Технология личностно ориентированного образования на уроках русского языка. Урок "Разделительный твердый знак и его правописание"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Выявить уровень знаний, умений по данной теме.
  • Учить умению правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком, наблюдать, сравнивать, анализировать.
  • Совершенствовать работу в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, у нас всё получится. Однако для успеха нам нужно собрать всю силу ума, внимания, наши знания. Вы готовы? В путь!

2. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы разбирали с вами слова по составу, подбирали родственные слова.

- Назовите основные части слова.

- Образуйте от корня – мороз – родственные слова.

- Разберите по составу слово заморозки.

- Докажите, что за – приставка.

- На какие группы мы делим приставки, чтобы их легче было запомнить? (1 гр. – с «о», 2 гр. – с «а», 3 гр. – перед, 4 гр. – в (во), с (-со).

- Назовите только те приставки, которые заканчиваются на согласный звук.

На доске запись: -об, -под, -перед, -в, -с, -от, -раз.

- Прочитайте слова на доске:

  • здоровый -
  • счастливый -

- Подберите однокоренные слова с разделительным мягким знаком, отвечающие на вопрос что?

- Почему в этих словах пишем разделительный мягкий знак?

- Перед какими гласными пишется мягкий знак?

- В какой части слова?

- Приведите примеры.

- Какой ещё разделительный знак вы знаете?

3. Мотивация знаний.

(На столах лежат листочки).

- Ребята, давайте запишем на листочках несколько слов под диктовку с разделительными знаками.

(Листья, съёжился, подъехал, воробьи, подъезд, веселье).

Если не знаете, какой знак писать, поставьте точку на его месте.

- Почему затрудняетесь написать разделительные знаки?

(Не знаем правило, когда пишется разделительный ъ).

4. Создание нового знания.

- Итак, что мы с вами должны сейчас научиться определять?

Какова главная задача?

Мы должны научиться определять в каких словах и где пишется ъ.

Запишите тему урока «Разделительный твёрдый знак и его правописание».

Работа в группах (по 4 чел.)

- Давайте проведём небольшое исследование. Проявите внимание, наблюдательность.

У вас лежат на столе карточки со словами и схемами разбора по составу.

- Как вы думаете, какую работу надо провести со словами?

Правильно, давайте составим план:

  • Подобрать однокоренные слова.
  • Разобрать слова по составу.
  • Записать в схему, в какой части слова находятся ъ и ь.
  • Сделайте вывод.

- Обсуждение в группах.

Выйдите по 1 человеку от группы. Давайте сравним, какие получились схемы.

У всех одинаковые.

Давайте сделаем вывод.

Так где пишется ъ?

Разделительный ъ пишется только после приставки, перед корнем. Разделительный ь в корне и за корнем.

- А после любой ли приставки пишется ъ?

Давайте проведём ещё одно небольшое исследование.

На доске 2 схемы:

- Образуйте с этим корнем слова, которые отвечают на вопрос что?, используя приставки (по 1 схеме). Запишите слова в тетрадь, выделите приставку.

Нужен ли ъ? Почему?

- Образуйте слова по 2 схеме. Произнесите слова.

Что вы заметили? Выделите приставку. Какие звуки стоят рядом (конец приставки и начало корня)?

Так, давайте сделаем ещё один вывод:

- Где стоит ъ?

- На какую букву заканчивается приставка?

- С какой буквы начинается корень?

Давайте составим свою схему, опираясь на сделанный вывод: ъ пишется только после приставок которые заканчиваются на согласную букву, а корень начинается с гласных: е, ё, ю, я.

Прочитайте правило по схеме. Сравните с правилом, которые вы видите в учебнике, с.

Совпадает? Молодцы!

Вы сами создали правило!

Физкультминутка.

5. Самостоятельная деятельность учащихся по применению нового знания.

Пользуясь схемой и программой, вставьте разделительные знаки в словах и запишите в 1 столбик с ъ, во 2 – с ь.

С__езд, л__ют, об__явление, бур__ян,об__яснение, вы__езд, при__езд.

(На доске схема и программа работы).

- Как вы работали? (по программе)

6. Прочитайте стихотворение.

Пользуясь программой и схемой вставьте ъ или ь.

Докажите!

«Волк ужасно раз__ярён:
С__есть ежа не сможет он.
Ёж, хотя он и с__едобен,
Для с__еден__я неудобен.»

Раз__ярён – ъ, после приставки - раз, перед корнем, который начинается на - я.

С__есть – ъ, после приставки - с, перед корнем, который начинается на - е.

Давайте подведём итог:

а) Так когда пишется ь? когда ъ?

б) Работа в парах.

- Проверьте правило друг у друга. Приведите по 1 примеру слов с ъ.

7. Рефлексия деятельности.

- Чему сегодня был посвящен урок?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

У вас на столе остались листочки со схемой. Попробуйте дома побыть учителем и по схеме объяснить родителям правило.