Данное пособие предназначено для использования на уроках сольфеджио и фортепиано (общего и специального) и в домашней работе в качестве дополнительного материала для учащихся подготовительного и младших классов детских музыкальных школ и школ искусств.
Основной целью создания данного пособия является повышение интереса учащихся к обучению в музыкальной школе, а также стремление облегчить и ускорить процесс запоминания нот в басовом ключе, на добавочных линейках в скрипичном ключе; подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.
На первом этапе обучения игры на фортепиано некоторым детям трудно дается изучение нот в басовом ключе. Многие педагоги одновременно дают оба ключа, но если ребенок маленький можно постепенно знакомить его с нотами в басовом регистре. Знакомство с нотами должно начинаться на клавиатуре. Отношение к обучению нотной грамоте как к механическому заучиванию нот, развитию зрительного и двигательного автоматизма вне связи с богатым эмоциональным миром музыки лишь притупляет восприятие и приводит к тому, что дети не хотят учить ноты и механически повторять их, особенно дома, в отсутствии педагога.
Нотно-клавишный процесс намного сложнее буквенно-голосового! (Т.е. чтения с буквенного текста). Образно говоря: можно не попасть с ноты на клавишу, нельзя не попасть с буквы на голос.
Известный педагог-психолог П. П. Блонский подчеркивает: совершенно неизвестное – есть всегда непонятное. Таким образом, понимание основывается на каких-то предшествующих знаниях и является своеобразным применением этого знания.
В методическом пособии используется метод
моделирования элементов музыкального языка.
Моделирование связано с созданием
промежуточного объекта, замещающего понятие до
известной степени. Без использования
моделирования процесс начального усвоения
детьми музыкального языка очень затруднен,
поэтому метод моделирования, являясь
универсальным, становится одним из важнейших
механизмов обучения
детей.
Игра понятиями для детей дошкольного возраста еще недоступна. Следовательно, возможна игра на основе образов, так как, по мнению психолога Д. Брунера “основным орудием думанья” у детей служат образы и манипулирование ими.
Важнейшей основой для образной модели является увлекательный текст, способный воодушевить детей на игру. В педагогической модели должна быть не только мысль, но и легкое дыхание наивности, детской непосредственности.
Начинать обучение нотной грамоте детей с
цветных нот гораздо интереснее, эффективнее и
полезнее для здоровья маленького пианиста. Детям
свойственно образное восприятие! Используя
опорные образы можно ускорить процесс
запоминания материала. Так, кроме цвета-символа
каждая нота имеет свой образ-картинку.
Пример:
До – красный (кот)
Ре – желтый (колбаска)
Ми – зеленый (кот)
Фа – фиолетовый (Фанни-девочка)
Соль – коричневый (моль)
Ля – оранжевый (кошка-принцесса)
Си – синий (такси)
В недавно вышедшей книге “Современные методы развития памяти и мышления” психолог Н.И.Хорошевский представляет метод рифм, который рекомендуют Д.Миги и Р.Джонсон в работе “Компьютер – творец”. По этому методу каждая цифра снабжается выражением, и чем нелепее оно, тем лучше. Например:
0 – это боль
3 – нос утри
4 – в квартире, и т.д.
Запомнить “ключ” к шифру нетрудно, он ведь рифмованный. По аналогии в пособии “зашифрованы” названия нот:
Ре – колбаска на ковре,
Соль – моль,
Си – такси.
А три главных “усатых” нотки: До – 1 октавы, Ля – 2 отавы, Ми – большой октавы представлены в образах трех котов разных цветов: До – красный кот, Ля – оранжевый, Ми – зеленый. Эти усатые нотки-котики “сидят” на первых добавочных линейках. Если эти три нотки запомнятся – остальное обучение не представляет сложности. По клавиатуре ребенок сможет самостоятельно определить ноты на второй, третьей и других добавочных линейках.
Специфика обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них принадлежат: превалирование образно-чувственных представлений об окружающем мире, склонность ребенка к анимизации, наличии богатого воображения. У детей 5-8 лет преобладает непроизвольное внимание, которое в большей мере зависит от интереса к работе, наглядности преподавания, от воздействия на эмоциональную сторону психики ребенка. Запоминание в этом возрасте тоже непроизвольное, а непроизвольно запоминается то, что вызывает живой интерес. Существует “правило интереса” – чтобы “переварить” знания, нужно поглощать их с интересом. Интересное, “аппетитное” запоминается легко, ведь специальных волевых усилий для привлечении внимания не требуется. Только интерес, только увлеченность стимулируют волю и движут ребенком. Второе правило – правило сильных впечатлений. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ, сохраняющийся в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого.
Как заниматься по книжке “Для тех, кто любит кошек и не любит басовый ключ”.
1. Выучить с ребенком ноты в цветном и образном исполнении.
До – красный (кот)
Ре – желтый (колбаска)
Ми – зеленый (кот)
Фа – фиолетовый (Фанни-девочка)
Соль – коричневый (моль)
Ля – оранжевый (кошка-принцесса)
Си – синий (такси)
2. В стихах название нот выделены соответствующим цветом.
3. Показать ученику ноты клавиши первой октавы на клавиатуре, затем найти их на нотном стане в книжке (сначала все 4 нотки). Затем прочитать стихи о каждой нотке, сыграть по очереди и в любом порядке.
4. На клавиатуре показать ученику ноты малой октавы, рассмотреть в книжке соответствующую запись расположения нот всей октавы целиком. Читать стихи, играть ноты по-отдельности.
5. Изучение нот в большой октаве проходит аналогичным образом.
6. Чтобы ребенок быстро запомнил расположение нот на добавочных линейках необходимо усвоить, где живут “три кота”: красный кот – До первой октавы, зеленый кот – Ми большой октавы, оранжевый кот – Ля второй октавы. Все усатые нотки-котики “сидят” на первых добавочных линейках. Необходимо найти на клавиатуре эти три нотки и показать ребенку, как определить ноты на второй, третьей и других добавочных линейках.
7. В итоговой загадке наглядно представлены три главных нотки.
Возрастные особенности усвоения учебного материала таковы, что в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладают игровые методы обучения с опорой на чувственность и воображение. Игра – естественный для малыша способ знакомства с миром. У игры есть особые преимущества. Она мобилизует эмоции ребенка, в игре ребенок меньше отвлекается, т.к. она полностью поглощает его. Игра создает ту особую соревновательную атмосферу, в которой учебный материал усваивается быстрее и прочнее. Замечательный педагог Т.Б.Юдовина-Гальперина пишет в своей книге “За роялем без слез, или я – детский педагог”: “главное учить так, чтобы ребенок как бы и не подозревал о том, что его учат”. В последнее время многими ведущими педагогами придается большое значение созданию радостной атмосферы в занятиях с детьми. Радость – единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего нужна в детской педагогике.
Итоговая игра
Котики едут на дачу”
Игровой материал: книга “Для тех, кто любит кошек и не любит басовый ключ”.
Дидактический материал: карточки с изображением цветных и черных нот [Рисунок_36.jpg]. “Касса” для нот (конверт).
Методика организации игры
1 вариант.
Место действия – вокзал. Участвуют – два ребенка, или педагог и ребенок.
Первый ребенок – кассир. Второй ребенок – пассажир.
Педагог напоминает детям, какие цвета и образы соответствуют нотам. При необходимости читает стихи, показывает иллюстрации и ноты-клавиши на фортепиано.
Пассажир: Здравствуйте!
Кассир: Здравствуйте!
Пассажир: Скажите, пожалуйста, у вас есть билеты для кошек?
Кассир: Да, конечно есть!
Пассажир: Дайте, пожалуйста, один взрослый и 2 детских!
Кассир: Пожалуйста! (Выдает 1 карточку с черной ноткой и 2 с цветными).
Пассажир: Спасибо! До свидания!
Кассир: Счастливого пути!
Пассажир подходит к “поезду” (фортепиано) и рассаживает “котиков” по местам-клавишам. Кассир “проверяет” билеты у котиков.
Если все правильно, “поезд” гудит и отправляется в путь. Можно спеть под аккомпанемент педагога песенку В. Шаинского “Голубой вагон”. Если случилась ошибка, “котика” снимают с поезда, а билет “сдают” в кассу.
2 вариант. Коллективная форма игры (от 6 до 10 человек).
Действующие лица: первый ребенок – кассир, второй ребенок – проводник, остальные дети – пассажиры.
Педагог разбивает детей на 2 равные подгруппы по 3-4 человека. Необходимо 2 фортепиано (2 “поезда”). Пассажиры “покупают” билеты в кассе и по команде педагога (“начальника вокзала”) рассаживают “котиков” по “поездам” – клавиатурам. Побеждает команда, которая сделает это быстрее.
На начальном этапе игру “котики едут на дачу” проводить в пределах одной октавы.
Список литературы
- Т.Б. Юдовина-Гальперина “За роялем без слез”,2002.
- П.П. Блонский “Избранные педагогические и психологические сочинения”, т.2, М.,Педагогика,1979.
- Т.И. Смирнова, “Фортепиано, интенсивный курс”, усДК, М.,1999.
- “Как научить игре на рояле”, “Классика XXI”, М.,2005г.
- В.В.Крюкова, “Музыкальная педагогика”, “Феникс”, Ростов-на-Дону,2002.
- Н.И.Хорошевский, “Современные методы развития памяти и мышления”, “Наука спектр”, М.,2008.
- Г.Виноградов, Е.Красовская, “Занимательная теория музыки”, М., “Советский композитор”,1991.