Всякая вещь есть форма проявления
беспредельного разнообразия.
Козьма Прутков
В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности обучающихся, возможности использования новых информационных технологий.
Методические рекомендации адресованы учителям, работающим в 5–11-х классах.
Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение темы “Симметрии” на факультативных и элективных курсах с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов и при работе с одарёнными детьми.
Факультативный курс с 5 по 8 класс, элективный курс с 9-го по 11-й класс изучается в течение полугодия (16 часов в каждом классе)
В школьном курсе математики недостаточно времени отведено изучению преобразований плоскости, в том числе симметрии. Применяя данные рекомендации, учитель развивает у обучающихся наблюдение, экспериментирование, конструирование, творчество, “геометрию ножниц”, в результате которых учащиеся самостоятельно добывают геометрические знания и развивают умения, изобразительные навыки, догадливость, смышлёность, зрительное восприятие.
Элементы нестандартности, которые присутствуют на таких занятиях, пробуждают интерес и желание решать геометрические задачи не только на внеклассных занятиях, но и на уроках.
В качестве основного средства, при помощи которого осуществляется реализация программы, предлагается система упражнений со следующими видами заданий:
- работа с моделями;
- построение развёрток;
- изображение некоторых пространственных фигур на плоском чертеже;
- построение сечений простейших геометрических фигур;
- изготовление макетов, печворков, геометрических кружев;
- выращивание кристаллов.
В результате изучения математики, по данным рекомендациям обучающиеся узнают основные виды симметрий, понимают математическую сущность и учатся видеть их в окружающей действительности.
В каждом классе курс завершается зачётом, творческой работой, презентацией, выступлением на конференциях разного уровня (школьная, городская, всероссийская научно-практические конференции и т.д.)
Математический подход к окружающему миру помогает лучше его познать, математический стиль мышления нужен сегодня всем – и биологу, и химику, и физику, и инженеру, и художнику, и поэту, и музыканту.
Учебно-тематический план
5-й класс (16 часов)
Наглядная геометрия (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
||||
1. |
Симметрия – это… | 2 |
2 |
Показ презентации, слайды |
|
2. |
Математические этюды. |
5 |
1 |
4 |
|
Симметрии: а) в цифрах; б) в буквах; в) палиндром; г) в рисовании. |
1 |
1 1 1 1 |
Практические работы | ||
3. |
Кляксография. | 2 |
1 |
1 |
Выставка рисунков |
4. |
В царстве бумажной геометрии. | 6 |
2 |
4 |
|
Сказки и …геометрия. Аппликации без ножниц. | 3 |
1 |
2 |
Защита сказочных проектов | |
Новогодняя “картина” | 3 |
1 |
2 |
Создание групповой работы | |
“Картинная галерея” 1 час. |
Основная цель – познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости, дать представление о симметрии в окружающем мире, развить конструктивное мышление, основываясь на практической деятельности учащихся.
В связи с изучением свойств симметрии уметь распознавать и изображать симметрии в различных ситуациях.
Изучение данного курса завершается итоговой выставкой работ учащихся.
6-й класс (16 часов)
Математическое путешествие в мир гармонии (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
||||
Развитие геометрической интуиции | 8 |
3 |
5 |
||
1. |
Геоплан. | 2 |
1 |
1 |
|
2. |
Графическое рисование | 2 |
1 |
1 |
|
3. |
Геометрическое моделирование а) из спичек и спичечных коробков; б) “воздушный змей” |
4 |
1 |
3 |
Выставка макетов, моделей и фигур |
В плену наглядности. | 7 |
2 |
5 |
||
4. | Бордюры и трафареты | 3 |
1 |
2 |
Изготовление оригинальных лент. |
5. | Оригами. | 2 |
1 |
1 |
Практические работы |
6. |
Новогодняя игрушка. | 2 |
2 |
Украшение елки |
|
Галерея творческих работ. 1 час |
Основная цель – расширить и систематизировать представления учащихся по применению основных симметрий в практической деятельности.
К обязательным результатам относятся умения построить с помощью любых инструментов фигуры, композиции фигур, уметь превратить лист бумаги в “произведение искусства” (оригами)
Изучение данного курса завершается галереей творческих работ.
7-й класс (16 часов)
В плену наглядности (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
||||
1 |
Числа правят миром Фигурные: а) треугольные; б) квадратные; в) пятиугольные. |
2 |
1 |
1 |
Создание презентаций |
2. |
Всё вокруг -геометрия. а) геометрические кружева; б) печворк (лоскутные узоры) |
5 |
1 |
4 2 2 |
Практические работы, изготовление печворков, выставка творческих работ |
3. |
Топология. Лист Мёбиуса. |
4 |
1 |
3 1 2 |
Презентация |
4. |
Координатный зоопарк. | 4 |
1 |
3 |
Практическая работа,, презентации |
Конференция “В мире симметрии ” 1 час |
Основная цель – систематизировать приобретенные геометрические представления учащихся по применению преобразований симметрии в практической деятельности.
Предполагается, что, владея изобразительными навыками, пониманием и умением изображать рисунки, схемы, учащиеся должны выполнять геометрические кружева, лоскутные узоры, создавать симметричные фигуры на координатной плоскости.
Результатами усвоения курса являются презентации и выставки творческих работ.
8-й класс (17 часов)
Геометрические миниатюры (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
||||
1. | Симметрия и ассиметрия. а) ассиметрия в природе; б) спирали; в) математические снежинки; |
4 |
1 |
3 1 1 1 |
Практические работы, рисование спирографом, |
2. | Божественная пропорция. 1) “ Золотой” треугольник. 2) Числа Фибоначчи. 3) В мире растений. 4) В мире животных 5) В скульптуре, архитектуре и живописи. 6) Гармония целочисленных отношений (консонансы) |
11 |
2 |
8 2 2 1 1 2 1 |
Практические работы, презентации; экскурсия по городу; фотовыставка, слушание органа. |
Школьная конференция “Симметрия - как мера красоты ” 2 часа. |
Основная цель - развить эстетическое восприятие математических фактов: расширить представления учащихся о сферах применения математики не только в естественных науках, но и в архитектуре, живописи, и музыке.
При изучении курса учащиеся должны знать понятие “золотого” треугольника, чисел Фибоначчи, разнообразное применение математики в реальной жизни;
Результатом работы учащихся является организация фотовыставки по итогам экскурсий, презентация - выступление на школьной конференции.
9-й класс (16часов)
Организм в цифрах (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
||||
Золотое сечение в природе. 1) Как устроены живые организмы? 2) “Золотые” спирали. 3) “Пентагональная” симметрия. 4) Вездесущий филлотаксис |
5 |
1 |
4 1 1 1 1 |
Практические работы, экскурсия в ботанический сад презентации | |
Золотая пропорция 1) “Закон золотой чаши”. 2) "Пропорции человека" Леонардо да Винчи. 3) Оптимальные размеры развития организма 4) Периоды жизни человека 5) Ритмы сердца и мозга. 6) Я – модель (формула красоты) |
9 |
2 |
7 1 1 1 2 1 1 |
Практические работы, экскурсия в медицинское учреждение, презентации, слайд- шоу | |
Городская научно-практическая конференция школьников по математике “Тайны гармонии ” 2 часа |
Основная цель – сформировать у учащихся понятие золотой пропорции и связанных с нею соотношениях, развивать эстетическое восприятие математических фактов, показать возможности применения полученных знаний в профессиях модельера, врача, художника, архитектора, биолога.
Учащиеся должны уметь находить отношение двух величин, золотое сечение в развитие организма человека, использовать дополнительную литературу и Интернет-ресурсы.
Подведением итога изучения данного курса рекомендуется публичная презентация своей работы в школе, участие в конференциях различного уровня.
10-й класс (16 часов)
Этот удивительно симметричный мир (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
||||
1. | Введение. Идея симметрии. |
1 |
1 |
Беседа - лекция | |
2. |
Преобразования симметрии
пространства. 1. Осевая симметрия. 2. Центральная симметрия. 3. Зеркальная симметрия. |
3 |
1 |
2
1 1 |
Практические работы мини-лекция, сообщения учащихся, решение задач |
3. |
Симметрия в творчестве человека. 1) Создание бордюр и орнаментов. 2) В архитектуре |
4 | 1 |
3
2 1 |
Практические работы, экскурсии, презентации |
4. |
Пять стихий мироздания а) платоновы тела; б) кристаллы; в) в мире атомов. |
6 |
2 1 1 |
4 2 1 1 |
Презентации, изготовление моделей выступления учащихся; выращивание кристаллов |
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” “Этот удивительно симметричный мир ” 2 час |
Основная цель –систематизировать сведения о симметрии в пространстве, углубить имеющиеся представления о свойствах, расширить математический кругозор.
В результате изучения курса учащиеся должны применять приобретенные геометрические представления, алгебраические преобразования для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире, проводить обобщения на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и делать необходимые проверки.
Итогом изучения данного курса является выставка изготовленных моделей платоновых тел, выращенных кристаллов, участие в конференциях различного уровня, фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”.
11-й класс (17 часов)
Алгеоматика (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
В том числе |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
||||
1. | Введение. | 1 |
1 |
Беседа - лекция | |
2. |
Симметрия в алгебре. 1) Квадратичная функция. 2) Дробно-линейная функция. 3) Графики функций, содержащих модули. 4) Многочлены. 5) ЕГЭ |
9 |
4 1 1 1 1 |
5 1 1 1 1 1 |
Практические работы мини-лекция, сообщения учащихся, решение задач |
3. |
Симметрия в геометрии. 1) Правильные многогранники; 2) Тела вращения; 3) ЕГЭ. |
5 | 1 |
4 1 1 2 |
Решение задач, тесты |
Брифинг 1 час |
Основная цель - сформировать способность решать практические и прикладные задачи; знакомить учащихся с приложением теории к решению конкурсных задач и задач ЕГЭ, использовать исследовательские пути решения проблемных ситуаций, умение работать в группе.
По окончанию курса обучающиеся должны уметь решать алгебраические и геометрические задачи, применяя симметрию и её свойства.
Итогом деятельности учащихся по изучению курса является составление “банка” задач по данной теме с последующим обсуждением.