Организация работы по сохранению нравственно-этических традиций в системе воспитания младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: приобщение учащихся младших классов к нравственным ценностям, накопление знаний о нормах и требованиях морали.

Задачи:

  1. формировать привычку употребления слов вежливости;
  2. знакомить с правилами поведения в общественных местах;
  3. учить умению анализировать свое поведение, свои поступки;
  4. уметь разыгрывать житейские ситуации, высказывать мнение, искать выход.

План.

1. Традиционные методы и формы нравственно-этического воспитания:
1.1. Этическая беседа и план занятий.
1.2. Классный час и план занятий.
1.3. Уроки литературного чтения и русского языка.
2. Разработка классного часа.
3. Вывод.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Я провожу такие беседы не часто, но готовлюсь к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию:

  • сообщение конкретных фактов, их объяснение и анализ с активным участием всех собеседников;
  • обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;
  • обобщение наиболее существенных признаков, конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка правила;
  • применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, помочь самостоятельно прийти к правильному выводу. В школе первой ступени этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Темы этических бесед Основное содержание и время 25–30 минут Методическая   литература
1. Кто это выдумал? Познакомить с тем откуда появились и зачем нужны правила поведения. Дорохов А. А. Это стоит запомнить.
2. Ты вышел на улицу Правила поведения вне дома: можно ли мусорить и нарушать ПДД Дорохов А. А. Это стоит запомнить.
3. Хозяин и гости Правила приема гостей.
Выяснить как же нужно вести себя в гостях и принимать гостей у себя.
Дорохов А. А. Это стоит запомнить.
4. Разговор о разговоре Умеем ли мы правильно и красиво говорить, чтобы нас понимали окружающие. Дорохов А. А. Это стоит запомнить.

Классный час – одна из форм организации воспитательного занятия школьников. Тема классного часа выбирается такая, которая актуальна на данный период времени.

В первом классе практически в каждый классный час включены элементы нравственно-этического воспитания, так как дети пришли в школу с минимальным багажом таких знаний.

Темы классных часов Основное содержание Методическая  литература
1. Правила поведения в школе Объяснить детям правила поведения в раздевалке, столовой, библиотеке. Максимова Т. Н. Классные часы.
2. Школа вежливости Ознакомить с этическими нормами поведения, дать представление о вежливом общении, формировать привычку употреблять слова вежливости. Максимова Т. Н. Классные часы.
3. Доброе слово – что ясный день Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом. Максимова Т. Н. Классные часы.
4. Человек среди людей Показать значимость образования в формировании положительной я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру. Максимова Т. Н. Классные часы.
5. Можно и не ссориться Дать понятие детям о саморегуляции в критических ситуациях, воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием. Максимова Т. Н. Классные часы.
6. Учимся быть добрыми Формирование представлений ребенка о доброте, милосердии, сострадании. Саляхова Л.И. Классные часы.
7–8 Твой труд – дома(инсценировка ) Учить выполнять свои обязанности по дому, воспитывать уважение к старшим. Максимова Т. Н. Классные часы.

Уроки русского языка и литературного чтения.

Нельзя говорить о полноценном нравственно-этическом воспитании, если это будет воспитание через несколько этических бесед и классных часов. Поэтому, если говорить о системе воспитания, то оно должно проходить красной линией на каждом уроке. Хочу сказать о своих уроках русского языка и литературного чтения. Я работаю по программе “Начальная школа 21-го век” под ред. Н. Ф. Виноградовой. Материал в учебниках подобран таким образом, что каждое первое упражнение в русском языке и каждое произведение литературного чтения являются материалом для нравственной беседы.

Что же обеспечивает эффективность этого воспитания? Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, проанализировать и сделать выводы.

Например, Урок 20 упр. 1. Прочитай и обсуди

С добротой покончил Вовка,
Он решил – ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
(А.Барто)

Беседуем.

– Что ты можешь сказать о характере Вовки?
– Какие слова помогли тебе понять, что Вовка вовсе не плохой?
– Как ты думаешь, почему мальчик вдруг стал стесняться доброты?
– Что ты ему посоветуешь?

Упр. 2. Тоже текст о хороших и плохих поступках. И только потом пойдет задание по предмету.

Если на уроках русского языка нравственному воспитанию мы отводим немного времени, то уроки литературного чтения – это простор для чтения, разыгрывания, обсуждения, анализа и вывода тех ситуаций, с которыми знакомимся.

Большие возможности для нравственного воспитания содержат произведения В. Осеевой. Например, после чтения рассказа “Печенье” ребята стали размышлять о том, что мы не всегда бываем внимательными к тем, кто с нами рядом. Попытались ответить на вопрос “Добрый ли я человек и почему я так думаю?”

Ее же произведение “Долг”, в котором не было сказано о дружбе ни слова, вызвало у детей моментальную реакцию: после слов Вани “И того, что пропало, не вернешь ты мне уже никогда!” -дети хором крикнули: ДРУЖБУ! Ребята стали наперебой рассказывать, как они дружат и берегут дружбу.

Такие истории помогают ребятам проанализировать поступки героев и выбрать правильное решение.

Всем известно, что самым любимым жанром у детей является сказка.

На уроках чтения дети не просто читают тексты сказок, а еще учатся их анализировать, оценивать поступки животных, учатся вместе с ними сопереживать, сочувствовать и любить.

Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро восторжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Необычайна глубина сказок. Сказка “Кот, петух и лиса” – о семье, о благородстве, о взаимопомощи.

Многие сказки мы разыгрываем. Дети это очень любят.

Например, разыгрывали сказку “Кот, петух и лиса”.

Полина хорошо смогла передать хитрость лисицы, изображая, как лиса подкрадывается к окну, ласково и вкрадчиво поет. Влад сначала изображал петушка хвастливым, гордым, а потом жалобным голосом звал на помощь котика.

Совместная работа рождает между детьми отношения и это тоже может стать материалом беседы.

Разработка классного часа “Дружба – чудесное слово”.

Задачи: ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.

Оборудование: плакат “Дружба – какое чудесное слово”, грамзапись песни “Улыбка”, карточки со словами-качествами друга, карточки с буквами слова “дружба”, пословицы о дружбе написать на доске.

Ход мероприятия

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, попробуйте из данных букв составить слово.

(На доске – буквы, ребята складывают из букв слово дружба)

Учитель: Какое слово получилось?

Ученики: Дружба

Учитель: Наш классный час называется: “Дружба – чудесное слово”.

(Название вывешивается на доску)

– Как вы понимаете слово дружба? (Выслушиваются ответы детей)

– Послушайте стихотворение о дружбе.

Ученик:

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытей для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Беседа.

Учитель: Дружба нужна детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?

Ученики: Наверное, с улыбки.

Учитель: Точно так же считает поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню “Улыбка”. Послушайте, а кто знает – подпевайте.

(Звучит песня)

– О чем эта песня?

– У кого в классе есть друзья?

– Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?

Работа с пословицами.

Учитель: Ребята, давайте прочитаем пословицу.

(Дети читают с доски: “Друг познается в беде”.)

– Как понимаете ее? (Выслушиваются высказывания детей)

– Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? (“Нет друга – ищи, а нашел– береги”. “Новых друзей наживай, а старых не теряй”)

Разбор ситуации.

Ученик.

Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.

Ученик.

Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня без задних ног.
С. Я. Маршак

Учитель. Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями? Почему?

(Ответы детей)

Учитель. А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки? (Высказывания детей)

Физминутка.

Выполняется под песню “Улыбка”.

Групповая работа.

Учитель. Каким же должен быть друг? Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

Учитель. Какие качества вы выбрали и почему?

– Почему оставили карточки со словами “злоба, хвастовство, эгоизм, равнодушие”?

– Почему распадается дружба?

– Что нужно сделать, чтобы сохранить дружбу?

(Дети сами выводят правила, которые записываются на доске)

Правила дружбы.

  • Уступать
  • Не бояться просить прощения, если обидел друга
  • Не грубить
  • Не жадничать
  • Помогать друг другу
  • Быть честным

Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Практические упражнения.

  1. “Мостик дружбы”
    Учитель просит по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т.д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая “Мостик дружбы”.
  2. Упражнение-тренинг
    Учитель предлагает ситуацию: друг взял книгу у тебя на один день, а не отдает ее уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: “Если ты не принесешь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу”. Как бы поступил ты?

Поведение итогов.

Почему “дружба” такое чудесное слово?

Какие чудеса могут произойти, если все вокруг подружатся?

Заключение.

Подводя итоги этой работы, можно сделать вывод о том, что "специфические признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что нравственное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание".