Цель занятия: Уточнить и расширить представление детей о причинно-следственных связях между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Дидактические задачи:
- Объяснить экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы; излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Совершенствовать грамматически правильную диалогическую речь (составлять распространенные и сложные предложения; использовать качественные, относительные и притяжательные прилагательные).
Коррекционно-развивающие задачи
- Развивать экологическое мышление и творческое воображение.
- Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в речи.
- Развивать силу воздушной струи у детей с нарушением речевого дыхания.
Воспитательные задачи:
- Мотивация гуманного, природоохранного, эстетического и познавательного отношения к природе.
- Продолжать формировать эмпатию
Материал к занятию: гуашь, цветная бумага, ножницы, нож, спички, тетрадь, ручка, компас, рюкзак, трубки для выдувания капли, кисти для рисования, губки пропитанные гуашью, сотовый телефон, полиэтиленовые мешки, бутылка полиэтиленовая с надписью «Вода», модели деревьев (имитация леса), модель реки, модель уголка по теме «Космос», тушёнка, сгущённое молоко.
Ход занятия
I. Организационный момент: дети входят и здороваются
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в поход. Здесь, на столе лежат предметы, которые пригодятся нам в походе. Каждый из нас возьмёт по одному предмету, самому необходимому, который нам пригодится в походе. Начну я. Я кладу в рюкзак спички, потому что при помощи спичек мы разожжём костёр.
Дети:
- Я кладу в рюкзак нож, потому что….
- Я кладу в рюкзак лекарство, потому что…
- Я кладу в рюкзак сгущёнку, потому что…
- Я кладу в рюкзак тушёнку, потому что….
- Я кладу в рюкзак компас, потому что……
Воспитатель: А ещё я возьму с собой воду. Почему?
(Дети отвечают).
А почему мы не взяли эти предметы? (тетрадь, учебник, ручка).
Ребёнок. Это школьные принадлежности и они не самые необходимые.
Воспитатель: А чтобы было веселее идти, давайте споём песенку.
II. Идём, напевая песню «Вместе весело шагать по просторам»
1. Воспитатель. Ребята, где мы оказались?
Дети. На берегу реки
Воспитатель: А какая бывает река?
Дети. Широкая, узкая, мелкая, горная, спокойная, длинная.
Воспитатель: А вода в реке, какая?
Дети. Холодная, тёплая, прозрачная, ледяная, голубая.
Воспитатель. Нам с вами нужно перейти на другой берег. А река наша – волшебная. Посмотрите, здесь лежат таблички со словами: камни, берег, рыба, течение, вода, песок. Прочитайте их.
(Дети читают).
Воспитатель: Дети, выберите два главных слова, без которых реки не бывает. Думайте хорошо, не торопитесь.
Дети. Берег и вода.
2. Воспитатель: правильно, молодцы. Теперь мы можем реку перейти. А как мы будем переходить?
Дети: По мостику.
Воспитатель: А мостик, какой по ширине?
Дети: Узкий.
Воспитатель: Нам с девочками очень страшно по нему идти. Как же быть?
(Мальчики предлагают свою помощь, и все вместе переходим реку).
Воспитатель: Куда мы с вами попали?
Дети: На опушку леса.
Воспитатель: Какие деревья растут в этом лесу?
Дети: В этом лесу растут хвойные деревья.
Воспитатель: А чем отличаются хвойные деревья от других деревьев?
Дети: У хвойных деревьев есть хвоя.
Воспитатель: А какие хвойные деревья вы знаете?
Дети: Кедр, сосна, ели.
Воспитатель: Какой лес перед нами?
Дети: Густой, дремучий, непроходимый.
Воспитатель: Нам с девочками очень страшно идти через этот лес. Кто же нам поможет?
Дети: Мы поможем! – говорят мальчики
(Идём через лес, мальчики помогают девочкам).
3. Воспитатель: А где же мы теперь оказались?
Дети: Мы на лесной полянке!
Воспитатель: Мы долго шли, устали, давайте отдохнём! Какая красивая поляна! Как много цветов! Какие цветы растут на лесной поляне?
Дети: На поляне растут:
- ромашки
- васильки
- колокольчики
- медуницы
Воспитатель: Как можно назвать эти цветы, одним словом?
Дети. Это полевые цветы.
4. Звонит телефон.
Воспитатель: Да! Да! (разговор по телефону)
Воспитатель: Дети! Сейчас мне позвонили человечки с Оранжевой планеты, они просят помощи. Их планета погибает, гибнут растения, животные. Что мы будем делать?
Дети: Давайте, поможем оранжевым человечкам.
Воспитатель: А как поможем?
Дети: Нужно взять, воду, воздух и лекарства.
Воспитатель: Вода у нас есть. А как же повезём воздух?
Дети: Воздух можно взять в стакане в кружке, в банке.
Воспитатель: А у нас нет ни банки, ни стакана, ни кружки. Что же делать?
Дети. А давайте возьмём воздух в полиэтиленовые мешочки!
(Набираем воздух в мешочки, закручиваем и прикрепляем к шортам).
5. Воспитатель: Оранжевые человечки прислали за нами космический корабль. А вот и он! Давайте войдём в него.
(Звучит космическая музыка).
Воспитатель: Мы поднимаемся всё выше и выше и вот мы в космосе. Мы в безвоздушном пространстве, наше тело лёгкое, невесомое как пёрышко. Мы летим! Посмотрите в иллюминатор. Мы видим нашу планету Земля, она зелёная, голубая и очень красивая. Помашем ей рукой. А вот пролетает звезда, она великолепна. Давайте ей помашем рукой.
И вот мы всё ниже и ниже и, наконец, мы прилетели. Давайте выйдем из корабля. (Выходим из корабля).
6. Воспитатель: (задыхаясь) Как трудно дышится на этой планете. Ребята, что делать, ведь мы можем задохнуться и погибнуть.
Дети: Давайте выпустим воздух с нашей планеты.
(Выпускаем воздух из мешочков).
Воспитатель: Теперь на Оранжевой планете дышится легко и свободно. Давайте посмотрим, что же мы здесь увидим.
(Подходим к нарисованному крокодилу).
Воспитатель: Ой, посмотрите крокодил, что с ним?
Дети: Он больной несчастный, жалкий.
«Крокодил еле живой,
Мы польём его водой,
Дорисуем, лапки, хвостик,
Так возникнет дружбы мостик».
Воспитатель: А вот дерево. Какое оно?
Дети: Оно увядшее, засыхающее, больное.
Воспитатель: Что же нам с ним делать?
Дети: Нужно его лечить и помогать ему.
«Сохнут ветви, сохнут листья,
Дереву нужно полечиться
Бережно поправим крону,
Корни напоим водою.
На Оранжевой планете
Добрый след оставят дети».
Воспитатель: Посмотрите, на Оранжевой планете совсем не осталось деревьев. Чем мы можем помочь?
7. Дети: Нужно посадить новые.
Воспитатель: А сейчас, кто хочет помочь, подходите. Давайте приступим к работе. Дети, расходимся по рабочим местам. (Звучит музыка) Дети дорисовывают крокодила, вырезают из цветной бумаги листья и приклеивают к модели дерева, из капли выдувают деревья и методом пальчикового печатания печатают листья. Когда работа закончена, воспитатель говорит:
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что же мы сделали.
Дети: Мы полечили крокодила, помогли дереву, посадили новые деревья.
Воспитатель: Река, в которой жил крокодил, совсем обмелела. Как нам ей помочь?
Дети: Нужно в реку добавить воды.
(Из бутылки добавляют воду в реку).
Воспитатель: Зашумела, забурлила река и понесла ко всему живому на планете волшебную силу жизни. А какие условия нужны для роста растений?
Дети: Вода, свет, тепло.
Воспитатель: Чего не хватает на Оранжевой планете растениям?
Дети: Воды.
Воспитатель: давайте же поможем им (Дети поливают растения)
8. Воспитатель: Оглянитесь, что произошло с планетой
Дети: Она похорошела, расцвела, вылечилась, обрадовалась. Стала живая, красивая, яркая.
Воспитатель: Как вы думаете, что помогло нам вылечить планету?
Дети: Дружба, любовь, желание помочь, трудолюбие, сострадание, сила.
Воспитатель: А один человек смог бы сделать такую работу?
Дети: Нет.
Вот и солнце вычистилось,
В небо выкатилось.
Побежало по кустам, По молоденьким листам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Дети:
А вот и земли ручеёк зазвенел,
Он песню весёлую сразу запел,
Под корни пустил он прозрачной воды
И сразу в природе не стало беды.
Дети:
И пни потянулись к солнцу стволами,
Стали красивыми вдруг деревами,
Вместо опушки, красивая роща.
Птицы запели, и стало жить проще.
Воспитатель: Дети, вам понравилось, что мы сделали?
Дети: Да.
III. Воспитатель: А нам пора возвращаться на родную планету. Садимся в космический корабль. Ой, посмотрите, а здесь какая-то коробка. Давайте посмотрим, что в ней. Посмотрите-ка письмо.
(Читаем письмо).
«Дорогие дети! Спасибо вам. Наша планета стала очень красивая. Примите от нас подарки! Оранжевые человечки».
А мы в подарок Оранжевой планете оставим песню «Ты да я, да мы с тобой…»