Цели и задачи:
- совершенствовать вычислительные навыки работы с многозначными числами;
- осуществлять решение задач с помощью составления уравнений, запись условия при помощи таблицы;
- систематическое повторение и закрепление ранее изученного.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа–проектор, презентация к уроку (Приложение 1), карточки для индивидуальной работы с контрольными ответами на обороте (Рисунок 1), учебник «Моя математика», 2 часть. Авторы: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких. Изд.: Москва, Баласс, 2007 Урок №83, стр.86-87).
Ход урока
I. Организационный момент.
Организация класса на урок.
- Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-сказка «Царь Змей и Иван-удалец».
II. Сказка «Царь Змей и Иван-удалец».
(Слайд 1)
Было или не было – не ведаю. А только рассказывают, что жил на свете Иван-удалец, добрый молодец. Ходил он по земле и всякий люд из беды выручал.
Однажды шёл он, шёл да и зашёл во владение царя Ора. Идёт по сёлам, а там ни одной души, словно вымерли, - ни детского смеха, ни звонких песен не слыхать. Встретил он дряхлого старика в одном селе. Старик весь от старости согнулся, в бороде паутина запуталась.
- Эй, дедушка, - кричит Иван, - что у вас народу не видать? Али беда какая?
- Сразу вино, что ты нездешний, а то знал бы, что вот уже год, как умирают наши люди от жестокой неведомой болезни, какую наслал на нас проклятый царь Змей. Царь Ор тоже при смерти, дочь его единственная вот уже три дня как в сознание не приходит.
-О!- говорит Иван, - надо помочь делу. А как, дедушка, попасть к царю Змею? Хочу поговорить я с ним.
- А вот эта тропинка приведёт тебя ко дворцу Змея. Только ты аккуратней будь; уж больно хитёр Змей
- Спасибо, дедушка, - сказал Иван, поправил на поясе меч отцовский и зашагал по тропинке.
А тропинка непростая, то ямы, то канавы встречаются. Поможем Ивану-удальцу добру молодцу пройти по ней.
(Задачи для устной работы, примеры «цепочкой». (Слайд 2)
(После решения каждого примера появляется буква и складывается слово ГИМНАСТИКА.)
(Гимнастика для глаз).
Шёл он, шёл, видит – на тропинке лежит камень, (слайд 3) пройти мешает. Захотел Иван сдвинуть его, да не тут-то было. Словно врос камень в землю. А на камне – знаки.
33:16 |
|
38:20 |
|
37:7 |
40:16 |
|
45:20 |
|
44:7 |
43:16 |
|
90:20 |
|
65:7 |
Смекнул Иван, что всё это решить надо, ну и начал мудрить, то один ответ поставит, то другой. (Дети помогают решить примеры по цепочке у доски).
Только закончил решать, как сдвинулся камень легко, словно и не лежал здесь.
Смотрит Иван – а под камнем перо лежит и сияет. Подумал он, подумал, чего добру пропадать, да и взял его с собой.
Идёт дальше по лесу, слышит, кричит кто-то, да так жалобно, прямо сердце надрывается. Побежал Иван на крик, видит – возле дерева стоит клетка-ловушка, в клетке птичка бьётся, кричит.
- Ах ты, бедная птица, - говорит молодец, - вот я выпущу тебя сейчас.
Глянул, а клетка непростая – вся из золота, а на дверце задание: «Как всё верно ты решишь, так и дверцу отворишь!».
Принялся Иван за задание.
А задание непросто сделать, решить задачу с помощью таблицы. (слайд 4)
В двух сундуках на корме яхты «Надежда» лежат 6 географических карт. За карты одного сундука заплатили 120 рублей, а за карты другого -240 рублей. Сколько карт лежит в каждом сундуке, если они имеют одинаковую цену?
(Слайд 5) (Учащиеся оформляют краткую запись в виде таблицы.)
|
Цена |
Количество |
Стоимость |
1 сундук 2 сундук |
одинаковая |
120 руб. 240 руб. |
(Решение у доски.)
- (120+240):6=60 (руб.) – цена 1 карты
- 120:60=2 (к) – в 1 сундуке
- 240:60= 4 (к) – во 2 сундуке.
Ответ: 2 карты, 4 карты.
Открылась клетка, выпорхнула птичка, но не улетела. Села низенько на ветку и говорит человеческим голосом:
- Спасибо, Иван, что жизнь мне спас, отблагодарю тебя за это. Куда идёшь, что ищешь?
Удивился Иван, говорит:
- Иду я к царю Змею, добывать лекарство для жителей государства царя Ора.
- Знаю, слыхала. Ну, ступай по тропинке, да никуда не сворачивай. Приведёт тебя дорожка прямо ко дворцу Змея. Да, вот ещё что: вот тебе пёрышко моё пёстренькое, по этому пёрышку ты меня везде узнаешь.
Сказала это птичка, с ветки вспорхнула и исчезла в листве.
(Физкультминутка).
Долго ли шёл Иван, а пришёл ко дворцу Змея. Тяжёлые ворота – на запорах, на воротах задания висят.
Задача. (Слайд 6)
С помощью какого уравнения можно решить задачу?
Во вторник Костя 90 минут управлял лодкой под парусом. Это шестая часть того времени, что он провёл в этот день на лодочной станции. Сколько времени провёл Костя во вторник на лодочной станции?
90:Х =6 |
|
Х:6=90 |
|
Х·6=90 |
(Учащиеся устно выбирают уравнение и решают его).
Как только сказал Иван верный ответ, так упали с ворот запоры и вошёл он во дворец. Видит: чудище змеиное, корявое, лапы с острыми когтями, хвост по полу молотит. На голове царская корона. Увидел человека и говорит:
- Здравствуй, Иван, зачем пожаловал?
- Здорово не будь, чудище поганое. А пришёл за лекарством от болезни, которую ты напустил на царя Ора и его народ. Готов я биться с тобой и умом помериться.
- О, это то, что надо – умом помериться. Поглядим, что за ум в такой маленькой голове спрятан. Победишь – дам лекарство, а нет – одним ударом хвоста размозжу твою глупую голову.
- Согласен, - говори Иван, - моя голова не так уж дорого стоит.
Дал Змей задание. Иди, - говорит, - до утра думай.
Сел Иван во дворе, задумался. Трудно. Вдруг видит – девица-краса перед ним стоит, а в косе-то у неё пёстрое пёрышко виднеется. Смекнул Иван, что это птичка, которая в лесу была, а девица смеётся:
- Что, Иванушка, трудное задание тебе мой батюшка дал?
- Ох, трудное, - говорит Иван, - я не решу.
- А я помогу, - отвечает девица. - Я ведь дочь Змея, тоже кое-что умею.
Мы тоже поможем.
Задача. (Слайд 7)
(Записать решение выражением).
За неделю повара спортивного лагеря сварили 84 литров компота. Сколько литров компота они сварили в воскресенье, если все 6 дней с понедельника по субботу они сварили по 11 литров компота?
(После разбора задачи Слайд 8)
Всего - 84 литра
6д. по 11 литров
1д. ? литров
84- (11·6)=18 (л)
Ответ: 18 литров
(Дети выполняют задание).
Наутро принёс Иван задание, нахмурил брови Змей:
- Решил хорошо, да не твоим умом сделано.- И подаёт следующее задание.
– Здесь на всех хватит!
(Учитель раздаёт карточки: у некоторых примеры на деление с остатком, у некоторых решение задачи с помощью таблицы, на карточках, на обратной стороне ответы для поверки).
- Твоя взяла, - говорит Змей,- хоть и невелик ум в твоей голове. Дал Ивану коробочку с лекарством и отпустил. Пошёл Иван по лесу обратно, а сам всё про девицу-красу вспоминает. Как она там? Только вспомнил, глядь, а она рядом идёт, улыбается. Обрадовался Иван. Пошли они дальше. Вдруг гром да треск пошёл, деревья ломаются.
- Ох, беда, - говорит девица, - это батюшка Змей за нами гонится. Не успела я перо матушки Кауры, птицы волшебной добыть – в клетку попала.
- Не это ли?– говорит Иван и достаёт сияющее перо.
- Оно, - обрадовалась девица, бросила его позади себя, и тотчас речка появилась, да непростая, никак не переплыть её Змею – не пробиться к людям.
А Иван всех людей вылечил (слайд 9) и стал жить-поживать, горя не знать.
(Слайд 10) Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Все мы с вами молодцы, помогли Ивану-удальцу спасти владения царя Ора.
IV. Итог урока
- Какие задания мы выполняли, помогая Ивану?
- Что больше всего у нас получилось?
- С какими трудностями встретились?
- Над чем необходимо ещё поработать?
V. Домашнее задание
№6 с.87; №7 с.87 (алгоритм в №5 на стр. 96)