Урок чтения

Разделы: Начальная школа


Цель: используя технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Приемы: мозговая атака, синквейн, кластеры.

Оборудование: маршрутные листы, ключевые слова, иллюстрации, портреты, сигнальные карточки, медали, рефераты учащихся, учебник “Родная речь”, 3кл., М.В. Голованова, В.Г. Горецкий.

Ход урока

Сегодняшний урок мне хочется начать словами Д.Н. Мамина – Сибиряка “Когда мне делается грустно, я уношусь ….” (стр. 216 учебника)

– Что вы можете сказать о писателе? Над какой темой мы работаем?

– Выдающийся писатель – реалист. Это произведение учит читателя милосердию, добру, справедливости, мужеству, любви к природе.

– Мы продолжаем работу над этим произведением. Нам предстоит работа в группах по маршрутным листам.

( Класс разделен на 5 групп по 6 человек. У каждой группы маршрутный лист с тремя дорожками: зеленая, желтая, красная с вопросами.)

(Используем два приема: мозговая атака, составление синквейна.)

– Внимание!

В течение 3 минут подумайте в группах и определитесь, кто из вас будет отвечать и на какой дорожке. Отвечают из каждой группы по 3 человека. Готовность – сигнальные карточки.

Слушаем ответы учащихся первой группы:

Зеленая

Желтая

Красная

  1. Настоящая фамилия автора произведения “Приемыш?”
  2. Можете ли по названию рассказа предположить, о чем пойдет речь?
  3. Кто же такой “Приемыш?”
  1. Как лебедь попал к Тарасу?
  2. Почему Тарас назвал лебедя “особенной птицей”?
1. В чем проявляется характер гордой птицы?

 Вручение медалей: “Умник урока”.

– А сейчас я хотела бы вам предложить, мои маленькие умники и умницы, назвать три главных образа из произведения (выставляю иллюстрацию).

Какими качествами владеет Тарас? Каким Вам запомнился Соболько? А каким запомнился Приемыш?

Слово учителя о законах природы, о внимательном отношении к природе, о человеке который любит природу и не вмешивается в законы природы.

img3.jpg (130419 bytes)

Предлагается учащимся выступить с подготовленными рефератами.

– А теперь обобщим все сказанное о героях, в виде синквейна, используя ключевые слова. Группа 1,3 составляют синквейн – Тарас, группа 2 –Соболько, группа 4,5 – Приемыш.

img4.gif (2718 bytes)

Проверка осуществляется при помощи сигнальных карточек.

– Позвольте Вам сказать “СПАСИБО” (вручаются медали “Умник урока”)

– Кого напоминает образ лебедя?

– Почему автор сравнивает лебедя с человеком?

На доске иллюстрация лебедя.

Итог: лебедю для счастья, как и человеку нужна свобода.

 – В старших классах Вы познакомитесь с произведением великого русского поэта

 

М.Ю. Лермонтова (портрет) “Мцыри”. А сейчас я зачитываю Вам строки из этого произведения.

М.Ю. Лермонтов “Мцыри”

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

– Это произведение о свободном человеке. Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту гордого свободного человека, который противостоял равнодушию. Человек должен сам выбирать свой путь. Свобода для Мцыри – это высшее благо, главная ценность в жизни. Юноша Мцыри провел томительные дни, годы в монастыре. Монах был его спасителем, но Мцыри убежал и три дня провел на воле. Эти дин стали истинной жизнью для Мцыри.

– А Вам для счастья что нужно?

– Какими качествами должен обладать человек, который старается оказать помощь окружающим.

– Подумайте над значениями этих слов. Делайте добро! Это принесет больше радости, удовлетворения Вам и окружающим.

Китайская пословица говорит: “Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит”.

– Дарите людям добро, и станет в мире больше свободы!