Цель: используя технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Приемы: мозговая атака, синквейн, кластеры.
Оборудование: маршрутные листы, ключевые слова, иллюстрации, портреты, сигнальные карточки, медали, рефераты учащихся, учебник “Родная речь”, 3кл., М.В. Голованова, В.Г. Горецкий.
Ход урока
Сегодняшний урок мне хочется начать словами Д.Н. Мамина – Сибиряка “Когда мне делается грустно, я уношусь ….” (стр. 216 учебника)
– Что вы можете сказать о писателе? Над какой темой мы работаем?
– Выдающийся писатель – реалист. Это произведение учит читателя милосердию, добру, справедливости, мужеству, любви к природе.
– Мы продолжаем работу над этим произведением. Нам предстоит работа в группах по маршрутным листам.
( Класс разделен на 5 групп по 6 человек. У каждой группы маршрутный лист с тремя дорожками: зеленая, желтая, красная с вопросами.)
(Используем два приема: мозговая атака, составление синквейна.)
– Внимание!
В течение 3 минут подумайте в группах и определитесь, кто из вас будет отвечать и на какой дорожке. Отвечают из каждой группы по 3 человека. Готовность – сигнальные карточки.
Слушаем ответы учащихся первой группы:
Зеленая |
Желтая |
Красная |
|
|
1. В чем проявляется характер гордой птицы? |
Вручение медалей: “Умник урока”.
– А сейчас я хотела бы вам предложить, мои маленькие умники и умницы, назвать три главных образа из произведения (выставляю иллюстрацию).
Какими качествами владеет Тарас? Каким Вам запомнился Соболько? А каким запомнился Приемыш?
Слово учителя о законах природы, о внимательном отношении к природе, о человеке который любит природу и не вмешивается в законы природы.
Предлагается учащимся выступить с подготовленными рефератами.
– А теперь обобщим все сказанное о героях, в виде синквейна, используя ключевые слова. Группа 1,3 составляют синквейн – Тарас, группа 2 –Соболько, группа 4,5 – Приемыш.
Проверка осуществляется при помощи сигнальных карточек.
– Позвольте Вам сказать “СПАСИБО” (вручаются медали “Умник урока”)
– Кого напоминает образ лебедя?
– Почему автор сравнивает лебедя с человеком?
На доске иллюстрация лебедя.
Итог: лебедю для счастья, как и человеку нужна свобода.
– В старших классах Вы познакомитесь с произведением великого русского поэта
М.Ю. Лермонтова (портрет) “Мцыри”. А сейчас я зачитываю Вам строки из этого произведения.
М.Ю. Лермонтов “Мцыри”
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
– Это произведение о свободном человеке. Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту гордого свободного человека, который противостоял равнодушию. Человек должен сам выбирать свой путь. Свобода для Мцыри – это высшее благо, главная ценность в жизни. Юноша Мцыри провел томительные дни, годы в монастыре. Монах был его спасителем, но Мцыри убежал и три дня провел на воле. Эти дин стали истинной жизнью для Мцыри.
– А Вам для счастья что нужно?
– Какими качествами должен обладать человек, который старается оказать помощь окружающим.
– Подумайте над значениями этих слов. Делайте добро! Это принесет больше радости, удовлетворения Вам и окружающим.
Китайская пословица говорит: “Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит”.
– Дарите людям добро, и станет в мире больше свободы!