Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4-м классе по теме "Деление на двузначное число"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление, рассмотрев деление пяти- и шестизначных чисел на двузначное.
  2. Закреплять умения решать задачи.
  3. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.
  4. Развивать логическое мышление.
  5. Совершенствовать навык самостоятельности в работе.
  6. Формировать бережное отношение к природе.

Наглядность и оборудование:

  • экран;
  • презентация урока математики;
  • карточки для устного счета по Зайцеву (Приложение 1);
  • файлы для обратной информации;
  • учебник математики 4 класс, автор М.И. Моро.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счёт. (Слайд 1)

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Это математика!

(Слайд 2)

Тема нашего сегодняшнего урока: «Деление на двузначное число». Продолжим учиться решать примеры на эту трудную тему.

1. Наш урок начнем с решения примеров по карточкам. (Карточки по Зайцеву для проверки устного счета.)

(Слайд 3)

2. Вычисления записывают на файлах для обр. информации.

508 * 2 = ...Г
220 * 4 = ...Л
  450 * 2 = ...О
245 * 2 = ...Э
103 * 7 = ...О
230 * 3 = ...К
  606 * 2 = ...И
710 * 3 = ...Я

Проверьте себя (Слайд 4):

721 – О
1016 – Г
880 – Л
2130 – Я
  1212 – И
690 – К
900 – О
490 – Э

- Поставьте полученные результаты в порядке возрастания.

- Какое слово получилось? (Экология.)

(Слайд 5)

- Как вы понимаете значение этого слова?

(Слайд 6)

«Логос» – наука. «Эко» – «дом» на латинском языке. Получается, это наука о доме. Но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – природе.

3. А теперь устно решим задачи. (Решение задач записывают на файлах для обратной информации.)

(Слайд 7)

1) На семью из трёх человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на наш класс (в классе 24 ученика)?

(Слайд 8)

2) В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько воды вытечет из такого крана за 1 час, если в 1 литре 5 стаканов воды?

(Слайд 9)

3) Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

(Слайд 10)

4) Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?

Физкультурная минутка.

Гимнастика для глаз (под музыку, звуки природы).

  1. Горизонтальные движения глаз: направо – налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх.
  6. Аналогично в противоположном направлении.
  7. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него – глаза легко «соединятся».
  8. Частое моргание глазами.
  9. Работа глаз «на расстояние».

II. Закрепление изученного материала.

1. Решите примеры с объяснением, пользуясь памяткой.

Памятка. (Слайд 11)

  1. Нахожу первое неполное делимое.
  2. Определяю первую цифру частного.
  3. Нахожу второе неполное делимое.
  4. Определяю вторую цифру частного.

26208 / 42
60900 / 84
25482 / 93

2. Стр.49 №237.

2 ученика решают за доской для последующей проверки.

Физкультурная минутка.

(Слайд 12-13)

Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

3. Анализ и решение задач.

(Слайд 14)

1) На территории природного национального парка «Нижняя Кама» гнездятся сотни птиц. Пара дятлов приносит своим птенцам в день 1012 гусениц, пара поползней – в 4 раза меньше, а пара скворцов – в 6 раз больше, чем поползни. На сколько гусениц больше приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара поползней?

(Слайды 15-17) – картинки с изображением птиц.

Составляют на доске краткую запись и решают (1 ученик у доски).

(Слайд 18)

2) Гепард и зебра побежали одновременно в противоположных направлениях. Какое расстояние будет между ними через 4 часа, если скорость зебры равна 112 км/ч, а гепарда – 65 км/ч?

(Слайд 19) – картинки с изображением гепарда и зебры.

4. Логическая задача.

(Слайд 20)

По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Насчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Индюки и жеребята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было индюков?
Спросим также у ребят:
Сколько было жеребят?

(Слайд 21) – картинка с изображением индюка и жеребенка.

III. Домашнее задание.

(Слайд 22)

Стр. 49 – №№239, 242.

IV. Итог урока.

Сегодня на уроке мы говорили о том, что человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.

(Слайд 23)

Рассказывает наизусть подготовленная ученица:

«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях и горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, поля, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.» (М. Пришвин)

(Слайд 24) – картина национального парка «Нижняя Кама».

Выставление оценок за классную работу.

V. Определи свое настроение.

(Слайд 25)

Встаньте, пожалуйста, те:

  • кто устал от сегодняшнего урока;
  • кому было трудно;
  • кто был уверен в себе;
  • у кого осталось отличное настроение.

(Слайд 26)

Молодцы! Спасибо всем за урок!