Математика и сохранение культурного наследия (на примере музея-заповедника "Царицыно")

Разделы: Математика


Цели урока. Побуждение интереса к математике, практическое применение математики в истории и восстановлении музея-заповедника “Царицыно”, проверка, закрепление и расширение знаний учащихся, сплочение детского коллектива, развитие творческих способностей.

План занятия

№ п\п

Вид работы

Ученики

Учитель

1.

 

Вступительное слово о значении математики, цели урока

Слушают

Озвучивает

2.

Доклад (презентация) о Царицыне

3-е учащихся читают доклад

По необходимости комментирует

3.

Работа в группах

Выполняют задания по алгебре и геометрии в группах

Наблюдает, консультирует

4.

Отчет каждой группы о выполненной работе

Показывают решение у доски

Исправляет ошибки (если есть), оценивает

5.

Работа в группах по составлению плана усадьбы (координатная плоскость)

Выполняют задания на отдельных листках

Наблюдает, консультирует

6.

Отчет групп о выполненном задании

Отмечают все объекты на большом плане у доски

Поправляет (по необходимости), оценивает

7.

Подведение итогов

Вспоминают все темы, повторение и закрепление которых прошли на уроке. Рассматривают связь математики и сохранения культурного наследия страны

Задает вопросы, координирует ответы, говорит заключительное слово

Ход занятия

Приложение 1

Слайд1

1. Вступительное слово о значении математики.

Учитель. Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы проведем необычный урок. В первую очередь он посвящен самой древней и самой юной, вечно молодой науке математике.

Слайд2

Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, развивает у человека такие важные качества личности, как

– логическое мышление;
– целеустремленность, сильную волю;
– устойчивое внимание;
– хорошую память;
– способность к творчеству и научной фантазии;
– работоспособность;
– находчивость и смекалку;
– чувство юмора.

Во многих современных профессиях нужны математические знания: агроному, инженеру, рабочему, космонавту, продавцу и т.д. (ребята перечисляют профессии).

И сегодня на нашем уроке мы с вами увидим и почувствуем, как математика помогает нам сохранять культурное наследие нашей страны.

Итак, мы начинаем

Звучит музыка, на экране портрет Екатерины II Слайд3

Ребята, кто изображен на этом портрете? (Екатерина II).

Как это имя связано с теми местами, где мы с вами живем? (музей-заповедник Царицыно).

2. Доклад учащихся (презентация) о Царицыне

Учитель. Об этом удивительном месте написано немало книг, мы были и не раз на экскурсии в этой усадьбе и очень часто просто приходим погулять в этот замечательный парк. Наши ребята подготовили небольшую презентацию, давайте посмотрим и послушаем.

…… ……….во время доклада демонстрируются слайды с 4 по 13

Материал для доклада был взят из многочисленных статей в интернете, а также из книги И.Сергеева “Царицыно”

Заканчивается выступление словами о том, что очень долгое время вместо подмосковной увеселительной резиденции стояли руины.

Учитель. Но нам с вами повезло. Мы стали свидетелями грандиозной реконструкции любимого парка. Но давайте повернем время вспять и представим, что мы те самые люди, специалисты своего дела, без которых не обойдется ни одна стройка. И попробуем применить математические знания, чтобы реконструировать Царицынские постройки, а также облагородить ландшафт музея-заповедника.

3. Работа в группах.

Какие же специалисты нам понадобятся?

– архитекторы
– строители
– садовники.

Жеребьевкой выбираются названия каждой группы. Учащиеся получают задания, озвучивают их вслух и приступают к работе. Если группа справилась со своим заданием быстрее отведенного времени, решает задания других групп.

Задания для групп

АРХИТЕКТОРЫ Слайд14

Перед вами одна из башен Большого дворца Архитекторы планируют украсить колонны фрагментами треугольной формы, разделенных пополам отрезком. Ширина колонны 1,5 м (на рисунке 1,5 см), боковая сторона треугольника 3м ( на рисунке 3 см). Постройте чертеж, используя циркуль и линейку.

Рис.1

СТРОИТЕЛИ Слайд15

На 1 м требуется 4,5 кг белого отделочного камня. Сколько камня потребуется, чтобы отделать 2 фрагмента, если длина прямоугольного фрагмента на 5 м больше стороны квадратного, а его ширина на 2 м меньше стороны квадратного фрагмента и известно, что площадь квадратного фрагмента на 32 м меньше площади прямоугольного?

САДОВНИКИ Слайд16

Для оформления парка садовники решили разбить клумбу и придумали ей следующее оформление (смотри рисунок). 2 цветка занимают 10 см клумбы. Диаметр клумбы составляет 1,6 м, расстояние СВ на рис. равно 1,3 м. Сколько цветков понадобится, чтобы составить такой узор?

Покажите, как на местности можно построить окружность данного диаметра.

4. Отчет каждой группы о выполненной работе

На выполнение заданий отводится 5-7 минут, после чего каждая группа у доски показывает свое решение.

Учитель. Спасибо, ребята, вы прекрасно справились с заданиями. Давайте посмотрим, каких результатов вы добились

Фотопрезентация отреставрированного музея-заповедника

Слайд17-23

5. Работа в группах по составлению плана усадьбы (координатная плоскость)

Учитель.

Наша прекрасная усадьба готова к приему гостей, в том числе и иностранных. И чтобы никто не заблудился среди многочисленных построек и мог найти необходимое сооружение, вам предстоит составить план-карту. Вы станете на время картографами и попробуете составить схему музея-заповедника “Царицыно”, используя координатную плоскость.

Каждая группа получает задание, решает на отдельных листах.

Задания для групп

Слайд24

1-я группа (архитекторы)

Расставьте основные объекты:

(0;2) – Церковь Богоматери Живоносный источник ;

(-3;3) – Второй Кавалерский корпус;

(-4,3;10) – Хлебный дом;

(9;13) – Фигурные (Виноградные) ворота.

 

Рис.2                             Рис.3                         Рис. 4                           Рис.5

2-я группа (строители)

Расставьте основные объекты:

(2,5;3) – Фигурный мост;

(-6;4)– Первый Кавалерский корпус;

(1,5; 10) – Большой Дворец;

(8; 10,4) – Оперный дом.

 

Рис.6                                  Рис.7                               Рис.8                               Рис.9

3-я группа (садовники).

Расставьте основные объекты:

(-1;-1) – Большой мост через овраг;

(2,5;1) – Третий Кавалерский корпус;

(-2,6;10,4)– Галерея с аркой;

(6; 7,5) – Малый дворец.

Рис.10                  Рис.11                    Рис.12                        Рис. 13

6. Отчет групп о выполнении задания.

Учащиеся должны найти необходимый объект и прикрепить его на карту (карта нарисована на ватмане)

Рис.14

Учитель.

Москвичи и гости столицы, Музей-заповедник “Царицыно” ждет гостей. Карта составлена, реконструкция почти закончена. Слайд25 (сравните нашу карту и готовую типографскую)

7. Итог.

Учитель.

Ребята, давайте еще раз посмотрим на прекрасный музей – заповедник “Царицыно”, расположенный в районе, в котором мы с вами имеем счастье жить, и вспомним, какие же математические знания помогли вам сегодня, какие темы вспомнили .

Учащиеся перечисляют.

Математика обогащает человека, облагораживает его. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но все же открытия, тот будет стремиться познать еще больше и использовать полученные знания в жизни.

Мы с вами увидели, что без математики невозможно было отреставрировать “Царицыно”

А сколько еще архитектурных памятников стоят в развалинах? И кто знает, может быть именно вы и ваши знания помогут сохранить культурное наследие нашей красивой, великой и любимой страны!