Класс: 11
Тип урока: обобщение знаний; урок с мультимедийной поддержкой.
Цели урока:
- Познакомить с рынком труда в России и крае. Понимать тенденции развития края в интересующих отраслях народного хозяйства.
- Развивать учебно-коммуникативные умения и навыки: умение слушать и одновременно записывать содержание рассказа; выступать перед аудиторией; задавать уточняющие вопросы; аргументировать, доказывать.
- Расширять кругозор учащихся о профессиях.
Формы и методы работы на уроке: беседа-анализ, с использованием презентационной лекции (выступления учащихся); практическая работа.
Учебно-наглядный комплекс: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и умений.
Мы изучаем очередной блок - “Рынок труда в РФ и Красноярском крае”. Познакомились с основными современными требованиями к работнику. Провели ряд практических работ. Сегодня обобщаем материал. Эпиграф к уроку: “Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет для тебя попутным” (Луций Сенека, римский философ, 1 век до н.э.). Рынок труда очень велик. Наша с вами цель – ориентироваться на рынке труда, во время найти своё место.
III. Основная часть урока.
- В чём заключается смысл понятия “рынок труда”? Каков рынок труда в РФ? Красноярском крае? Ответы на эти вопросы вы найдёте, просмотрев презентации учащихся. (Учащиеся защищают презентации, их 2, по этому разделу). Задаются вопросы учащимися.
- Через 4-6 лет вы получите дипломы об образовании, где будут указаны профессия и специальность. Что такое профессия? Какие профессии сегодня востребованы? Об этом следующие презентации. Главная цель – оценить свои возможности и изучить потребности рынка труда, предложить свой труд. “Человек … лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы” (Л. Фейербах, немецкий философ, 19 век). Учащиеся смотрят защиту презентаций (2 работы). Задаются вопросы учащимися.
- “Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь провести в нём всю оставшуюся жизнь”
(Чарльз Кеттерлинг, английский физик, 19 век). Значит надо познакомиться с редкими профессиями. Учащиеся смотрят защиту презентации. Задаются вопросы учащимися.
- “Ты можешь стать умнее тремя путями: 1) путём опыта – это самый горький путь; 2) путём подражания – это самый лёгкий путь; 3) путём размышления – это самый благородный путь (древняя китайская пословица).
- Итак, будьте всегда благородны!
IV. Закрепление.
Тест – опросчик.
- Рынок труда – это …
- Какое современное требование к молодому специалисту вызывает затруднение? (опыт работы)
- Профессия – это…
А) сфера товарного обращения, где
формируется спрос, предложение и цена на товары;
Б) совокупность экономических отношений,
связанных с обменом товаров и услуг, в результате
которых формируются спрос, предложение и цена;
В) взаимодействие спроса на труд и предложение
труда.
А) организационное и правовое
положение работника в конкретном органе
аппарата управления, которое отражает
обязанности, права и ответственность;
Б) род трудовой деятельности, требующей
специальной подготовки;
В) необходимая для общества ограниченная область
приложения физических и духовных сил человека.
Кто является основным источником покрытия потребности в специалистах на рынке труда:
А) школа;
Б) вузы, ссузы;
В) армия.Назовите не менее 3-х редких профессий.
(Самопроверка, оценивание). Нормы оценок: “5” - всё верно; “4” - один из номеров не сделан; “3” - два номера не сделаны.
V. Итог занятия.
- Сегодня главная цель нашего общества социализация. Все ваши знания, умения должны быть вам пригодны для работы в любом регионе нашей страны. “На старте все равны умом и телом, но к финишу придут лишь те, кто занят делом” (Абдурахман Гафуров, таджикский афорист, 20 век).
VI. Рефлексия.
Обсуждение, в каких учебных заведениях можно получить образование по данным специальностям. Раздаю памятки учебных заведений по территории Красноярского края, сайты по России.