человеку от группы. Давайте сравним, какие получились схемы.
У всех одинаковые.
Давайте сделаем вывод.
Так где пишется ъ?
Разделительный ъ пишется только после приставки, перед корнем. Разделительный ь в корне и за корнем. |
- А после любой ли приставки пишется ъ?
Давайте проведём ещё одно небольшое исследование.
На доске 2 схемы:
- Образуйте с этим корнем слова, которые отвечают на вопрос что?, используя приставки (по 1 схеме). Запишите слова в тетрадь, выделите приставку.
Нужен ли ъ? Почему?
- Образуйте слова по 2 схеме. Произнесите слова.
Что вы заметили? Выделите приставку. Какие звуки стоят рядом (конец приставки и начало корня)?
Так, давайте сделаем ещё один вывод:
- Где стоит ъ?
- На какую букву заканчивается приставка?
- С какой буквы начинается корень?
Давайте составим свою схему, опираясь на сделанный вывод: ъ пишется только после приставок которые заканчиваются на согласную букву, а корень начинается с гласных: е, ё, ю, я.
Прочитайте правило по схеме. Сравните с правилом, которые вы видите в учебнике, с.
Совпадает? Молодцы!
Вы сами создали правило!
Физкультминутка.
5. Самостоятельная деятельность учащихся по применению нового знания.
Пользуясь схемой и программой, вставьте разделительные знаки в словах и запишите в 1 столбик с ъ, во 2 – с ь.
С__езд, л__ют, об__явление, бур__ян,об__яснение, вы__езд, при__езд.
(На доске схема и программа работы).
- Как вы работали? (по программе)
6. Прочитайте стихотворение.
Пользуясь программой и схемой вставьте ъ или ь.
Докажите!
«Волк ужасно раз__ярён:
С__есть ежа не сможет он.
Ёж, хотя он и с__едобен,
Для с__еден__я неудобен.»
Раз__ярён – ъ, после приставки - раз, перед корнем, который начинается на - я.
С__есть – ъ, после приставки - с, перед корнем, который начинается на - е.
Давайте подведём итог:
а) Так когда пишется ь? когда ъ?
б) Работа в парах.
- Проверьте правило друг у друга. Приведите по 1 примеру слов с ъ.
7. Рефлексия деятельности.
- Чему сегодня был посвящен урок?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
У вас на столе остались листочки со схемой. Попробуйте дома побыть учителем и по схеме объяснить родителям правило.