Урок с использованием
проблемно-диалогической
технологии
Цели урока.
- Учебно–познавательная – познакомить учащихся с особенностями рек и озер материка: источниками питания, режимом рек и характером их течения, распределением рек и озер по континенту;
- Развивающая – направленность на творческое и аналитическое мышление, образное видение изучаемого объекта, развитие умений работать с географической информацией, коммуникативных умений, развития памяти, формирование познавательной активности у учащихся.
- Воспитывающая – умение задавать вопросы, грамотно отвечать на них, слушать ответ; прививать интерес к предмету, к познанию окружающего мира.
показать взаимосвязь между компонентами природы (“река – продукт климата и рельефа”).
Учебно-методический комплекс:
атласы; карты (контурная, общегеографическая, климатические пояса мира); кроссворд “Река” на каждом столе; уроки Кирилла и Мефодия, 7 класс (урок 37); “Национальные парки США” - из коллекции “Золотой глобус” №1; дополнительный материал (приложение1); топонимический словарь, приложение1.
Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.
Ход урока
- Организационный момент
- Создание ситуации (проблемы) для постановки темы и цели урока
- Информация для знатоков географии
- На нагорье Большой Бассейн находится бессточное Большое Соленое озеро, площадь которого периодически изменяется, как и соленость воды от 137 до 300‰ в зависимости от количества атмосферных осадков. Глубина его до 15 метров.
- Вопрос для знатоков географии
- В системе Великих озер находится самое большое по площади пресноводное озеро мира. Назовите его (оз. Верхнее).
- В жизни населения США эта река играет такую же роль, как Волга для россиян. Назовите ее (р. Миссисипи).
- Задание для класса: сформулируйте тему урока (Внутренние воды Северной Америки). Тема урока записывается в тетрадь.
- Учащиеся должны знать: основные речные и
озерные системы;
уметь: показывать на карте внутренние воды;
устанавливать связи: река – климат – рельеф) - Подготовка учащихся к восприятию нового материала: повторение ранее изученных понятий. Словарная работа
- Поставьте вопросы к ответам кроссворда.
- Найдите “белую ворону” (Ямайка)
- “Белая” ли эта ворона?
- Изучение нового материала
- Реки Северной Америки
- Подпишите реки
- Проведите границу водораздела
- Сравните площади бассейнов
- Реки какого бассейна самые короткие? Почему?
- Вывод – схема:
- Вывод – схема (формулируется и записывается учащимися)
- Проверка степени усвоения раздела “Реки Северной Америки”
- Самая большая река Америки:
Учитель: да, на этом уроке мы познакомимся с удивительным миром рек и озер Северной Америки. (Учитель открывает тему урока, записанную на доске; запись:
Кроссворд “Река”
Задание:
[Работа с топонимическим словарем – подлинное
название
Хамайка – инд. “остров родников” (за наличие
хорошей воды)]
Задание 1. Исследуйте физическую карту, назовите реки соответственно бассейнам.
Бассейны |
Реки |
1. Северного Ледовитого океана | |
2. Атлантического океана (самый большой) | |
3. Тихого океана | |
4. Бассейн внутреннего стока (самый …) |
Задание 2. Работа с контурной картой.
Задание 3.
Задание 4. Дайте характеристику рек по плану (план описания реки – с.312).
Оргмомент: класс делится на группы по 4 человека
I группа – описание р. Миссисипи
II группа – описание р. Маккензи
III группа – описание р. Колумбия
IV группа – описание р. Колорадо
V группа – работа с топонимическим словарем и
дополнительным материалом к уроку.
Данные практической работы (отчеты
групп) помещаются в сводную таблицу
“Влияние климата на реки”
Река |
Климатический пояс |
Питание рек |
Режим рек |
1. Миссисипи (инд. – “большая река”; “отец вод”) | Умеренный и субтропический пояс | Дождевое, снеговое | Весеннее половодье |
Самая водоносная река континента |
|||
2. Колумбия | Умеренный пояс | Снеговое, дождевое, ледниковое | Летне-весеннее половодье |
3. Макензи (англ. Mackenzie – имя английского путешественника) | Субарктический пояс | Снеговое, дождевое | Летне-весеннее половодье |
4. Колорадо (Большой Каньон) | Субтропический пояс | Ледниковое, дождевое | Летнее |
Аргументируйте классическое выражение А.И.Воейкова – “реки – продукт климата”
*Схема дополняется в ходе беседы (учащиеся приводят примеры)
Учитель. Реки бывают горные (р. Колумбия) и равнинные (р. Миссисипи); длинные (длина Миссисипи от Истока Миссури – 6420 км, Волги – 3530 км) и короткие (длина Ниагары – 54 км)
Вопрос к классу. От какого компонента природы это зависит? (от рельефа)
*Использование материала с информационной карточки “Миссисипи” (пример созидательной работы)
Учитель. А теперь совершим виртуальное путешествие в Каньон р. Колорадо
Что вас удивило?
Тесты-альтернативы(№1).
Взаимопроверка
а) Маккензи, б) Миссисипи
- Реки, стекающие с Аппалачей по восточному склону:
а) полноводные, б) маловодные
- Реки бассейна Северного Ледовитого океана имеют преимущественно:
а) дождевое питание, б) снеговое питание
- Бассейны внутреннего стока в Северной Америке имеют:
а) большую площадь, б) небольшую площадь
- Озера Северной Америки
- Подпишите озера на контурной карте.
- Составьте цепочку из озер(по мере падения уровня воды в озерах)
- Верхнее (183)(самое большое) > Мичиган, Гурон (177) > Эри (174) (р. Ниагара) > Онтарио (75)|
- Показ слайдов из урока 37 КиМ (статья Энциклопедии – “Великие озера”)
- Показ слайдов Урока 37 Кирилла и Мефодия “Ниагарский водопад”
Ответы:
1б
2а
3б
4б
5а
Задание 1. Проанализируйте физическую карту севернее 50? с.ш. Назовите крупные озера (оз. Медвежье, оз. Большое Невольничье, оз. Атабаска, оз. Виннипег), нанесите их на контурную карту.
Учитель. К югу от 50? с.ш. огромную водную систему образуют Великие озера и р. Св. Лаврентия, соединяющая их с Атлантическим океаном. Объем воды их равен стоку всех рек Северной Америки за 5 лет!
Задание 2. Проанализируйте физическую карту, рис. 85(стр. 214) “Великие озера”:
Задание 3. Совершим виртуальное путешествие на Ниагарский водопад. Запишите ключевые слова, главные цифры, характеризующие водопад.
- Самое большое озеро в Северной Америке:
Какие озера будут глубже? Почему?
Озера сточные и бессточные, соленые и пресные? Анализ физической карты
Закрепление. Тесты-альтернативы(№2)
Взаимопроверка
а) Мичиган б) Верхнее
- Что объединяет озера Верхнее, Эри, Гурон, Онтарио?
а) все они относятся к бассейну Тихого океана
б) все они соединены реками в единую систему
- Ниагарский водопад находится между озерами:
а) Мичиган – Гурон б) Эри – Онтарио
- Озеро Виннипег происхождения:
а) ледникового б) тектонического
- Великие озера соединяются с Атлантическим океаном рекой
- Каждый из учащихся получает ср. оценку(Тест №1 и Тест №2 ).
- Домашнее задание
- §54;
- По желанию:
- составить кроссворд “Внутренние воды Северной Америки”
- совершить путешествие от устья р. Миссисипи до г. Нью-Йорка через систему внутренних вод. Составить описание маршрута;
- составить характеристику внутренних вод С. Америки, используя прилагательное самый(ое; ая)
а) Св. Лаврентия б) Миссури
Ответы: 1а, 2б, 3б, 4а, 5а
V.Оценка результатов
Сегодня мы познакомились с удивительным миром рек и озер Северной Америки.
Обратимся к цели урока(должны знать, уметь):
- назовите основные речные и озерные системы;
- покажите на карте главные реки и озера материка;
- приведите примеры зависимости рек от климата и рельефа.
Какие вы сделали для себя открытия? Что вас удивило?
Оценка выставляется по желанию.