Цели: упражнять в правописании слов с разделительным “ь” и “ъ”; развивать навыки правильного и грамотного письма; учить правильно, применять правило на письме, правильно находить орфограмму; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, слова на карточках, рисунки зимы и птиц
I. Психологический комфорт
II. Чистописание с актуализацией знаний.
– В словах мороз, дуб, метель какие есть опасные мета? “О”
“б” “ь”
(на доске записаны образцы букв)
– Посмотрите, какой элемент присутствует во всех данных буквах? (элемент
овала)
– На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные) (звуки и
не обозн. Звуки)
– Что они разделяют? (согласные и гласные буквы)
III. Словарная работа
Игра “Закончи слово”
– Я говорю начало слова, а вы ребята должны дописать это слово.
Де(кабрь), Ян(варь), Фев(раль), вью(га), мед(ведь), объ(езд), съ(ел).
– Месяцы, какого времени года записаны? (зимы)
– Какие опасные места есть?
– На какие группы можно разделить слова по орфограмма? (“ь”
смягчает согласные буквы) (раздел. “Ь”
и “ъ”)
– Для чего подчеркиваем “ь”
и “ъ”?
– У кого есть ошибки? Оцените свои ошибки.
– Любите ли вы зиму? Почему? Какие игры вы играете зимой? Чем покрыта земля?
Деревья? А снег, какой?
IV. Постановка учебной проблемы и ее решение.
– Определите тему нашего урока?
– Почему в словах выделим “ь”
и “ъ”?
– Перед какими буквами пишется “ь”?
(е, е, и , ю, я)
– Перед какими буквами пишется (е, е, ю, я)
– После, каких букв пишется “ъ”
и “ь”?
– А в каких частях слова пишутся разделительный “ь”
и “ъ”? (“ь”
в корне слова, “ъ” после
приставки перед корне)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление
1. Упр. 173 Списать и выделить орфограммы (на доске)
– Какие еще орфограммы пропущены? Почему написаны “ъ”
и “ь”?
– Какие слова называются сложными?
– О ком говорится в упражнение?
– Кто они для нас? Как их нужно охранять? Почему?
– Объявляем конкурс “На самое интересное предложение”.
2. Игра “Попади в нужные ворота”. (на доске размещены ворота с буквами и на карточках записаны слова)
Даны слова, в них пропущены буквы, есть ворота с “ъ” и “ь”, вам нужно определить, какие слова нужно отнести и в какие ворота?
3. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
4. Проверка по эталону.
5. Игра “Хорошо умеете ли считать?”
– Тогда быстро назовите числа, оканчивающиеся на “ь” от 5 до 20.
6. – Измените, слова так, чтобы они обозначали много предметов.
Брат – … ручей -…
лист – …. прут -…
воробей -…. перо -…
VII. Итог
– В каких частях слова пишется “ъ”
и “ь”?
– Перед какими буквами пишется “ъ”
и “ь”?
– Кто может себе поставить оценку “5”?
VIII. Домашнее задание
Упражнение 172 , подобрать по 5 новых слов с разделительным “ъ” и “ь”.