Цель урока: ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно, обращаться с лабораторным оборудованием.
Оборудование:
- инструкция «Правила техники безопасности при работы в химическом кабинете»;
- образцы химической посуды, лабораторный штатив;
- презентация PowerPoint.
План урока.
- Организационный момент.
- Ознакомление с правилами техники безопасности.
- Знакомство с лабораторным оборудованием.
- Химическая посуда.
- Лабораторный штатив.
- Выполнение практической работы, оформление.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня мы проводим урок-практикум. Этот первый урок знакомство поможет вам в дальнейшем при выполнении других практических занятий.
2. Ознакомление с правилами техники безопасности.
Учитель представляем общие правила техники безопасности при работе в кабинете химии, учащиеся конспектируют положения.
Учитель:
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность — хорошо,
А халатность — плохо!Опыт люби — основу предмета,
Не спеши хватать пробирку,
Читай, думай, наблюдай,
Умей найти на все ответы,
Жизнь цени, твори, мечтай. [6]
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай. [6]
Учащиеся (конспектируют в рабочих тетрадях): Прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомить с инструкциями и порядком ее проведения.
Учитель:
Чтобы опыт
получился,
Пользуйся
посудой чистой! [6]
Учащиеся (конспектируют): Опыт необходимо проводить в чистой посуде.
Учитель:
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
для еды условий нет. [6]
Учащиеся (конспектируют): Запрещается прием пищи в кабинете химии
Учитель:
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд. [6]
Учащиеся (конспектируют): Запрещается пробовать химические вещества на вкус
Учитель:
Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться! [6]
Учащиеся (конспектируют): При определении запаха веществ нельзя наклоняться и вдыхать пары. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить газ к носу.
Учитель:
Сердца ваши пусть будут смелыми,
А руки пусть будут умелыми,
Движенья их будут быстрыми,
А помыслы только чистыми. [6]
Учащиеся (конспектируют): Запрещается проводить самостоятельные опыты не предусмотренные работой и без разрешения учителя.
3. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение:
- Пробирки.
- Плоскодонные колбы.
- Круглодонные колбы.
- Химические стаканы.
- Воронки.
- Длительные воронки.
- Фарфоровые чашечки.
- Мерные цилиндры.
- Щипцы.
Учитель объясняет устройство лабораторного штатив, основные части.
4. Выполнение практической работы, оформление.
Учащиеся выполняют практическую работу (работа в парах) по инструкции и проводят оформление.
Список литературы.
- О. С. Габриелян. «Учебник химия-8 класс». М.: Дрофа, 2008.
- Фото: Мультимедийное приложение к учебнику С. С. Бердоносова «Химия. 8 класс. 9 класс», ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 2005.
- Е. П. Ким. «Химия 8-9 классы. Практические работы». Саратов.: Лицей, 2006.
- В. А. Демидова. Химия. Практикум 8-11 классы. М.:НЦ ЭНАС, 2003.
- О. С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М.: Дрофа, 2002.
- Г. Л. Маршанова. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. М.: АРКТИ, 2002.