Цель урока: познакомить учащихся с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера
Наглядный комплекс:
- Предметы: сумочка, зонтик, баллончик с лаком для волос, свисток.
- Приложение: презентации PowerPoint.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Современная жизнь полна неожиданностей, порой зачастую опасных и неприятных. Нередки случаи, когда на дальней остановке транспорта, в темном подъезде, в тихом сквере, в тамбуре электрички совершаются различного рода преступления.
Не все, конечно, зависит от нас. Если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил. Будем вести себя более осторожно. Тогда вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства значительно возрастет.
2. Изучение новой темы.
Учитель: Как вы понимаете, что такое криминогенная ситуация?
Учащиеся проводят обсуждение. В ходе обсуждения формулируют определение и конспектируют (К).
К: Криминогенная ситуация – это ситуация, когда человек оказывается в условиях возникновения преступления или эта ситуация ведет к возникновению преступления.
Учитель: Что же надо делать в криминогенных ситуациях?
Учащиеся: Самое главное – не стать жертвой преступления и источником преступления. Презентация 1.
Учитель предлагает рассмотреть конкретные ситуации под условными названиями.
- Как не стать жертвой преступления на улице и в вечернее время (К). Презентация 2.
1. Быть не вызывающе одетым.
2. Не носите с собой крупную сумму денег.
3. В вечернее время: Старайтесь избегать малолюдные и плохо освещенные места.
Если вы возвращаетесь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или
возьмите такси. Никогда не пользуйтесь плеером, иначе вы не сможете услышать
преступника.
4. При контакте с посторонними людьми: не откровенничайте, не давайте свои
данные без крайней надобности.
5. На трассе не голосуйте.
6. Пользуйтесь банкоматом, платным телефоном.
- Правила поведения в общественных местах (К). Презентация 3.
1. Не делайте покупки с рук.
2. Не принимайте участие в азартных играх.
3. Если у вам много покупок, возьмите такси.
4. Меняйте валюту, только в предназначенных местах.
5. Если вы отправляетесь с друзьями в магазин или на праздник, обязательно
договоритесь, где будете встречаться.
- Соседство в транспорте (К). Презентация 4. Презентация 5.
1. Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны,
расположенные в центре поезда.
2. Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего
кошелька.
3. Не играйте с попутчиками в азартные игры.
4. Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут
быть подмешаны снотворные или наркотические вещества.
5. Документы и деньги всегда держите при себе.
- Поведение в подъезде дома, лифте, на лестничной площадке (К). Презентация 6.
1. Не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек.
2. Не открывайте при незнакомых людях дверь в сою квартиру.
3. При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей.
Выполните задание.
Учитель: Необходимо ответь на вопросы:
- Назовите зоны повышенной криминальной опасности?
- Каковы основные правила поведения в уединенных местах?
- Какие выводы сделал каждый из вас для себя по поведению в экстремальных ситуациях?
Тестирование учащихся.
- Каким из перечисленных ниже правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:
А. Воспользуетесь попутным транспортом.
Б. Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю.
В. Идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные
места.
- Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:
А. Броситесь бежать навстречу.
Б. Остановитесь и выясните причину преследования.
В. Перейдете несколько раз улицу и, убедившись в правильности подозрений,
побежите в людное место.
- Из приведенных примеров определите наиболее опасное время - время повышения риска для личной безопасности:
А. Темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно
прогуливаются и отдыхают.
Б. Раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
В. Сумерки, заставшие человека одного в лесопарке.
- Опасными местами в любое время суток могут быть:
А. Отделение милиции, почта, больница.
Б. Пустыри, заброшенные дома, задние дворы.
В. Банки, парикмахерская, пожарная часть.
Г. Магазин, ремонтная мастерская, административное здание.
- Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех и понимает, что этажом выше находится пьяная компания. Выберите вариант, который вы могли посоветовать девушке:
А. Ждать, пока они уйдут.
Б. Дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить
проводить до квартиры.
В. Спокойно подниматься домой.
Ответы.
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | Б | В | В | Б | Б |
3. Подведение итогов.
Учитель оценивает ответы учащихся, выставляет оценки.
Учащиеся обобщают полученные знания.
4. Домашнее задание.
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности –10 класс», автор В. Н. Латчук и др., стр. 29-37. Задания 8-12 стр. 38-39.