Цель: научить учащихся выполнять объёмную работу «Северное сияние» из пластилиновых шариков и полосок
Задачи:
- формировать навык получения цвета и оттенков путём смешивания пластилина;
- развивать мелкую моторику пальцев рук; развитие зрительного восприятия;
- воспитывать любовь к природе родного края, «чудесам» Таймыра.
Материалы и оборудование:
- Пластилин
- Стеки
- Клеёнка для работы с пластилином
- Фоторамка 10*15
- Эскиз-рисунок в цвете на тему: «Северное сияние»
- Фотографии, рисунки с изображением северного сияния
Работа: коллективная.
Предварительная работа: На неделе краеведения учащиеся знакомились с природой Таймыра, особенностями климатических условий; посещали выставки; выполняли рисунки на темы: «Северное сияние», «Жарки», «Хэйро – праздник Солнца».
Лучшие работы легли в основу образца для выполнения объёмных работ из пластилина.
Ход занятия
I. Вводная беседа.
- Глядя на выставленные фотографии и картинки, вы уже догадались, что занятие сегодня будет посвящено северной тематике.
- Послушайте строки из стихотворения Александра Бургата и доскажите последнюю строчку:
Дальний север-северок,
Ветер гонит из-под ног
Мёрзлые снежинки
Жёсткие, как льдинки.И при звёздах и луне
Небо плещется в огне
Цветоизлиянием -
(Северным сиянием).
- Как много оттенков, оказывается, можно увидеть в бесконечной белой снежной равнине. Давайте подумаем, что еще нас как художников может привлечь на необъятных просторах тундры?
(Дети вспоминают о северном сиянии. Можно попросить их описать это явление природы, каким они его видели или представляют по книгам, фильмам.)
- Как и все народы на земле, северные народы пытались опоэтизировать окружающую их природу, найти сказочные объяснения всем явлениям и событиям. Так родилась легенда и о северном сиянии.
Жили когда-то в тундре дедушка и внук. Была у них собака Айя, помогала она в тундре оленей пасти и охотиться. Как-то раз вернулся дед с охоты опечаленный: напал на него в тундре волк. Собака хозяина от волка спасла, а тот ее ранил. Пока дед волка прогонял, Айя потерялась. Стемнело в тундре, не найти уже собаку. Горько заплакал мальчик, но откуда ни возьмись подлетел к нему сокол, велел поджечь в костре ветку. Сокол взял ветку в клюв и взмыл в небо высоко-высоко. Расступилась в небе тьма. Сокол кругами летал над тундрой, а мальчик с дедушкой искали собаку. Когда ветка уже догорала, Айя нашлась. Улетел сокол, а в северном небе с тех пор часто загорается кругами костер, чтобы светить тем, кто хочет сделать какое-нибудь доброе дело.
(Показ фотографий и рисунков с северным сиянием.)
- Какой яркий, красивый и добрый мир открывается перед нами!
- Живя на севере, многие из нас наяву наблюдали за переливами северного сияния.
- Опишите, глядя на фотографии и рисунки северное сияние.
- Сегодня вы попробуете выполнить северное сияние, используя пластилиновые шарики и полоски. Чтобы работа получилась красочной со множеством оттенков, будете учиться смешивать пластилин, получая широкую гамму цвета.
(Воспитатель показывает ученикам рисунок 1, выполненный на одном из занятий, предшествующему данному. На рисунке в верхней части изображено на фоне тёмно-синего неба разноцветное северное сияние, в нижней части на белом снегу с голубыми и синими переливами северное сияние жилища северных народов).
Рисунок 1
II. Изготовление работы
Определение основных цветов и оттенков
- Что вы видите на рисунке? (Уч-ся описывают изображение.)
- Вспомните, как называется жилище у северных народов? (Чум, яранга.)
- Какими цветами передано свечение Северного сияния? (Голубые, розовые, светло-зелёные.)
- Обратите внимание на то, что использованы нежные, светлые цвета.
- Как можно получить оттенки этих цветов?
(Нужно показать способ получения оттенков от тёмного до более светлого, плавные переходы одного цвета в другой, указать пропорции используемых цветов).
- Какие цвета использованы при изображении снежного покрывала? (От тёмно-синего до светло-голубого, почти белого).
- Чтобы получить голубой цвет, нужно смешать пластилин синего цвета и белого, последнего должно быть больше, чем синего. Чем светлее нужен цвет, тем больше должно быть белого пластилина и меньше синего.
(Воспитатель демонстрирует способ получения шариков различных оттенков и полосок, учащиеся повторяют, таким образом, складываются представления о данном способе).
- Для того, чтобы работа была аккуратной, всем необходимо скатывать шарики и полоски одного размера.
- Скатывать шарики можно на салфетке круговыми движениями или на ладони второй руки.
Изготовление шариков из пластилина
Класс разделён на три группы с учётом индивидуальных возможностей. В каждой группе учащиеся работают по два - три человека (дифференциация). Каждая группа получает карточку, в которой указано задание и алгоритм выполнения.
I группа – словесное изложение порядка выполнения, объект – сияние (выполнение полосок, состоящих из смешанных оттенков красного, жёлтого, зелёного, синего цветов).
II группа - словесно – графическое изложение порядка выполнения, объект – снег, чум (выполнение шариков из коричневого и оттенков синего цвета).
III группа – графическое изображение порядка выполнения, объект – небо (выполнение шариков из оттенков синего цвета).
Закрепление алгоритма выполнения задания, опираясь на карточку
- Прочитайте задание. Определите последовательность выполнения по этапам. (Учащиеся проговаривают каждый шаг алгоритма).
Наложение цветных шариков на эскиз, выполненный в карандаше
Готовые шарики выкладывают на эскиз снизу вверх (так удобнее) по очереди. Этот этап самый интересный для детей, так как на глазах появляется картина. Здесь важно организовать процесс, дети охотно подсказывают друг другу и участвуют в процессе.
Оформление работы
Из фоторамки необходимо вытащить стекло и наложить его на полученную картину из шариков, немного придавить и вставить в рамку (рисунок 2).
Рисунок 2
III. Итог занятия.
- Немногим посчастливится увидеть на небе Северное сияние, зато можно увидеть необычайную красоту небесного свечения на полотнах художников и нам теперь тоже выполненная поделка будет напоминать о северном чуде.
- Каким способом выполняли работу? Как можно получить оттенки цвета?
- Картину «Северное сияние» можно дополнить другими картинами на северную тематику, например: «Хэйро - праздник Солнца», «Жарки» (рисунки 3 и 4).
Рисунок 3
Рисунок 4