Урок-обобщение "Проценты" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: Обобщение и систематизация.

Форма урока: решение проблемного вопроса: “Стоит ли пренебрегать правилами дорожного движения ” при помощи решения задач, урок- беседа.

Цель урока: Отработать и закрепить навык решения задач на проценты.

Задачи урока:

1) Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала “Проценты”, помочь развить познавательный интерес к вычислению процентов.
2) Способствовать грамотному усвоению темы “Проценты” на примерах решения задач; отработке практических навыков в вычислении процентов.
3) Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса современности. Соблюдение правил дорожного движения – не формальность, а условие сохранения жизни и здоровья.

Оборудование: задачные листы № 1 и № 2 с домашним заданием для учащихся;

Презентации Power Point;

Плакаты с правилами дорожного движения.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведем его, обсуждая, проблему “ Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны.

Пройдет всего несколько лет и многие из вас сядут за руль автомобиля. И именно от вас будет зависеть жизнь и безопасность окружающих людей. Поэтому уже сейчас следует задуматься над проблемой “Стоит ли пренебрегать правилами дорожного движения”.

Ваше домашнее задание на сегодняшний день было такое – провести небольшую анкету (можно, обсуждая с родителями)

Вопрос анкеты (слайд №1)

По какой причине чаще всего происходят ДТП

Основные причины:

  • несоблюдение скоростного режима;
  • нарушение правил проезда перекрестка;
  • алкогольное опьянение;
  • выезд на встречную полосу движения;
  • по вине пешеходов.

(Проставить балы от 1 до 5 в зависимости от важности вопроса)

В течение урока мы с вами подведем итоги анкетирования и выясним процентное отношение ваших ответов. А также сравним эти значения с реальными статистическими данными, с которыми вы познакомитесь, если верно решите предложенные задачи.

Сообщение 1 ученик: ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной ущерб.

2 ученик: Первое ДТП зарегистрировано 30.05.1896 года в Нью-Йорке. Электромобиль Генри Уэллса столкнулся с велосипедом Эвилина Томаса, который закончился переломом ноги.

II. Фронтальный устный счет с помощью презентаций Power Point (слайд №2)

Учитель: А теперь проведем “гимнастику для мозгов” Отвечаем по цепочке:

1) Прочитать число и представить в виде %

2) Представить % в виде дроби

3) Сколько % от километра составляет:

1 метр; 1 сантиметр; 1 миллиметр.

4) Найди ошибку

а) от 15 равно 9.

б) 2% от 14 равно 2,8.

в) 0,6 от 15 равно 8.

г) 3% от числа равно 27, само число –900.

д) число 4 составляет 7% от числа 32.

III. Закрепление. Решение задач

У учащихся на столах лежат задачные листы №1 (слайд №3). Желающие могут решать все задачи самостоятельно.

В это время, 2 ученика, которые сидят за первой партой, подводят итоги анкетирования.

Задача №1. За 7 месяцев (январь – июль) 2009 года. В Российской Федерации произошло 105376 ДТП. Из них 9% ДТП – с участием детей. Какое количество ДТП с участием детей произошло?

У доски ученик делает краткую запись условия. Обсуждают коллективно. Решают самостоятельно.

Задача №2

За 7 месяцев произошло 105000 ДТП, из них 13000 ДТП – с жертвами. Найдите процентное отношение ДТП, в которых пострадали люди.

Задача №3

Анкетирование, проведенное в школе, показало:

81 мальчик (что составляет 30% всех мальчиков) и 110 девочек ( что составляет 20% всех девочек) не соблюдают правила перехода улицы. Найдите сколько всего учащихся в школе?

Сообщение ученика о правилах перехода улицы.

Задача №4. Статистика показывает, что из 300 000 ДТП

- 30% ДТП происходит из-за алкогольного опьянения;

- выезд на встречную полосу составляет от всех причин ДТП;

- по причине несоблюдения скоростного режима происходит в 2,5 раза больше ДТП чем по причине выезда на встречную полосу.

- ДТП, совершенных по причине нарушения правил проезда перекрестка было зафиксировано на 15000 больше, чем по причине выезда на встречную полосу.

- остальные ДТП происходят по вине пешеходов.

Учитель: А кто решил 2 способом?

Сообщение ученика

По данным ГИБДД в России ежегодно погибает около 30 тысяч человек.

Например, за 10 лет с 1997 по 2007 год погибло 350 254 человека, для сравнения в Афганской войне 1979-1989 года погибло около 15 000 человек.

IV. Математический диктант (на листах контроля)

Найти число, если:

1) Ноль целых три десятых этого числа равны шести Ответ: 20

2) 20% этого числа равны десяти (Ответ: 50)

3) ноль целых две десятых от пяти (Ответ: 1)

4) Тридцать процентов от трехсот (Ответ: 90)

5) Какую часть число 12 составляет от четырнадцати (Ответ: )

6) Выразите в процентах значение отношения: четырех сантиметров к двадцати сантиметрам (Ответ: 20%)

7) Выразите в процентах значение отношения:

Шести секунд к одной минуте (Ответ 10%).

8) Верно ли высказывание: Пятьдесят процентов в четыре раза меньше двух (Ответ: да)

V. Подводим итоги

1) Объявляются результаты анкетирования.

Приложение (слайд № 5)

35% ДТП происходит из-за алкогольного опьянения,

18% по вине пешеходов,

11% из-за нарушений правил проезда перекрестка,

23% выезд на встречную полосу,

13% несоблюдение скоростного режима.

Сравниваем со статистическими данными.

Учитель: Сегодня мы говорили о пяти основных причинах ДТП. Какие еще причины можете назвать ?

Ученики обсуждают в группах. Высказывают:

Разговоры по мобильному телефону, неиспользование ремней безопасности, разговоры с пассажирами, курение , еда за рулем и т.д.

Учитель 2) С какой просьбой обратитесь к взрослым, чтобы уменьшить эту печальную статистику.

  1. Кто знает правила движения на велосипеде?
  2. Какой вывод сделали для себя?

(Высказываются учащиеся)

VI. Домашнее задание.

Решить любые 4 задачи из 10 предложенных (Задачный лист №2 , Слайд №6)

  1. Папа получает 18760 р., мама 19240 р. На продукты наша семья тратит 55% всех денег, на оплату коммунальных услуг -15%. Какая сумма остается на другие расходы?
  2. Плата за детский сад в месяц составляет 1200 р., а это 6% от бюджета семьи. Какова сумма семейного бюджета?
  3. 4% вклада в сберегательный банк составили 1296 к. Какова сумма вклада в рублях?
  4. Холодильник стоил 16 тыс. р. После модернизации его цена повысилась на 25%, а через год она была понижена на 20%. Дороже или дешевле 16 тыс. р. Стал стоить холодильник через год?
  5. Деньги, положенные в сберегательный банк , может временно использовать государство. За это вкладчику выплачиваются проценты. При обычном вкладе – 2% в год. Вкладчик положил 50000 р. , а через год добавил еще 20000 р. Каков будет размер вклада, когда пройдет еще один год?
  6. Предприниматель заплатил налог в сумме 33000 р., что составило 12% его заработка. Какую сумму он заработал?
  7. Продавец купил товар на 11000 р. И планирует получить от его продажи прибыль 15%. По какой цене он должен продать этот товар?
  8. За год вклад увеличился на 10% и стал равным 88000 р. Сколько денег было в прошлом году?
  9. В 2005 г. Квартира была куплена за 1600 т.р. В 2008 г. Она стала стоить 3200 тыс. р. На сколько процентов выросла стоимость квартиры?
  10. Купили пакет с пятьюдесятью семенами за 200 р. Из них вырастили рассаду и продали по 400 р. За десяток. Сколько процентов прибыли получили?

Презентация