Цель урока: закрепить знания учащихся о музеях России; работать над навыком выразительного чтения, развития творческих способностей учащихся, умения работать с опорной таблицей, формировать положительную мотивацию к урокам искусства.
Оборудование: мультимедийная презентация, опорные таблицы, карточки «творчества».
Эпиграф: Только искусство делает человека – человеком. Константин Коровин.
Ход урока
Введение:
- «Музыкальная настройка» урока.
- Художественные музеи России – тема наших уроков.
- ЗАЧЕМ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ МУЗЕИ?
Спросим об этом наших ребят, которые посетили крупнейшие музеи Санкт-Петербурга и художественный музей в Уфе? Слайды 3-9
(Представление фоторабот учащихся и комментарии).
Основная часть:
Зачитать эпиграф. Слайд 2.
Разминочное упражнение: Назовите ключевые слова по теме «Эрмитаж».
(Нева, Дворцовая площадь, искусство, парадные залы, картины, скульптуры….)
Творческое упражнение: Сочините несколько строк об этом музее.
Заслушивание творческих работ.
А следующий музей Третьяковская галерея приглашает нас на прогулку по залам в сопровождении замечательных литературных строк.
Знакомство с картинами посредством зрительного восприятия и звучащих литературных строк.
(Участвуют в работе все учащиеся, стихи звучат на фоне музыки русских композиторов). Слайды 10-20.
Новый материал. Русский музей.
Во время объяснения нового материала вам необходимо заполнить нашу таблицу.
«Художественные музеи»
Музей |
Город |
Адрес |
Здание стиль |
Дата создания |
Основатели |
Истоки музея |
Искусство каких стран представлено |
Знаменитые произведения |
авторы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В центре Санкт-Петербурга на площади Искусств расположено величественное здание с классическим восьмиколонным портиком – бывший Михайловский дворец, построенный выдающимся русским зодчим К. Росси в 1819-1825 году.
Здесь в 1898 году был открыт Русский музей, который наряду с Третьяковской галереей является крупнейшим собранием отечественного изобразительного искусства.
Если имя Екатерины Великой тесно связано с европейским Эрмитажем, то император Александр III проявлял интерес к отечественному искусству и мечтал создать музей национального искусства. Эту мечту исполнил его сын – император Николай II, издав указ о создании Русского музея императора Александра Третьего. Русский музей с самого начала задумывался как монархический. 13 апреля 1895 года был издан Высочайший указ об учреждении музея императора Александра Третьего, но только через три года Музей распахнул свои двери. Слайды 24-26
7 марта (по старому стилю) 1898 года состоялось торжественное открытие Русского музея. В его коллекции были такие шедевры , как «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Девятый вал» И.Айвазовского, «Покорение Сибири Ермаком» В.Сурикова, «Запорожцы» И.Репина. Слайды 27, 28
В Русском музее можно увидеть произведения древнерусских художников : Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова. Прекрасна коллекция русского портретного искусства.
Экспозиция Русского музея дает возможность представить все богатое разнообразие русского искусства с древнейших времен до наших дней.
Кроме живописи, графики и скульптуры, собрание музея включает в себя произведения декоративно-прикладного искусства: предметы народного творчества, созданные руками русских умельцев на протяжении многих веков. Это деревянная архитектурная резьба, кружева, вышивки, ткани, игрушки. Слайды 29-30
До 1917 года Русский музей пополнялся только за счет частных приобретений и пожертвований. После революции, когда произошло перераспределение ценностей, Русский музей «поглотил» целые частные коллекции и даже музеи. Слайды 31-36
В 1926 году сюда поступили произведения русского авангарда из закрытого Музея художественной культуры, а затем сокровища из ограбленных монастырей и храмов.
Русский музей стремительно развивается и растет. Музею переданы Инженерный замок, Строгановский, Мраморный дворцы.
Заключение
Проверка заполнения таблицы.
Город |
|
Санкт-Петербург |
Адрес |
|
Площадь Искусств |
Особенности архитектуры |
|
классическое здание с восьмиколонным портиком |
Дата создания |
|
1895 год, 1898 год |
Основатели |
|
Александр III, Николай II |
Истоки музея |
|
частные коллекции |
Искусство |
|
национальное от древнейших времен до наших дней |
Знаменитые произведения, авторы |
|
А.Рублев, К.Брюллов, И.Репин |
Достопримечательности |
|
княжеские покои, народное творчество |
Вывод урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: подготовить сообщение о сокровищах Русского музея.
Мультимедийная презентация – приложение 1.
«Карточка творчества» – приложение 2.