Цель: сформировать понятие исполнители алгоритмов.
Образовательные: формирование и закрепление навыков по составлению и выполнению алгоритмов.
Развивающие:
- развитие алгоритмического и логического мышления;
- развитие памяти, внимания, познавательного интереса, коммуникативной культуры.
Воспитательные: способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопомощи и взаимоуважения.
Тип урока: комбинированный с мультимедиапрезентацией.
Оборудование:
- материалы для самостоятельной работы;
- приложение № 1 «Звёзды»;
- рабочая тетрадь под редакцией А.В. Горячёва;
- листок в клетку.
План урока:
- Оргмомент (5 минут)
- Объявление темы и целей урока. (Мотивация, целепологание, постановка проблемы (5 минут)
- Изучение и объяснение нового материала (10 минут)
- Закрепление (10 минут)
- Итог урока (5 минут)
Ход урока
1. Оргмомент: Взаимодействие учителя и учеников.
2. Тема, цель: На прошлом уроке вы познакомились с важной темой информатики.
- Какой? (Алгоритм.)
- Что такое алгоритм? (Порядок действий или план.)
- А сегодня мы познакомимся с новым понятием – исполнитель алгоритма.
3. Кто такой исполнитель? (Oтветы детей.)
Исполнитель – это тот, кто исполняет команды алгоритма.
- На рисунках изображены исполнители алгоритма. Назовите их. (Cобака, стиральная машина, человек, компьютер.)
- Какие команды выполняют эти исполнители?
Игра.
Объяснение: Учитель на время становится «роботом». Робот – это машина, он во всем слушается человека и выполняет только те команды, которые ему заранее определяют. Давайте попросим съесть робота конфету. Что он должен сделать?
- Итак, командуйте! (Дети подают разные команды).
Объясняю – это обертка невскрытая, значит надо развернуть, и надо взять, а не хватать ртом и т.д. Определили следующую последовательность команд:
- Возьми конфету
- Разверни конфету
- Съешь конфету
- Выброси фантик в мусорное ведро.
В качестве робота-исполнителя вызывается ученик.
Задание «Нарисуй на доске солнышко»
- Подойди к доске
- Возьми мел
- Нарисуй солнышко
- Положи мел на место
Самостоятельно задание в тетради № 30. Алгоритм «Съешь яблоко»
- Возьми яблоко
- Вымой его
- Съешь яблоко
- Выбрось огрызок в мусорное ведро
Зарядка
Робот делает зарядку (шагают)
И считает по порядку (шагают)
Раз - контакты не искрят (руки в стороны - 2 раза)
Два - суставы не скрипят. (шагают)
Три - прозрачен объектив. (голову поворачивают вправо и влево)
Робот весел и красив. (шагают)
4. Закрепление (10 минут)
Диктант по клеточкам: 1 вправо, 3 вверх, 3 влево, 3 вниз 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх.
Рисунок 1
Определите соответствие в таблице:
Исполнитель |
Команда |
Стиральная машина |
Печатать |
Собака |
Полоскать |
Человек |
Сидеть |
Компьютер |
Сварить картофель |
Задание в тетради: № 33, 34
Логическая игра «Звездный бульвар»
Пройти по плиткам так, чтобы к финишу собрать 20 звездочек. Учти, что нельзя посещать одну плитку дважды, двигаясь по диагонали, и « наступать» на ель и солнце.
Домашнее задание: написать алгоритм приготовления яичницы.
Литература:
- А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина «Информатика в играх и задачах», Москва, Баласс, 2007 г.
- Журнал «Информатика в школе № 4-2007» (выпуск «Информатика в начальной школе»)