Интегрировнный урок развития речи и изобразительного искусства "Белоснежная красавица"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Воспитывать любовь к природе на примере произведений известных поэтов.
  • Работать над выразительностью чтения стихотворений наизусть.
  • Обогащать словарный запас учащихся, учить выражать свои чувства и мысли словами.
  • Учить составлять план к сочинению и работать по нему.
  • Учить составлять простые и сложные предложения, использовать сравнения.
  • Познакомить с творчеством художников – пейзажистов.
  • Учить видеть красоту природы, любить свою Родину.
  • Развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение.
  • Обучать навыкам живописных работ гуашевыми красками.

Материалы:

  • Стихи, песни, загадки.
  • Картинный ряд: И. Грабарь «Февральская лазурь»,
  • «Сказка инея и восходящего солнца»,
  • К. Юон «Русская зима».
  • Цветной картон, гуашь, кисти.

Ход урока

Учитель русского языка:

- Тема нашего урока – ответ на загадку:

По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетенною косой,
Умывается росой.
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит.
Берёза.

- Какие загадки про берёзу вы ещё знаете?

Русская красавица стоит на поляне в белом сарафане.

Стоит Алёна, тонкий стан, белый сарафан.

- Что помогло вам догадаться?

(Описание, описательные слова, …)

- Поэты слагали стихи в честь этого красивого дерева…

Берёзка.

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Вс. Рождественский

Учитель напоминает детям о русской народной песне «Во поле берёза стояла», которую хором исполняют всем классом.

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли – люли стояла,
Люли – люли стояла…

Учитель изобразительного искусства:

- Народ описывал красоту этого дерева в русских народных песнях, поэты слагали стихотворения. А при помощи чего ещё можно описать берёзу?

(При помощи красок).

- Многие художники в своём творчестве обращаются к этому прекрасному образу, образу русской природы. В любое время года хороша русская берёзка!

Красоту зимнего леса передаёт художник К. Юон в картине «Русская зима». Спящий, таинственный, полный загадок лес. С чем можно сравнить эти деревья, укутанные снегом?

(Со снежной королевой, со спящей красавицей, они, словно серебряной дымкой одеты…)

- Замечательная картина И. Грабаря «Февральская лазурь» - рассмотрите репродукцию этой картины. Художник считал эту картину самой удачной, самой успешной своей работой. Однажды, гуляя по лесу, художник увидел это чудо – зимние берёзы. Он был поражён красотой деревьев, белыми стволами берёз, коралловыми ветками, голубизной неба.

- Что вам понравилось в этой картине?

(Необычная голубизна неба, ветки – словно ажурное кружево…)

- Как- то художник И. Грабарь приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи.

Рано утром он выглянул в окно и ахнул! Что за сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! Посмотрите и вы на репродукцию картины «Сказка инея и восходящего солнца»!

- Что вас поразило, понравилось?

(Цвет картины, деревья, покрытые инеем…)

- Мы, как будто очутились зимой в сказочном, волшебном саду, где расцвели необыкновенные деревья! Это красавицы берёзы с ажурными, опушенными инеем веточками. Каскадами спускающимися вниз! Каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем, снежной бахромой, похожей на необыкновенные цветы.

- Какой основной тон картины?

(Неяркий, нежный,….)

- Какие цвета использовал художник, чтобы достичь такого сказочного ощущения?

(Розовато-сиреневый, холодный, розовато-голубоватый…)

- Посмотрите, как художник изобразил восход жёлто – лимонного солнца в морозный день. Оно своими лучами окрасило снег в розовато – сиреневые холодные тона, и иней на берёзках загорелся, заискрился, засверкал розовато – сиреневыми блёстками.

- Как бы вы могли назвать такую картину?

(Волшебный лес, чудесный сад,….)

Учитель русского языка:

- Любоваться красотой берёзки можно в любое время года. Мы в своих работах сегодня постараемся описать берёзу зимой. Представить её вам помогут лирические стихотворения русских поэтов.

(Учащиеся читают подготовленные стихи.)

Берёза.

Белая берёза
Под моим окном,
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Белою каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин

***

Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь праздничный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу с ветвей.
А. Фет.

***

Разукрасилась Зима…
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звёздочек – снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льёт вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:

«Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!»
М. Пожарова.

- Какие красивые слова поэты используют для описания зимней берёзы?

(Дети отвечают, учитель записывает слова на доску)

Принакрылась, разукрасилась, нарядилась, разоделась, праздничный наряд, снежная королева, спящая красавица, белоснежная, белоствольная, ажурная, искристая.

Учитель изобразительного искусства:

- Ребята, сейчас мы нарисуем зимнюю берёзу, которую вы потом опишите в своих сочинениях. Прежде постарайтесь представить свою берёзку. Какой вы себе представляете зимнюю берёзу?

(Пушистой, нарядной, белоствольной, искристой, жемчужной, волшебной…)

Учитель изобразительного искусства объясняет порядок выполнения работы и показывает на цветном (синем, голубом, фиолетовом) картоне возможный вариант изображения зимней берёзы. Учащиеся работают белой гуашью на цветном картоне, создавая рисунок своей берёзы.

Учитель русского языка:

- Прежде чем мы начнём описывать берёзу словесно, давайте вспомним - из каких частей состоит сочинение – описание.

  1. Знакомство – это представление того предмета, который вы будете описывать, места и времени встречи с объектом.
  2. Описание – это определение основных признаков предмета – объекта представления – это размер, цвет, форма, внешний вид. Описание отвечает на вопрос «какой?», поэтому для работы нужны имена прилагательные. В этой части используем сравнения с чем – либо. Вам помогут слова «как будто», «как», «словно», «похож на…» и т.д. Описание должно быть взволнованным, изображение – красочным. В этой части нет действия, движения.
  3. Личное отношение – ваша оценка, отношение к предмету, что привлекло внимание, поразило, удивило.

- Придумайте заголовок для своего сочинения.

Учащиеся выполняют письменную работу на черновиках. Учитель оказывает необходимую помощь . В конце урока проводится показ готовых художественных работ и чтение написанных сочинений.

Сочинение-описание. Зимняя березка.

Середина зимы. Денек солнечный. Я гуляла по двору и остановилась от изумления. Передо мной стоит береза, словно из сказки!

Белый ствол березы изящно изгибается под тяжестью инея. Веточки ее похожи на хрустальные палочки и, кажется, если дотронешься, можно разбить эту красоту. Береза похожа на снежную королеву, которая спит. Так ее принарядил мороз. Она надела праздничный наряд. В улыбках солнца она сверкает будто в бриллиантах. Может она собирается на зимний бал?

Мне так понравилась эта березонька! Я так радуюсь, когда смотрю на нее! Ах, как хороша березка в зимнем наряде!

(Полуэктова Ксения).

Сочинение-описание. Зимняя березка.

Однажды зимним воскресным утром я пошел в парк покататься на лыжах. Падал пушистый снег. Он, словно, волшебник одел всем деревьям и кустам белые шапочки.

Среди этих деревьев я увидел березку. Она выделялась белым цветом своей коры, как будто одета в снежную шубку. Поверх белого ствола были вытянуты темные горизонтальные полосы. Она похожа на спящую красавицу. Веточки у нее тонкие и гибкие. Ветер раскачивает ветки дерева, завораживая меня.

Я был очарован красотой зимней березы. Березка для меня является символом всего самого прекрасного.

(Икрамов Даниил).

Сочинение-описание. Хрустальная березка.

Холодным деньком я гуляла в березовой роще, и увидела одну красавицу – это была березка. Она мне очень понравилась, и я захотела нарисовать ее и написать сочинение.

Березонька принакрылась снежной теплой шубкой. А на макушке у нее был иней. Он был похож на хрустальную шапочку. И я долго любовалась березкой. Береза была похожа на красавицу. На следующий день погода была чудесная. Опять я пошла в рощу. Увидела березку и удивилась. Березонька моя нарядилась в праздничный наряд, будто пошла на зимний сказочный бал. Ее ветки похожи на руки фей. Они были все в хрустальных кольцах.

Ах, что за красавица в белом наряде! Как люблю я любоваться березкой зимой!

(Лютько Анастасия).

Приложение