Урок географии в 7-м классе. Тема: "Внутренние воды Северной Америки"

Разделы: География


Урок с использованием
проблемно-диалогической
технологии

Цели урока.

  1. Учебно–познавательная – познакомить учащихся с особенностями рек и озер материка: источниками питания, режимом рек и характером их течения, распределением рек и озер по континенту;
    показать взаимосвязь между компонентами природы (“река – продукт климата и рельефа”).
  2. Развивающая – направленность на творческое и аналитическое мышление, образное видение изучаемого объекта, развитие умений работать с географической информацией, коммуникативных умений, развития памяти, формирование познавательной активности у учащихся.
  3. Воспитывающая – умение задавать вопросы, грамотно отвечать на них, слушать ответ; прививать интерес к предмету, к познанию окружающего мира.

Учебно-методический комплекс:

атласы; карты (контурная, общегеографическая, климатические пояса мира); кроссворд “Река” на каждом столе; уроки Кирилла и Мефодия, 7 класс (урок 37); “Национальные парки США” - из коллекции “Золотой глобус” №1; дополнительный материал (приложение1); топонимический словарь, приложение1.

Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.

Ход урока

  • Организационный момент
  • Создание ситуации (проблемы) для постановки темы и цели урока
    • Информация для знатоков географии
      • На нагорье Большой Бассейн находится бессточное Большое Соленое озеро, площадь которого периодически изменяется, как и соленость воды от 137 до 300‰ в зависимости от количества атмосферных осадков. Глубина его до 15 метров.
    • Вопрос для знатоков географии
      • В системе Великих озер находится самое большое по площади пресноводное озеро мира. Назовите его (оз. Верхнее).
      • В жизни населения США эта река играет такую же роль, как Волга для россиян. Назовите ее (р. Миссисипи).
    • Задание для класса: сформулируйте тему урока (Внутренние воды Северной Америки). Тема урока записывается в тетрадь.

    Учитель: да, на этом уроке мы познакомимся с удивительным миром рек и озер Северной Америки. (Учитель открывает тему урока, записанную на доске; запись:

      • Учащиеся должны знать: основные речные и озерные системы;
        уметь: показывать на карте внутренние воды;
        устанавливать связи: река – климат – рельеф)
    1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала: повторение ранее изученных понятий. Словарная работа

    Кроссворд “Река”

    Задание:

    1. Поставьте вопросы к ответам кроссворда.
    2. Найдите “белую ворону” (Ямайка)
    3. “Белая” ли эта ворона?

    [Работа с топонимическим словарем – подлинное название
    Хамайка – инд. “остров родников” (за наличие хорошей воды)]

    1. Изучение нового материала
      1. Реки Северной Америки

    Задание 1. Исследуйте физическую карту, назовите реки соответственно бассейнам.

    Бассейны

    Реки

    1. Северного Ледовитого океана  
    2. Атлантического океана (самый большой)  
    3. Тихого океана  
    4. Бассейн внутреннего стока (самый …)  

    Задание 2. Работа с контурной картой.

  • Подпишите реки
  • Проведите границу водораздела
  • Задание 3.

  • Сравните площади бассейнов
  • Реки какого бассейна самые короткие? Почему?
  • Задание 4. Дайте характеристику рек по плану (план описания реки – с.312).

    Оргмомент: класс делится на группы по 4 человека
    I группа – описание р. Миссисипи
    II группа – описание р. Маккензи
    III группа – описание р. Колумбия
    IV группа – описание р. Колорадо
    V группа – работа с топонимическим словарем и дополнительным материалом к уроку.

    Данные практической работы (отчеты групп) помещаются в сводную таблицу
    “Влияние климата на реки”

    Река

    Климатический пояс

    Питание рек

    Режим рек

    1. Миссисипи (инд. – “большая река”; “отец вод”) Умеренный и субтропический пояс Дождевое, снеговое Весеннее половодье

    Самая водоносная река континента

    2. Колумбия Умеренный пояс Снеговое, дождевое, ледниковое Летне-весеннее половодье
    3. Макензи (англ. Mackenzie – имя английского путешественника) Субарктический пояс Снеговое, дождевое Летне-весеннее половодье
    4. Колорадо (Большой Каньон) Субтропический пояс Ледниковое, дождевое Летнее

    Аргументируйте классическое выражение А.И.Воейкова – “реки – продукт климата”

  • Вывод – схема:
  • *Схема дополняется в ходе беседы (учащиеся приводят примеры)

    Учитель. Реки бывают горные (р. Колумбия) и равнинные (р. Миссисипи); длинные (длина Миссисипи от Истока Миссури – 6420 км, Волги – 3530 км) и короткие (длина Ниагары – 54 км)

    Вопрос к классу. От какого компонента природы это зависит? (от рельефа)

  • Вывод – схема (формулируется и записывается учащимися)
  • *Использование материала с информационной карточки “Миссисипи” (пример созидательной работы)

    Учитель. А теперь совершим виртуальное путешествие в Каньон р. Колорадо

    Что вас удивило?

    1. Проверка степени усвоения раздела “Реки Северной Америки”

    Тесты-альтернативы(№1).
    Взаимопроверка

    1. Самая большая река Америки:

а) Маккензи, б) Миссисипи

    1. Реки, стекающие с Аппалачей по восточному склону:

а) полноводные, б) маловодные

    1. Реки бассейна Северного Ледовитого океана имеют преимущественно:

а) дождевое питание, б) снеговое питание

    1. Бассейны внутреннего стока в Северной Америке имеют:

а) большую площадь, б) небольшую площадь

    Ответы:





      1. Озера Северной Америки

    Задание 1. Проанализируйте физическую карту севернее 50? с.ш. Назовите крупные озера (оз. Медвежье, оз. Большое Невольничье, оз. Атабаска, оз. Виннипег), нанесите их на контурную карту.

    Учитель. К югу от 50? с.ш. огромную водную систему образуют Великие озера и р. Св. Лаврентия, соединяющая их с Атлантическим океаном. Объем воды их равен стоку всех рек Северной Америки за 5 лет!

    Задание 2. Проанализируйте физическую карту, рис. 85(стр. 214) “Великие озера”:

    1. Подпишите озера на контурной карте.
    2. Составьте цепочку из озер(по мере падения уровня воды в озерах)
    • Верхнее (183)(самое большое) > Мичиган, Гурон (177) > Эри (174) (р. Ниагара) > Онтарио (75)|
    • Показ слайдов из урока 37 КиМ (статья Энциклопедии – “Великие озера”)

    Задание 3. Совершим виртуальное путешествие на Ниагарский водопад. Запишите ключевые слова, главные цифры, характеризующие водопад.

    • Показ слайдов Урока 37 Кирилла и Мефодия “Ниагарский водопад”

    Какие озера будут глубже? Почему?

    Озера сточные и бессточные, соленые и пресные? Анализ физической карты

    Закрепление. Тесты-альтернативы(№2)

    Взаимопроверка

    1. Самое большое озеро в Северной Америке:

а) Мичиган б) Верхнее

    1. Что объединяет озера Верхнее, Эри, Гурон, Онтарио?

а) все они относятся к бассейну Тихого океана

б) все они соединены реками в единую систему

    1. Ниагарский водопад находится между озерами:

а) Мичиган – Гурон б) Эри – Онтарио

    1. Озеро Виннипег происхождения:

а) ледникового б) тектонического

    1. Великие озера соединяются с Атлантическим океаном рекой

    а) Св. Лаврентия б) Миссури

    Ответы: 1а, 2б, 3б, 4а, 5а

    V.Оценка результатов

    Сегодня мы познакомились с удивительным миром рек и озер Северной Америки.

    Обратимся к цели урока(должны знать, уметь):

    - назовите основные речные и озерные системы;

    - покажите на карте главные реки и озера материка;

    - приведите примеры зависимости рек от климата и рельефа.

    Какие вы сделали для себя открытия? Что вас удивило?

    • Каждый из учащихся получает ср. оценку(Тест №1 и Тест №2 ).

    Оценка выставляется по желанию.

    1. Домашнее задание
    • §54;
    • По желанию:
    1. составить кроссворд “Внутренние воды Северной Америки”
    2. совершить путешествие от устья р. Миссисипи до г. Нью-Йорка через систему внутренних вод. Составить описание маршрута;
    3. составить характеристику внутренних вод С. Америки, используя прилагательное самый(ое; ая)