Совершенствование навыка чтения одна из главных задач обучения младших школьников. Навык чтения – это навык, которому, учат и то, посредством, чего ученик учится. Народ давно понял важность этого общеучебного навыка, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них: “На азбуке осёкся – и цифирь не далась” Как установили ученые, на успеваемость ученика, влияет около 200 факторов. И фактором №1 является навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные вместе взятые. Как показывают исследования ученых и опыт моей работы, младший школьник, чтобы быть компетентным по всем предметам начальной школы и в дальнейшей своей жизни, должен читать 120-150 слов в одну минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Чтение 120-150слов минуту - это тот диапазон, к которому приспособилось мышление человека и его артикуляционный аппарат. Диктор телевидения - пример этого. Скорость чтения его составляет в среднем 120 слов в минуту - это и есть оптимальный диапазон для осмысливания материала. При определении психолого-педагогической основы темпа чтения я опиралась на идеи ученых В.А Сухомлинского, В.Н.Зайцева, М, И, Омороковой, И.А.Рапопорт и других, которые вплотную занимались проблемой становления навыка чтения, и определили, что темп чтения должен быть приблизительно равен, темпу разговорной речи человека. Холерики, сангвиники говорят быстро и читают быстро, а вот меланхолики говорят медленнее и читают медленнее. Из этого видно, что холерики и сангвиники могут научиться читать в быстром темпе, а вот меланхоликам труднее. Природа нам учителям сделала подарок, флегматиков и меланхоликов всегда примерно в классе 10%, а это значит 2-3 человека. Значит, большинство учащихся могут достичь уровня темпа чтения 120-150 слов. Но мы, учителя, должны научить ребенка не просто читать, а воспитывать квалификационного, вдумчивого читателя, умеющего извлекать нравственный, эстетический потенциал из книг. Поэтому основная цель моей работы - это подготовка квалифицированного читателя, ученика владеющего всем набором навыков, необходимых для продуктивного чтения. Чтобы воспитать такого читателя нужно решить следующие задачи:
- Сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем успешно обучаться в основной и средней школе;
- Сформировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с учебной и детской книгой;
- Развивать у детей способности к полноценному восприятию литературного чтения.
Для достижения цели и решения задач в учебном процессе я опираюсь на технологию А. М. Кушнира “Информационно-ценностный подход в обучении чтению”.
Технический признак технологии - чтение со “звуковым ориентиром” и слежение глазами за этим ориентиром. Это часто можно встретить в домашних условиях, когда взрослый читает вслух, а ребенок следит по книге. В школе “звуковым ориентиром” служит живой голос учителя или голос, записанный на магнитофон.
Работа по совершенствованию навыка чтения начинается с чтения – рассматривания книги. Это ведущий метод подготовки квалифицированного читателя. Хотя наряду с этим методом сохраняет своё значение и метод живого слова в самых различных формах: чтение вслух, наизусть, беседы, рассказы, пересказы, игры, конкурсы, инсценирование и т.д.
Начинающего читателя-первоклассника надо приучить рассматривать книгу с обложки. При составлении плана работы с книгой я опиралась не только на систему работы А.М. Кушнир, а синтезировала её с методическими идеями Н.Н. Светловской и, руководствуясь ими, я выделила три структурные единицы:
- умение думать до чтения;
- умение думать во время чтения;
- умение думать после чтения.
ПЛАН РАБОТЫ С КНИГОЙ
1.Автор книги. 2.Заглавие книги. 3.Издательство. 4.Художник. 5.Тема. 6.Основное содержание. |
1) Умение думать |
7.Новые сведения. 9. Герои. |
8.Поспорю. 10.Особенности
|
2) Умение думать над книгой в процессе чтения 3)Умение |
Работу по “совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно – ценностный подход” я осуществляю ступенчато.
Работу по “совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно – ценностный подход” я осуществляю ступенчато.
* Первый шаг к обучению - это подготовка зрительного анализатора, а выражается она в том, что глаза читающего находятся в том месте, которое сейчас, вот сию минуту звучит. Ребенок глазами и движением указательного пальца одновременно со звучанием движется по строке. И это движение нужно довести до автоматизма.
* Следующий шаг – это я предлагаю ученику читать шепотом вместе с диктором. Вначале этой работы многие дети только успевают произносить с диктором окончания слов, но потом они успевают читать полностью слова. На этом этапе у некоторых детей затруднения и чтобы не нанести ущерб желанию читать, нужно, чтобы ребенок как можно дольше читал шепотом для себя.
К громкому чтению одновременно с диктором переходят постепенно все, но каждый в свой срок и основным остается содержание текста. Следует обратить внимание на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперед сильным, а сильные не создают из слабых ситуации неуспеха. Все слишком заняты: интересный сюжет, звуковой ориентир постоянно поддерживает ритм работы, слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в его обсуждении и быть успешными при оценке понимания.
* Следующий шаг – это совершенствование выразительного чтения, овладение интонацией, эмоциональностью. Интонация, культура чтения закладывалась и на предыдущих этапах – эталонным чтением диктора, то есть у детей уже сформировалась ориентация на выразительное чтение.
Однако лишь теперь, когда звучание приблизилась к скорости 120-130 слов в минуту, появляется возможность специально сосредоточить внимание на этом аспекте умения читать. Сменяя друг друга, цепочкой дети читают вслух вместе с диктором по 2-3 минуты, подражая всем нюансам произношения.
На этом этапе, как правило, завершается формирование мотивационной основы чтения. Уже сложилась установка читать вслух, только красиво, ведь из практики урока были совершенно исключены слоговое и механическое чтение.
В это время дети начинают чаще ходить в библиотеку и получать домашнее задание прочесть то или иное произведение и поделиться с товарищами. На уроке я лишь выясняю кто, по мнению ребят, прочел самую интересную книгу, и поощряю детей за рассказы друг другу о прочитанных книгах.
* Далее скорость звучания звукового ориентира должна быть 150-160 слов в минуту, когда ребенок только успевает следить, но проговаривать не успевает, специально отбиваем работу артикуляционного аппарата.
В жизни человек извлекает информацию в основном, читая про себя. А читать вслух надо только тогда, когда есть благодарные слушатели.
В настоящее время в нашей школе несколько компьютерных классов и мультимедийных установок, поэтому уроки провожу с “компьютерной поддержкой”. Систему работы по “Совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно – ценностный подход” нельзя полностью реализовать без контроля и системы измерения результатов.
Осуществляемый учителем контроль – это важный этап процесса выработки навыка чтения. В руках учителя он является важным средством формирования мотивации учения, эффективности всей учебной деятельности и, следовательно, средством формирования личности ребенка. Именно об этой стороне работы учителя прекрасно сказал В.А. Сухомлинский в книге “Сердце отдаю детям”, “Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперед, поднимались по крутой тропинке познания. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды гаснет, ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы… или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей”.
Требованием учебного процесса наиболее соответствует способ подсчета прочитанного в словах за время 1 минута. Замер я провожу на незнакомом тексте. Детям с ослабленным воображением можно разрешить вчитываться в текст.
При проверке чтения вслух, а особенно про себя, я совмещаю контроль скорости чтения (1 минуту) с проверкой понимания, чтобы предупредить опасность бессмысленного чтения.
Контроль понимания текста провожу в виде тестирования. Вопросы для этого составляю в количестве 10 штук, по содержанию текста. Это могут быть высказывания вопросительные, утвердительные, провокационного характера и предусматривающие ответ “да” или “нет”. Учащиеся отвечают письменно в специальных блокнотах.
Перед тестированием даю установку – ответ полностью мысленно проговаривать, а в блокноте ставить “да” “+”, “нет” “-”.
Если ребенок ответил (например) на 8 правильных ответов то К (коэффициент) понимания составляет 0,8 или 80%, если на 10 вопросов правильно ответил то 1 или 100%.
Критерии измерения результатов понимания текста после одноразового прочтения текста про себя и вслух .
“К” Понимания в % |
Уровень |
50-60% |
низкий |
70 -90% |
средний |
100% |
высокий |
В критериях достижений учащихся применяется оценка измерения (вместо оценки состояния), то есть определение разницы конечного и начального состояния данного свойства у ребенка. Оценивается только отрыв от собственных достижений. Критерием признания становится индивидуальный отрыв от собственных результатов, а не от достижений других. Динамика проводится по результатам периодических замеров темпа чтения и понимания: ежемесячная “прибавка” скорости чтения должна составлять не менее 5-20 слов.
Критерии измерения результатов темпа чтения и понимания выпускника начальной школы по 3 уровням (условно)
Уровень |
Критерии темпа понимания |
Высокий |
120-200 слов в минуту вслух и про себя. Сознательное, углубленное понимание текста. |
Средний |
90-120 слов в минуту. Понимание содержание текста |
Низкий |
70-90 слов в минуту. Частичное понимание текста. |
Результаты работы по данной системе.
Дети начитаны, с широким кругозором, чтение мотивированно, сознательно.
Дети способны оценивать произведение на уровне формы и содержания.
Их оценка отличается самостоятельностью суждений и аргументированностью.
Они хорошо овладевают навыками устной и письменной речи.
У детей хорошая память, устойчивое внимание.
Учащиеся имеют высокий темп чтения “вслух” и “про себя”.
Совершенствование навыка чтения младших школьников по данной технологии исключает неправильный психомоторный опыт и тем самым возможность формирования навыков, тормозящих дальнейшее развитие чтения (это регрессия, малое поле зрения, артикуляция).