Цель урока:
Образовательная:
- Закрепить знания о бытовых, волшебных сказках и сказках о животных
- Закрепить знания о мимике, жестах, темпе, тембре голоса, логическом ударении
- Учить употреблять слова в точном соответствии с их значением.
Развивающая:
- Вызвать интерес к слову, учить замечать непонятные слова.
- Развивать творческое мышление учащихся.
- Совершенствовать речь учащихся.
Воспитательная:
- Вызвать интерес к сказкам как к литературному произведению.
- Выработка норм поведения на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вводная беседа
– Ребята, четыре года назад вас за ручку привели в школу мамы. Вы не умели тогда ни писать, ни читать. Но время пролетело быстро. Вы умеете и писать, и читать. если раньше книжки вам читали мамы и бабушки, то теперь вы сами с удовольствием читаете их. Читаете смешные истории, читаете стихи и интересные рассказы. Но, конечно, больше всего вам нравятся сказки.
– Вот и сегодня наш урок посвящен сказкам.
– У каждого из вас есть любимая сказка. Как она называется?
3. Беседа по сказкам– А какие сказки вам запомнились больше всего? Почему?
– Назовите своих любимых сказочных героев?
– Почему они вам нравятся?
– А какие вообще персонажи встречаются в сказках? Чем они знамениты?
– Да, действительно, в сказках действуют разные персонажи: добрые и злые, ленивые и трудолюбивые, смелые и трусливые. Каждому герою мы можем дать определенную характеристику.
– Вот, например, Баба Яга. Какая она?
– Давайте представим темный, дремучий лес. Вот захохотал и смолк филин. Осыпалась хвоя – и нет никого. Страшновато брести по такому бурелому. И вдруг поляна, а на ней – избушка. Домик как домик, только ножки у него ….куриные. Живет здесь Баба Яга-костяная нога, старушка вздорная и непредсказуемая. Летает она к Лысой горе в ступе и заметает свой след метлой. Гостей она не любит, не жалует, непрошенного гостя часто съедает. Впрочем, при вежливом обращении может помочь советом или указать дорогу.
– Но сегодня нам она не страшна. Сегодня она у нас в гостях.
– Сейчас и мы с вами отправимся в Страну сказок. И полетим мы на ковре-самолете.
– Возьмитесь крепко за руки, закройте глаза и громко скажем:
Сказка мудростью богата.
Скажем сказке: “Приходи!”
Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди!
(Звучит музыка)
4.Слушаем сказку, читаем сказку.(На доске вывешены портреты сказочных персонажей)
– Откройте глаза и посмотрите вокруг.
– Сколько сказочных героев вокруг нас. Узнали вы их?
– Много зрителей пришли посмотреть на нас. И мы должны не ударить в грязь лицом. Покажем, что мы не просто читали сказки, но и знаем о них многое.
– Итак, готовы ли вы?
– Слушайте внимательно. “ В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею. И было у них три сына…”
– Что я начала рассказывать?
Сказку
– Как вы догадались?
– В каком темпе и каким тоном я начала рассказывать сказку?
– А еще какими словами могут начинаться сказки. Кто расскажет начало какой-нибудь сказки?
– Значит, уже по сказочному началу мы можем определить, что читаем или слушаем сказку.
– О чем обычно рассказывается в сказках?
– На какие три группы можно разделить все сказки?
(Волшебные, бытовые и сказки о животных)
– Что же это за волшебные сказки? О чем в них говорится?
Это сказки, в которых говорится о разных чудесах, волшебствах, в которых герои превращаются в зверей, в различные предметы…
– Какие волшебные сказки вы читали?
– О чем говорится в сказках о животных?
Это сказки, в которых главные герои – животные, звери. В этих сказках звери часто говорят как люди, у каждого зверя свой характер:лиса в сказках всегда хитрая и лукавая, медведь – ленивый, осел – глупый.
– Какие сказки о животных вы читали?
– О чем рассказывают бытовые сказки
В них говорится о поступках людей. Высмеиваются плохие черты характера, удивление умом и находчивостью.
– Какие бытовые сказки вы читали?
5. Конкурс команд.– А теперь задание потруднее. От каждого ряда к доске выходят три человека.
– Каждая команда получает листок, на котором написан отрывок из сказки.За две минуты каждая команда должна прочитать и определить, какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных. И доказать, почему вы так думаете?
1 отрывок: “ У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес…”
2 отрывок: “…Стали гости есть-пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки за левый рукав вылила, закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала…
После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди. Царь и гости диву дались…”
3 отрывок: “ Жил-был по поле серенький Зайчик да жила Лисичка – сестричка. Вот как пошли заморозки, стал Зайка линять, а как пришла зима студеная, со вьюгой да со снежными сугробами, Зайка с холоду и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить. Увидала это лиса…”
6. “ Из какой сказки?”– Молодцы! С этим заданием вы справились.
– А сейчас мы с вами продолжим путешествие. И отправимся мы в музей. Как и в любой стране, в Стране Сказок тоже есть свой музей. Вот туда мы с вами и заглянем. В этом музее несколько залов.
– Итак, сначала откроем двери в первый зал.
– Что такое? Дверь не открывается!
– А может быть кто-нибудь догадался почему?
– Конечно, надо сказать какое-нибудь заклинание. Ведь в сказках очень часто встречаются такие преграды.
– Кто помнит такое заклинание?
– Скажем его хором.
– Дверь открылась!
(Иллюстрации вывешены лицом к доске)
– В этом зале вывешены иллюстрации к различным сказкам. Но все они заколдованы. Чтобы они открылись, вы должны правильно отгадать название сказки, из которой услышите отрывок.
1) “Кот в сапогах”
Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего мельницу, осла и кота. Братья поделили между собой отцовское добро. Старшему досталась мельница, среднему –осел, а у младшему пришлось взять себе кота. Бедняга долго не мог утешится, получив такую жалкую долю наследства.
2) “Приключение Буратино”
“Давным-давно в городе на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозвищу Сизый нос. Однажды ему попалось под руку полено., обыкновенное полено для топки очага в зимнее время.
– Неплохая вещь,– сказал себе Джузеппе,– можно смастерить из него что-нибудь, вроде ножки для стола.
3) “По-щучьему велению”
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице,
прямо к царю. Царь глядит в окно и дивится:
– Что это за чудо?
– А это Емеля на печи к тебе едет,-отвечает ему вельможа.
4) “Маленький Мук”
Может быть мои туфли принесут мне доход .– подумал он. – Попробую-ка я королю в скороходы наняться. Он спросил хозяина лавки, как пройти во дворец, и через каких-нибудь пять минут подходил к дворцовым воротам. Привратник спросил его, что ему нужно, и узнав, что карлик хочет поступить к королю на службу, повел его к начальнику рабов. Карлик поклонился начальнику рабов и сказал ему:
– Господин начальник, я умею бегать быстрее всякого скорохода. Возьмите меня к королю в скороходы.
5) “Сказка о золотом петушке”
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.
…Вот мудрец перед Дадоном
Встал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту птицу,-
молвил он царю,– на спицу.
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
6) “Колобок”
Катится Колобок по дороге, а навстречу ему заяц.
– Колобок,Колобок, я тебя съем.
– Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою…
7) “Дюймовочка”
Женщина пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. Только она его посадила, зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой, чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.
– Какой прелестный цветок! –сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.
И,как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм рост.
8) “Царевна– лягушка”
В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
– Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внуков.
Сыновья ему отвечают:
– Так что же, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?
– Вот, что, сынки. Возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте. Куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.
7. Работа с текстом.– Сказку “Царевна– лягушка” вспомним немного поподробнее.
– Я прочитаю вам еще один отрывок. Слушайте внимательно, а потом скажите: какие сказочные слова и выражения встретились в этом отрывке.
– Чтение отрывка:
“– Ква-ква, Иван-царевич,– говорит лягушка– квакушка.– что ты так запечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?
– Как мне не печалится?– ответил Иван-царевич.– Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай мягкого белого хлеба…
– Не тужи, Иван-царевич! Ложись лучше спать– почивать, утро вечера мудренее!
Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой-Премудрой– такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай– рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудреными: по бокам – города с дворцами, садами и башнями, сверху– птицы летучие, снизу– звери рыскучие…
Утром будит квакушка Ивана-царевича:
– Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!
Глянул Иван-царевич на каравай– диву дался: никогда таких не видывал! Положил каравай на золотое блюдо, понес к отцу. Пришли старшие царевичи, принесли свои караваи,– только у них и смотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой – сырой да кособокий получился.
Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести пса дворовым. Принял у среднего, взглянул и сказал
– Такой каравай только от большой нужды будешь есть.
Дошла очередь до Ивана-царевича. Принял царь от него каравай и сказал:
– от этот хлеб только в большие праздники есть!
– Итак, какие сказочные слова и выражения встретились в этом отрывке?
– Да, эти слова и выражения часто встречаются в сказках.
– А какое магическое число встречается в сказках?
Три.
– Вот и в этой сказке Иван-царевич проходит три испытания. Какие?
– Выдержал ли Иван-царевич эти испытания?
– А как обычно кончаются сказки: плохо или хорошо?
– Вспомните, какими словами могут заканчиваться сказки .
8. Инсценировка.– Давайте теперь перейдем в следующий зал. В этом зале хранятся куклы. Эти куклы волшебные, их легко оживить. Стоит их надеть на руку и они начнут двигаться. Называются такие куклы бибабо. Посмотрите, как они оживают.
– Давайте вспомним, из каких сказок пришли эти герои.
(Серый волк, Лиса, Лягушка, Мышка, Медведь, Чебурашка)
– А кто-нибудь знает песню про Чебурашку? Давайте споем ее.
(Дети исполняют песню)
– Молодцы! Вижу, что и сказок вы читали много и песни петь умеете.
– А кто из вас ходил в театр и смотрел там сказки?
– Какие спектакли вы смотрели?
– Давайте и мы заглянем в театр и посмотрим маленькую сказку. А вот о ком она . догадаетесь
сами, отгадав загадки.
Загадки:
1. Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
По полям кочует, коноплю ворует.
(Воробей)
2. Молоко пьет, песенки поет, часто умывается, а с водой не знается.
(Кошка)
– А правда, что кошка часто умывается?
– Какие движения она делает, когда умывается?
– А может быть, кто-нибудь знает, когда кошка умывается: до или после еды?
– Давайте не будем спорить, а посмотрим сказку, которая так и называется: “Почему кот умывается после еды”.
Инсценировка.
Ведущий: Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зерно. Прыгает воробей по траве, зернышко за зернышком подбирает, а хозяйский кот на него из-за угла посматривает. Смотрел кот, смотрел да как прыгнет из-за угла на воробья, схватил его за крыло и говорит:
Кот: неплохо я сейчас позавтракаю!
Воробей: Что вы, кот, неужели вы собираетесь меня съесть?
Кот: А что мне, любоваться тобой, что ли?
Воробей: Да постыдитесь же, кот! Ведь вы забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала умываются, а потом завтракают?
Кот: И то правда.
Ведущий: Сказал кот и поднял лапы, чтобы хорошенько потереть себе мордочку. А воробей, недолго думая, прыг в сторону, взмахнул крыльями и улетел. С той поры кот всегда умывается после еды.
9. Итог. Кроссворд.– Вот мы с вами и побывали в сказочной стране. Вы показали, что вы знаете много сказок. И, как бы подводя итог всему, о чем мы говорили и на этом уроке и на прошлых уроках, давайте отгадаем кроссворд.
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
- В этой сказке все жили дружно в одном доме .(Теремок)
- В этой сказке всем помогла маленькая мышка. (Репка)
- В этой сказке герой обманул всех, кроме лисы. (Колобок)
– Молодцы!
– Но, к сожалению, нам пора возвращаться. Давайте закроем глаза. И пока звучит песня, которую нам на прощание дарят сказочные жители, мы еще раз мысленно вспомним наши любимые сказки.
(Звучит песня “В мире много сказок”)