Цели урока:
Развивающие: Развивать творческое воображение, интеллект учащихся.
Образовательные:
- Познакомить учащихся с баснями И.А.Крылова.
- Формировать умение анализировать и делать выводы.
- Учить находить мораль – поучение в произведениях И.А.Крылова.
- Обучать детей навыкам словесного иллюстрирования.
Воспитательные: Воспитывать интерес к чтению, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование к уроку:
- Текстовые карточки для индивидуальной работы.
- Портрет (или слайд) И.А.Крылова, аудио запись басни «Лебедь, рак и щука» в исполнении артистки Марии Омаровой.
- Карточки (или слайды): муравейник, муравьи; стрекоза; лебедь, рак, щука.
- Словарь Ожегова.
- Карточки со словами из текста басен: с поклажей; воз и ныне; муравах; катит; удручена.
Ход урока
1. Организационный момент: проверка готовности к уроку.
Учитель:
Речевая гимнастика.
Ребята, сочините напевы из указанных на доске букв, слогов.
На доске:
Ле То к Ра Со Та
Лю Би т Ле То Де т Во Ра
Для чего в нашей речи нужны скороговорки?
Скороговорка: «На дворе трава, на траве дрова».
Чтение: хором, по рядам, индивидуально.
Учитель: Сегодня в читательском салоне следующее задание: (работа в парах). Прочитать текст – карточку и пересказать её соседу.
Проверка: выборочно спросить пересказ текста.
Проверка домашнего задания.
2. Сообщение темы и цели урока:
Учитель: (на доске портрет А. Крылова) Ребята, тема нашего урока: «Знакомство с баснями И.А.Крылова». На уроке мы познакомимся с известными произведениями баснописца А.И. Крылова, узнаем библиографические сведения об авторе, научимся определять мораль басен.
Иван Андреевич Крылов родился в городе Москве 13 февраля 1769 года в семье бедного дворянина, после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Жизнь Ивана Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. И.Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Стремление к образованию у него было настолько велико, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Приехав в Петербург, он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал 30 лет.
Иван Крылов очень рано познакомился с такими явлениями как ябедничество, взяточничество, судейский произвол, с человеческим бесправием, всё это, безусловно, произвело на него громадное впечатление, которое в дальнейшем послужило основой для всего его сатирического творчества. Своим оружием против этих негативных явлений того времени Крылов избирает басни.
Басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни…
Басни И.Крылова понятны всем читателям. Под звериными масками скрываются сложные человеческие характеры. Под маской осла – глупость, лисы – хитрость, зайца – трусость.
И животные и люди в баснях Крылова сказочны, но как в настоящей сказке, они в то же время достоверны. В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством — в этом секрет их долголетия. Итак, я приглашаю вас к знакомству с баснями Ивана Андреевича Крылова.
3. Работа над содержанием басни.
Учитель: Открыли учебники. Прочитали басню «Лебедь, рак и щука» «жужжанием».
Кто герои басни? (проецируется название басни)
Словарная работа.
А сейчас мы прочитаем басню хором, и будем отмечать в тексте карандашом мало известные, непонятные для вас слова.
Какие слова требуют для вас пояснений?
Дети называют слова. Они проецируются на экран, учитель ведёт разбор этих слов (с помощью словаря Ожегова) даёт разъяснения.
с поклажей; воз и ныне
Послушаем басню «Лебедь, рак и щука» в исполнении артистки театра Марии Омаровой.
(Звучит аудиозапись басни).
О чём стоит задуматься после прослушивания басни Ивана Андреевича Крылова? (Обмен мнениями учащихся).
Дети: О том, что нет согласия между героями басни в делах.
Когда в деле задействовано несколько участников, то они должны действовать вместе, сообща, дружно.
Учитель: Ребята прочитайте предисловие к басне.
Почему же у наших героев нет согласия? Ведь каждый из них старался (как говорится в басне «из кожи лезли вон»).
Почему же у них ничего не вышло? А вышла только мука!?
Дети:
- У героев басни разная среда обитания.
- Потому что лебедь живёт в небе и туда тянет свой груз. Щука в реке и туда тянет груз, а рак вообще пятится назад.
- Нужно чтобы они двигались в одном направлении.
- Чтобы их желания и возможности совпадали.
- У них не совпадают возможности, они все очень разные, рак не может летать, а
лебедь и щука пятится назад.
- Героев басни нельзя назвать «Товарищами», как их называет автор. У них нет согласия, нет единой цели.
Учитель: Бывают ли похожие ситуации у людей?
Дети: Да, когда люди работают не дружно, не прислушиваются к мнению другого человека, думают только о себе, а не об общем деле, не о результате выполнения работы.
Учитель: Какой же мы из всего сказанного можем сделать вывод?
Дети: Если берёшься за какое-либо дело, надо выполнять его дружно и согласованно.
В любом деле должно быть согласие и понимание.
Учитель: А какие пословицы, которые мы учили можно соотнести к этой басне?
Дети:
Доброе братство лучше богатства.
Не дорого начало, а похвален конец.
Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.
Летом не вспомнить, так зимой не согреешься.
Выразительное чтение басни детьми.
Учитель: А сейчас мы познакомимся ещё с одной басней И.А. Крылова. Её героев вы узнаете, когда отгадаете загадки.
На полянке возле ёлок
Дом построен из иголок
За травой не виден он
А жильцов в нём миллион.
(Муравейник)
А кто живёт в муравейнике? (Муравьи)
(Проецируется картинка муравья).
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Стрекоза)
(Картинка стрекозы).
Догадались, кто герои этой басни?
Да, басня называется «Стрекоза и муравей».
(Проецируется название басни).
Прочитайте басню «цепочкой» и отмечайте непонятные, мало известные для вас слова.
Какие слова вызвали у вас сомнение, непонимание?
(Разбор слов с помощью словаря Ожегова).
Муравах, катит, удручена.
О чём, ребята, эта басня?
Дети: О том, как стрекоза всё лето жила беззаботно, не думала о приходе зимы, а когда наступили холода, вся природа замерла, заснула, стрекоза осталась одна без крова и пищи, и пошла она, просить помощь у муравья, который всё лето трудился и обеспечил себе беззаботную зимовку.
4. Работа над содержанием басни с опорой на выборочное чтение.
Учитель: Что высмеивает автор басни?
Дети: Лень, беззаботность, безделье, ежедневную праздность.
Учитель: Почему муравей отказал стрекозе дать ей кров и пищу до весны?
Найдите и зачитайте этот отрывок?
Итак, какой мы можем сделать вывод из всего сказанного нами?
Дети: Всегда надо думать о будущем, о завтрашнем дне.
Отвечать за свои поступки.
Нельзя быть такими легкомысленными, беззаботными.
Учитель: Какие пословицы можно отнести к этой басне?
Дети: Делу время, потехе час. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.
Учитель: Так в чём мы убедились, познакомившись с этими баснями?
Дети: Трудом и упорством можно достичь цели. В согласии и дружбе легко добиться успеха.
5. Инсценировка басни учащимися класса.
Учитель: Ребята! К нам пришли герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Давайте послушаем их.
(Выходят заранее подготовленные ученики в костюмах «Стрекозы» и «Муравья», а также ученик, рассказывающий стихотворение от автора).
(Инсценировка басни учащимися).
Подведение итогов урока.
Ребята, с какими баснями мы познакомились на уроке?
Что вы узнали о баснописце И.А. Крылове?
Чему учат нас басни И.А. Крылова?
Какие пословицы повторили?
(Выставление оценок за работу на уроке учащимся класса).
6. Задание на дом: наизусть (по выбору) басню И.А. Крылова.