Тип урока: Обобщение и систематизация.
Форма урока: решение проблемного вопроса: “Стоит ли пренебрегать правилами дорожного движения ” при помощи решения задач, урок- беседа.
Цель урока: Отработать и закрепить навык решения задач на проценты.
Задачи урока:
1) Актуализировать личностный смысл
учащихся к изучению темы учебного материала
“Проценты”, помочь развить познавательный
интерес к вычислению процентов.
2) Способствовать грамотному усвоению темы
“Проценты” на примерах решения задач; отработке
практических навыков в вычислении процентов.
3) Содействовать сознательному пониманию
актуальности вопроса современности. Соблюдение
правил дорожного движения – не формальность, а
условие сохранения жизни и здоровья.
Оборудование: задачные листы № 1 и № 2 с домашним заданием для учащихся;
Презентации Power Point;
Плакаты с правилами дорожного движения.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведем его, обсуждая, проблему “ Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны.
Пройдет всего несколько лет и многие из вас сядут за руль автомобиля. И именно от вас будет зависеть жизнь и безопасность окружающих людей. Поэтому уже сейчас следует задуматься над проблемой “Стоит ли пренебрегать правилами дорожного движения”.
Ваше домашнее задание на сегодняшний день было такое – провести небольшую анкету (можно, обсуждая с родителями)
Вопрос анкеты (слайд №1)
По какой причине чаще всего происходят ДТП
Основные причины:
- несоблюдение скоростного режима;
- нарушение правил проезда перекрестка;
- алкогольное опьянение;
- выезд на встречную полосу движения;
- по вине пешеходов.
(Проставить балы от 1 до 5 в зависимости от важности вопроса)
В течение урока мы с вами подведем итоги анкетирования и выясним процентное отношение ваших ответов. А также сравним эти значения с реальными статистическими данными, с которыми вы познакомитесь, если верно решите предложенные задачи.
Сообщение 1 ученик: ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной ущерб.
2 ученик: Первое ДТП зарегистрировано 30.05.1896 года в Нью-Йорке. Электромобиль Генри Уэллса столкнулся с велосипедом Эвилина Томаса, который закончился переломом ноги.
II. Фронтальный устный счет с помощью презентаций Power Point (слайд №2)
Учитель: А теперь проведем “гимнастику для мозгов” Отвечаем по цепочке:
1) Прочитать число и представить в виде %
2) Представить % в виде дроби
3) Сколько % от километра составляет:
1 метр; 1 сантиметр; 1 миллиметр.
4) Найди ошибку
а) от 15 равно 9.
б) 2% от 14 равно 2,8.
в) 0,6 от 15 равно 8.
г) 3% от числа равно 27, само число –900.
д) число 4 составляет 7% от числа 32.
III. Закрепление. Решение задач
У учащихся на столах лежат задачные листы №1 (слайд №3). Желающие могут решать все задачи самостоятельно.
В это время, 2 ученика, которые сидят за первой партой, подводят итоги анкетирования.
Задача №1. За 7 месяцев (январь – июль) 2009 года. В Российской Федерации произошло 105376 ДТП. Из них 9% ДТП – с участием детей. Какое количество ДТП с участием детей произошло?
У доски ученик делает краткую запись условия. Обсуждают коллективно. Решают самостоятельно.
Задача №2
За 7 месяцев произошло 105000 ДТП, из них 13000 ДТП – с жертвами. Найдите процентное отношение ДТП, в которых пострадали люди.
Задача №3
Анкетирование, проведенное в школе, показало:
81 мальчик (что составляет 30% всех мальчиков) и 110 девочек ( что составляет 20% всех девочек) не соблюдают правила перехода улицы. Найдите сколько всего учащихся в школе?
Сообщение ученика о правилах перехода улицы.
Задача №4. Статистика показывает, что из 300 000 ДТП
- 30% ДТП происходит из-за алкогольного опьянения;
- выезд на встречную полосу составляет от всех причин ДТП;
- по причине несоблюдения скоростного режима происходит в 2,5 раза больше ДТП чем по причине выезда на встречную полосу.
- ДТП, совершенных по причине нарушения правил проезда перекрестка было зафиксировано на 15000 больше, чем по причине выезда на встречную полосу.
- остальные ДТП происходят по вине пешеходов.
Учитель: А кто решил 2 способом?
Сообщение ученика
По данным ГИБДД в России ежегодно погибает около 30 тысяч человек.
Например, за 10 лет с 1997 по 2007 год погибло 350 254 человека, для сравнения в Афганской войне 1979-1989 года погибло около 15 000 человек.
IV. Математический диктант (на листах контроля)
Найти число, если:
1) Ноль целых три десятых этого числа равны шести Ответ: 20
2) 20% этого числа равны десяти (Ответ: 50)
3) ноль целых две десятых от пяти (Ответ: 1)
4) Тридцать процентов от трехсот (Ответ: 90)
5) Какую часть число 12 составляет от четырнадцати (Ответ: )
6) Выразите в процентах значение отношения: четырех сантиметров к двадцати сантиметрам (Ответ: 20%)
7) Выразите в процентах значение отношения:
Шести секунд к одной минуте (Ответ 10%).
8) Верно ли высказывание: Пятьдесят процентов в четыре раза меньше двух (Ответ: да)
V. Подводим итоги
1) Объявляются результаты анкетирования.
Приложение (слайд № 5)
35% ДТП происходит из-за алкогольного опьянения,
18% по вине пешеходов,
11% из-за нарушений правил проезда перекрестка,
23% выезд на встречную полосу,
13% несоблюдение скоростного режима.
Сравниваем со статистическими данными.
Учитель: Сегодня мы говорили о пяти основных причинах ДТП. Какие еще причины можете назвать ?
Ученики обсуждают в группах. Высказывают:
Разговоры по мобильному телефону, неиспользование ремней безопасности, разговоры с пассажирами, курение , еда за рулем и т.д.
Учитель 2) С какой просьбой обратитесь к взрослым, чтобы уменьшить эту печальную статистику.
- Кто знает правила движения на велосипеде?
- Какой вывод сделали для себя?
(Высказываются учащиеся)
VI. Домашнее задание.
Решить любые 4 задачи из 10 предложенных (Задачный лист №2 , Слайд №6)
- Папа получает 18760 р., мама 19240 р. На продукты наша семья тратит 55% всех денег, на оплату коммунальных услуг -15%. Какая сумма остается на другие расходы?
- Плата за детский сад в месяц составляет 1200 р., а это 6% от бюджета семьи. Какова сумма семейного бюджета?
- 4% вклада в сберегательный банк составили 1296 к. Какова сумма вклада в рублях?
- Холодильник стоил 16 тыс. р. После модернизации его цена повысилась на 25%, а через год она была понижена на 20%. Дороже или дешевле 16 тыс. р. Стал стоить холодильник через год?
- Деньги, положенные в сберегательный банк , может временно использовать государство. За это вкладчику выплачиваются проценты. При обычном вкладе – 2% в год. Вкладчик положил 50000 р. , а через год добавил еще 20000 р. Каков будет размер вклада, когда пройдет еще один год?
- Предприниматель заплатил налог в сумме 33000 р., что составило 12% его заработка. Какую сумму он заработал?
- Продавец купил товар на 11000 р. И планирует получить от его продажи прибыль 15%. По какой цене он должен продать этот товар?
- За год вклад увеличился на 10% и стал равным 88000 р. Сколько денег было в прошлом году?
- В 2005 г. Квартира была куплена за 1600 т.р. В 2008 г. Она стала стоить 3200 тыс. р. На сколько процентов выросла стоимость квартиры?
- Купили пакет с пятьюдесятью семенами за 200 р. Из них вырастили рассаду и продали по 400 р. За десяток. Сколько процентов прибыли получили?