Методические рекомендации по изучению некоторых тем математики

Разделы: Математика


Всякая вещь есть форма проявления
беспредельного разнообразия.

Козьма Прутков

В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности обучающихся, возможности использования новых информационных технологий.

Методические рекомендации адресованы учителям, работающим в 5–11-х классах.

Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение темы “Симметрии” на факультативных и элективных курсах с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов и при работе с одарёнными детьми.

Факультативный курс с 5 по 8 класс, элективный курс с 9-го по 11-й класс изучается в течение полугодия (16 часов в каждом классе)

В школьном курсе математики недостаточно времени отведено изучению преобразований плоскости, в том числе симметрии. Применяя данные рекомендации, учитель развивает у обучающихся наблюдение, экспериментирование, конструирование, творчество, “геометрию ножниц”, в результате которых учащиеся самостоятельно добывают геометрические знания и развивают умения, изобразительные навыки, догадливость, смышлёность, зрительное восприятие.

Элементы нестандартности, которые присутствуют на таких занятиях, пробуждают интерес и желание решать геометрические задачи не только на внеклассных занятиях, но и на уроках.

В качестве основного средства, при помощи которого осуществляется реализация программы, предлагается система упражнений со следующими видами заданий:

  • работа с моделями;
  • построение развёрток;
  • изображение некоторых пространственных фигур на плоском чертеже;
  • построение сечений простейших геометрических фигур;
  • изготовление макетов, печворков, геометрических кружев;
  • выращивание кристаллов.

В результате изучения математики, по данным рекомендациям обучающиеся узнают основные виды симметрий, понимают математическую сущность и учатся видеть их в окружающей действительности.

В каждом классе курс завершается зачётом, творческой работой, презентацией, выступлением на конференциях разного уровня (школьная, городская, всероссийская научно-практические конференции и т.д.)

Математический подход к окружающему миру помогает лучше его познать, математический стиль мышления нужен сегодня всем – и биологу, и химику, и физику, и инженеру, и художнику, и поэту, и музыканту.

Учебно-тематический план

5-й класс (16 часов)

Наглядная геометрия (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

1.

Симметрия – это…

2

2

 

Показ презентации, слайды

2.

Математические этюды.

5

1

4

 
  Симметрии:

а) в цифрах;

б) в буквах;

в) палиндром;

г) в рисовании.

 

1

 

1

1

1

1

Практические работы

3.

Кляксография.

2

1

1

Выставка рисунков

4.

В царстве бумажной геометрии.

6

2

4

 
  Сказки и …геометрия. Аппликации без ножниц.

3

1

2

 Защита сказочных проектов
  Новогодняя “картина”

3

1

2

Создание групповой работы

“Картинная галерея” 1 час.

Основная цель – познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости, дать представление о симметрии в окружающем мире, развить конструктивное мышление, основываясь на практической деятельности учащихся.

В связи с изучением свойств симметрии уметь распознавать и изображать симметрии в различных ситуациях.

Изучение данного курса завершается итоговой выставкой работ учащихся.

6-й класс (16 часов)

Математическое путешествие в мир гармонии (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

  Развитие геометрической интуиции

8

3

5

 

1.

Геоплан.

2

1

1

 

2.

Графическое рисование

2

1

1

 

3.

Геометрическое моделирование
а) из спичек и спичечных коробков;
б) “воздушный змей”

4

1

3

Выставка макетов, моделей и фигур

  В плену наглядности.

7

2

5

 
4. Бордюры и трафареты

3

1

2

Изготовление оригинальных лент.
5. Оригами.

2

1

1

Практические работы

6.

Новогодняя игрушка.

2

 

2

Украшение елки

Галерея творческих работ. 1 час

Основная цель – расширить и систематизировать представления учащихся по применению основных симметрий в практической деятельности.

К обязательным результатам относятся умения построить с помощью любых инструментов фигуры, композиции фигур, уметь превратить лист бумаги в “произведение искусства” (оригами)

Изучение данного курса завершается галереей творческих работ.

7-й класс (16 часов)

В плену наглядности (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

 1

Числа правят миром Фигурные:

а) треугольные;

б) квадратные;

в) пятиугольные.

2

1

1

Создание презентаций

2.

Всё вокруг -геометрия.

а) геометрические кружева;

б) печворк (лоскутные узоры)

5

1

 4

2

2

Практические работы, изготовление печворков, выставка творческих работ

3.

Топология.

Лист Мёбиуса.
Лабиринты.

4

1

3

1

2

Презентация

4.

Координатный зоопарк.

4

1

3

Практическая работа,, презентации

Конференция “В мире симметрии ” 1 час

Основная цель – систематизировать приобретенные геометрические представления учащихся по применению преобразований симметрии в практической деятельности.

Предполагается, что, владея изобразительными навыками, пониманием и умением изображать рисунки, схемы, учащиеся должны выполнять геометрические кружева, лоскутные узоры, создавать симметричные фигуры на координатной плоскости.

Результатами усвоения курса являются презентации и выставки творческих работ.

8-й класс (17 часов)

Геометрические миниатюры (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

1. Симметрия и ассиметрия.

а) ассиметрия в природе;

б) спирали;

в) математические снежинки;

4

1

3

1

1

1

Практические работы, рисование спирографом,
2. Божественная пропорция.

1) “ Золотой” треугольник.

2) Числа Фибоначчи.

3) В мире растений.

4) В мире животных

5) В скульптуре, архитектуре и живописи.

6) Гармония целочисленных отношений (консонансы)

11

2

8

2

2

1

1

2

1

Практические работы, презентации; экскурсия по городу; фотовыставка, слушание органа.

Школьная конференция “Симметрия - как мера красоты ” 2 часа.

Основная цель - развить эстетическое восприятие математических фактов: расширить представления учащихся о сферах применения математики не только в естественных науках, но и в архитектуре, живописи, и музыке.

При изучении курса учащиеся должны знать понятие “золотого” треугольника, чисел Фибоначчи, разнообразное применение математики в реальной жизни;

Результатом работы учащихся является организация фотовыставки по итогам экскурсий, презентация - выступление на школьной конференции.

9-й класс (16часов)

Организм в цифрах (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

  Золотое сечение в природе.

1) Как устроены живые организмы?

2) “Золотые” спирали.

3) “Пентагональная” симметрия.

4) Вездесущий филлотаксис

5

1

4

1

1

1

1

Практические работы, экскурсия в ботанический сад презентации
  Золотая пропорция

1) “Закон золотой чаши”.

2) "Пропорции человека" Леонардо да Винчи.

3) Оптимальные размеры развития организма

4) Периоды жизни человека

5) Ритмы сердца и мозга.

6) Я – модель (формула красоты)

9

2

7

1

1

1

2

1

1

Практические работы, экскурсия в медицинское учреждение, презентации, слайд- шоу

Городская научно-практическая конференция школьников

по математике “Тайны гармонии ” 2 часа

Основная цель – сформировать у учащихся понятие золотой пропорции и связанных с нею соотношениях, развивать эстетическое восприятие математических фактов, показать возможности применения полученных знаний в профессиях модельера, врача, художника, архитектора, биолога.

Учащиеся должны уметь находить отношение двух величин, золотое сечение в развитие организма человека, использовать дополнительную литературу и Интернет-ресурсы.

Подведением итога изучения данного курса рекомендуется публичная презентация своей работы в школе, участие в конференциях различного уровня.

10-й класс (16 часов)

Этот удивительно симметричный мир (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

 1. Введение.

Идея симметрии.

1

1

  Беседа - лекция

2.

Преобразования симметрии пространства.

1. Осевая симметрия.

2. Центральная симметрия.

3. Зеркальная симметрия.

3

 

1

 

2

 

1

1

Практические работы мини-лекция, сообщения учащихся,  решение задач

3.

Симметрия в творчестве человека.

1) Создание бордюр и орнаментов.

2) В архитектуре

4

1

 3

 

2

1

Практические работы, экскурсии, презентации

4.

Пять стихий мироздания

а) платоновы тела;

б) кристаллы;

в) в мире атомов.

6

2

1

1

4

2

1

1

Презентации, изготовление моделей выступления учащихся; выращивание кристаллов

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио

“Этот удивительно симметричный мир ” 2 час

Основная цель –систематизировать сведения о симметрии в пространстве, углубить имеющиеся представления о свойствах, расширить математический кругозор.

В результате изучения курса учащиеся должны применять приобретенные геометрические представления, алгебраические преобразования для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире, проводить обобщения на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и делать необходимые проверки.

Итогом изучения данного курса является выставка изготовленных моделей платоновых тел, выращенных кристаллов, участие в конференциях различного уровня, фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”.

11-й класс (17 часов)

Алгеоматика (в рамках программы “ За страницами учебника математики”)

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

 1. Введение.

1

1

  Беседа - лекция

2.

Симметрия в алгебре.

1) Квадратичная функция.

2) Дробно-линейная функция.

3) Графики функций, содержащих модули.

4) Многочлены.

5) ЕГЭ

9

4

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

Практические работы  мини-лекция, сообщения учащихся,  решение задач

3.

Симметрия в геометрии.

1) Правильные многогранники;

2) Тела вращения;

3) ЕГЭ.

5

1

 4

1

1

2

Решение задач, тесты

Брифинг 1 час

Основная цель - сформировать способность решать практические и прикладные задачи; знакомить учащихся с приложением теории к решению конкурсных задач и задач ЕГЭ, использовать исследовательские пути решения проблемных ситуаций, умение работать в группе.

По окончанию курса обучающиеся должны уметь решать алгебраические и геометрические задачи, применяя симметрию и её свойства.

Итогом деятельности учащихся по изучению курса является составление “банка” задач по данной теме с последующим обсуждением.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3