Факультатив по математике в 4-м классе "Симметрия"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательные:
    • углубить знания о симметрии, сформировать понятие об осевой симметрии;
    • через понятие «симметрия» раскрыть связь математики с живой природой, искусством, техникой.
  2. Развивающие:
    • развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, обогащать словарный запас учащихся;
    • учить учащихся учиться математике, самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности;
    • развивать мыслительные операции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать);
    • развивать внимание, наблюдательность.
  3. Воспитательные:
    • воспитывать в учащихся дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, умение к совместной деятельности.

Оборудование:

  • Мультимедиа проектор,
  • презентация «Симметрия»,
  • спички,
  • карточки для физ.минутки,
  • лист бумаги, краски, кисть (каждому учащемуся),
  • буквы, вырезанные из бумаги.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Мозговой штурм.

Как вы знаете, наука геометрия зародилась в глубокой древности. Люди наблюдая за животными, растениями, окружающим миром заметили, что часто половинки разных тел похожи друг на друга, создавая порядок и красоту. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, размечая землю, измеряя расстояния и площади, человек применял свои знания о природе, о форме, размерах и взаимном расположении предметов, он использовал свои геометрические знания, полученные из наблюдений и опытов. Почти все великие учёные древности и средних веков были выдающимися геометрами. Древнегреческий философ Платон, проводивший беседы со своими учениками, одним из девизов своей школы провозгласил: «Не знающие геометрию не допускаются!». Было это примерно 2400 лет назад. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой. Мы начнём своё занятие с нескольких практических задач.

Запишите сегодняшнее число и оставьте место для темы урока.

Задача 1. Сложите 7 палочек так, чтобы образовалось 3 треугольника (сторона каждого треугольника должна быть равной длине палочки).

Задача 2. Нарисуйте квадрат. Разделите его на 4 равные части разными способами.

Задача 3. Нарисуйте прямоугольник. Разместите 12 точек в прямоугольнике так, чтобы у каждой стороны в прямоугольнике было по 4 точки.

Задача 4. Графический диктант: Отступите по 3 клеточки сверху и слева и поставьте точку. 1 клеточку вправо, 1-вверх, 1-вправо, 3-вниз, 1-влево, 1-вверх, 1 влево,1-вверх. Отступите 2 клеточки вправо и начертите зеркало. Постройте изображение в зеркале. Кто знает, какую картинку мы получили?

- Симметричную.

(Все решения проверяются у доски).

III. Новый материал.

С явлением симметрии мы встречаемся повседневно. Удивляемся и восхищаемся, рассматривая крохотную снежинку, стрекозу с прозрачными крыльями или изящный цветок, а может и красивую машину или величественную фигуру самолёта или ракеты. Используя красоту и гармонию природы, человек создал многое в мире симметрии своими руками: купола церквей, архитектурные здания, самолёты, корабли и т.д. Об этих и многих других предметах мы можем сказать, что они красивы. И в основе их красоты лежит симметрия. Но симметрия — это не только красота. Симметричность формы нужна рыбе, чтобы плыть, птице, чтобы летать. Поэтому мы можем сделать вывод, что симметрия в природе неспроста: она ещё и полезна, т.е. целесообразна. В природе красивое всегда целесообразно, а целесообразное всегда красиво. Симметрия проявляется обычно в форме и цвете. Есть симметрия и в музыке, и в поэзии, и даже в буквах и цифрах. Посмотрите, перед вами вырезанные из бумаги некоторые буквы. Симметрия — рождает из них новые буквы. (Демонстрируются буквы А, Г-Т, К-Ж-Л, З, М. Н, Ф-Р и т.д., вырезанные и сложенные по оси симметрии).

IV. Практическая работа.

- А теперь мы с вами используем один из способов построения симметричной картинки. Возьмите лист бумаги и капните (мазните) на него в указанном месте краской. Сложите лист пополам, прогладьте ладошкой и разверните. Что у вас получилось?

- Капля отпечаталась на другой стороне.

- Измерьте расстояния от линии сгиба до каждой картинки. Что вы можете сказать?

- Расстояния по разную сторону от неё одинаковы.

- Может кто-то знает, какая картина получилась с точки зрения математики? (Ответы детей).

- Вы получили симметричную картинку. При этом линия сгиба является осью симметрии. Этот вид симметрии так и называется – осевая симметрия. Подобный приём иногда используют в своём творчестве художники. Если удачно «накапать» краской, то можно получить довольно красивые картинки.

V. Домашнее задание.

Попытайтесь создать свой шедевр в стиле «симметризма» на рисунке «Летом в симметричном лесу». Можете нарисовать от руки или в среде «Живая геометрия» и покажите на рисунке ось симметрии каждого объекта (цветов, деревьев, птиц и т.д.).

VI. Физ.минутка.

Я буду показывать вам геометрические фигуры (Приложение 2), а вы должны догадаться сколько раз выполнять каждое упражнение.

Ай да счёт, игра и только!

VII. Закрепление.

Символом симметрии считается строение и рисунок крыльев бабочки. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию «Симметрия». (Приложение 1).

- Итак, какая тема нашего сегодняшнего урока.

- Симметрия.

- Запишите.

- Кто может сказать, что такое симметрия? (Oтветы детей).

Давайте запишем: Симметрия-это соразмерность, одинаковость в расположении частей тела.

- Назовите примеры симметричных тел.

VIII. Физ. минутка.

Дадим зарядку и отдых нашим глазам.

  1. Смотрим вправо - вверх; влево - вниз; влево - вверх; вправо - вниз (5 раз)
  2. Вверх-вниз; вправо-влево (5 раз)
  3. Вращение глазами (можно закрытыми) вправо-влево (по 5 раз)
  4. Потёрли ладошки друг о друга и положили на глаза (не надавливая)

IX. Работа со средой «Живая геометрия».

Пройдите к компьютерам, откройте среду «Paint» и выполните задание.

  1. Начертите треугольник. Вдоль одной его стороны начертите ось симметрии. Начертите треугольник симметричный первому. Какую фигуру получили?
  2. Начертите квадрат. Вдоль одной его стороны начертите ось симметрии. Начертите квадрат симметричный первому. Какую фигуру получили?
  3. Начертите квадрат. На некотором расстоянии начертите ось симметрии. Начертите квадрат симметричный первому.
  4. Нарисовать геометрического симметричного робота с помощью трёх фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника и на рисунке показать все оси симметрии.

X. Тест «Симметрия».

Откройте папку «Симметрия», найдите тест. Приложение 3. Выполните.

IX. Итог урока.

  • О чём мы говорили на сегодняшнем уроке?
  • Что нового вы узнали?
  • Что понравилось?
  • Что не понравилось?
  • Вы собой довольны? Если да, похвалите себя: похлопайте себе в ладоши или погладьте по головке.

Урок окончен. Всем спасибо!

Используемая литература:

  1. Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. Лучшие задачи на смекалку.— М.: Научно-технический центр «Университетский»: АСТ-ПРЕСС,1999.
  2. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.3—4-е изд., перераб. и доп.—М.: Педагогика-Пресс, 1995.