Структура и содержание методической работы в школе в условиях перехода на стандарты нового поколения

Разделы: Администрирование школы


“В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни”

“Концепция ФГОС общего образования”

Методические объединения, методический совет, методический день, методическая тема, … словосочетания хорошо знакомые большинству учителей, работающих в школе. Все это составляющие методической работы, но ее структура и содержание для каждого образовательного учреждения имеют свои особенности.

Одно из ключевых направлений развития общего образования и часть методической работы – “развитие учительского потенциала”. Это одно из пяти направлений рассмотренных в проекте Национальная образовательная стратегия “Наша новая школа”.

“….Такая “Наша новая школа” требует и новых учителей: чутких, внимательных и восприимчивых к интересам школьников, открытых ко всему новому”. Направление “развитие учительского потенциала” неразрывно связано с методической работой.

Каковы некоторые шаги предложенные в этом направлении?

  • “внедрение системы моральных и материальных стимулов”

– для сохранения в школах лучших педагогов

– для постоянного повышения их квалификации,

– для пополнения школ новым поколением учителей…, любящих и умеющих работать с детьми.

(Моральная поддержка: конкурсы всероссийского и регионального значения, районные и школьные конкурсы педагогов. Материальная поддержка: введение нового механизма оплаты труда, который проходит апробацию в 34 регионах).

  • “распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров эффективных способов работы лучших учителей”

(“Обучение действием” – семинары, мастер-классы для школьных команд на базе ОУ, победителей ПНП, в которых принимают участие педагоги-победители конкурса “лучших учителей” реализующих инновационные образовательные программы уже второй год реализуется в Калининском районе Санкт-Петербурга).

  • “построение образовательных программ переподготовки и повышения квалификации учителей по модульному принципу с использованием современных информационных технологий”

(Вместе с годичными, летними, целевыми курсами введение модульных курсов до 72 часов в накопительной системе повышения квалификации учителей может оказаться более гибкой и востребованной формой по сравнению с традиционной).

  • “введение новых требований к аттестация педагогических и управленческих кадров”
  • “привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование”
  • “привлечение после выхода на пенсию лучших педагогов к работе в качестве воспитателей, организаторов внеклассной работы, консультантов для молодых учителей и учащихся”

Некоторые шаги вполне предсказуемы, некоторые кажутся совсем не реальными. Но это только дело времени. Не в этом, так в следующем году наши учителя должны соответствовать предъявляемым требованиям. Именно грамотно организованная методическая работа, использующая в частности школьные ресурсы в выбранном направлении, позволит добиться качеств нового учителя, который способен реализовать новые стандарты образования.

Рассмотрим кратко структуру и содержание методической работы на примере ГОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга. Возможно, предложенный вариант станет: для думающих – перспективой для размышлений; для ищущих – ступенькой для развития; для сомневающихся – возможностью делать по образцу; для критикующих – зерном для опровержения; для учителей – сравнением с работой в своей школе; для руководителей и их заместителей – материалом для круглого стола.

В нашей гимназии задача методической работы – это создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован потенциал и учащегося и педагогического коллектива. Соответственно методическая работа построена в системе со всем образовательным процессом, и учитель постоянно находится в творческом поиске и в необходимости повышения своего профессионального мастерства.

Почему? Потому что педагоги гимназии поставлены в ситуацию деятельности, где приходится постоянно повышать свою профессиональную компетентность.

Каковы основные формы методической работы в нашей гимназии?

Формы методической работы

  • Заседания МС
  • Заседания МО
  • “Дни методического мастерства”
  • Тематические педсоветы
  • Внутрифирменное обучение
  • Работа учителей над методическими темами самообразования
  • Работа с электронными папками
  • Работа с карточками учета педагогических достижений и повышения квалификации
  • Реализация подпрограммы “Современный учитель”
  • Аттестация педагогических кадров…

Мы говорим, что методическая работа – система, направленная на формирование развивающей профессиональной среды учителя (рисунок №1). Рассмотрим схему, представляющую развивающую профессиональную среду учителя, состоящую из частей:

  • Сотрудничество
  • Обучение
  • Поле достижений
  • Профессиональная деятельность
  • Роли учителя

Один из этапов маршрута профессиональной развивающей среды учителя -“Сотрудничество”. Его составляющие: Методический Совет, Методические объединения, творческие группы, педагогические сообщества, … Являясь членом любого из этих объединений, учитель непосредственно сотрудничает со своими коллегами. Как работает МО? Какова его роль в “сотрудничестве”?

Основополагающей частью работы МО является:

– планирование работы
– тематика заседаний МО
– работа над методической темой.

В гимназии восемь МО учителей предметников, сформированных в соответствии с “Положением о методических объединениях”:

  • Мо учителей русского языка и литературы
  • Мо учителей истории, обществознания и истории города
  • МО учителей иностранных языков
  • МО учителей математики
  • МО учителей естественного цикла
  • МО учителей информатики
  • Мо учителей физической культуры и ОБЖ
  • МО учителей технологии, музыки, ИЗО и черчения

Как проходит планирование работы МО?

На последнем заседании методического объединения в конце учебного года проходит полный анализ работы МО за год, чтобы составить отчет необходимо задействовать всех членов МО. Именно с этим отчетом и перспективами работы на будущий год выступает руководитель МО на августовском педсовете.

На итоговом заседании МО в конце года ставятся задачи на новый учебный год и составляется план работы. План работы выстраивается по единой схеме и состоит из двух частей: система контроля по предмету и система внеклассной работы по предмету. Задействованы в планировании все учителя, что является примером сотрудничества.

Эти планы собираются и обсуждаются в июне на Методическом совете гимназии, где формируется единая система административного контроля. Особенностью такой системы является то, что должна быть отражена каждая параллель и каждый предмет, соответственно и каждый учитель. Аналогично формируется система внеклассной работы по предмету. Все планы составляются по одинаковой сетке, единообразие форм планирования контроля знаний позволяет скоординировать всю работу в гимназии по данному направлению.

На заседании МО в начале учебного года в августе координируются планы и уточняются кандидатуры аттестуемых учителей, которым предоставляется возможность в течение учебного года показать свои профессиональные достижения в проведении открытых уроков, внеклассных мероприятий, выступлениях на семинарах или педсоветах.

Обязательным считается в гимназии открытые заседания МО с присутствием членов администрации:

  • в начале учебного года – это согласование позиций,
  • в феврале – планирование нагрузки на новый учебный год, подведение некоторых итогов профессионализма педагога (индикаторы – успешность участия учеников в олимпиадах, конкурсах и применение информационно-коммуникативных форм работы на уроке).

Работа каждого МО учителей предметников подчинена общей системе, руководят МО опытные учителя высшей категории, с большим стажем работы. Стараясь идти в ногу со временем, живя в информационном обществе, в гимназии формируется локальная сеть. Методические объединения истории, русского языка, математики, естественного цикла имеют компьютеры в составе УМК, в одном из компьютеров медиатеки гимназии созданы электронные папки МО. Работа с электронными папками МО – это сотрудничество руководителей всех МО и всех педагогов гимназии; это доверие и взаимопомощь, это обмен опытом и обучение.

Большое внимание уделяется обобщению опыта работы в течении учебного года по методической теме, которая выбирается педагогом в рамках методической темы гимназии, темы опытно-экспериментальной работы ОУ и соответствует интересам учителя и новым веяниям времени.

Материалы учителей по работе над методической темой собираются в методический информационный сборник в электронной папке, лучшие отправляются учителями на всероссийский конкурс “Открытый урок” или в другие издания.

Всю работу методических объединений координирует Методический Совет, в постоянный состав которого входит директор, завучи и руководители МО. У МС есть положение, план работы на год. Заседания МС проходят каждую четверть, а при необходимости чаще. Функции МС:

  • Реализует задачи методической работы, поставленные программой развития и скорректированные на конкретный учебный год
  • Направляет работу МО учителей-предметников
  • Готовит и проводит внутришкольные семинары
  • Анализирует качество обученности учащихся, определяет пути коррекции
  • Участвует в деятельности педагогического коллектива по повышению квалификации и аттестации педагогических кадров
  • Содействует подготовке учителей к участию в конкурсах педагогического мастерства.

Таким образом, мы рассмотрели на некоторых примерах из методической работы компонент “сотрудничество” как одну из составляющих профессиональной среды учителя.

Следующий этап маршрута профессиональной развивающей среды учителя – “обучение”, которое возможно через: АППО, НМЦ, внутрифирменное обучение, научно-практические семинары, региональные центры оценки качества, университеты и институты.

Рассмотрим два пункта этой части: внутрифирменное обучение и научно-практические семинары.

– Научно-практические семинары.

Учителя гимназии являются активными участниками многих районных и городских семинаров. Семинары которые проходят на базе гимназии требуют большой подготовки и взаимопонимания всего коллектива, это не только ответственность, но и огромная обучающая работа. Разрабатывая программу семинара, отбирая материал педагогический коллектив обобщает материал накопленный в ОУ и изучает новые подходы к интересующим темам. Но особенно хочется отметить значимость, ставшего традиционным (более 3-х лет) городского трехдневного весеннего семинара ассоциации гимназий Санкт-Петербурга. Так как участвуют в его проведении несколько гимназий города, то у наших педагогов есть прекрасная возможность на весенних каникулах познакомиться с разными направлениями в работе ОУ СПб. После завершения семинара у нас обязательно проходит “круглый стол” обмен информацией и мнениями о работе в других ОУ. Это незаменимый вклад ассоциации гимназий Санкт-Петербурга в развитии профессиональной среды учителя, его “обучения”.

Внутрифирменное обучение.

В гимназии функционируют два современных кабинета информатики, мультимедийный кабинет, есть компьютеры в библиотеке и в некоторых кабинетах МО (истории, русского языка, математики, естественного цикла), в кабинете физики работает мультивизор, есть передвижной компьютерный класс, интерактивные доски. Многие учителя закончили курсы пользователей ПК, но некоторые хотят усовершенствовать свои знания или просто научиться тому, что умеют коллеги. Пропускная способность городских курсов по информационным технологиям невелика, время предлагаемое для обучения педагогов неудобно, ездить далеко. Поэтому два года назад по инициативе заместителя директора по информатизации гимназии №63 Вострикова В.Г. и под его руководством в гимназии стали

проходить обучающие семинары. Первый “Средства компьютерной диагностики и создание обучающих презентаций”, где в течение всего года обучение по данной программе прошли все МО. Педагоги познакомились с работой в среде генератора компьютерных тестов и попробовали реализовать полученные знания на практике; во-вторых, освоили приемы работы в среде Power Point и создали презентации к конкретным урокам. У нового проекта есть свои преимущества: материал подбирается необходимый для соответствующей образовательной области, удобное для большинства время, в стенах родной гимназии, на той технике которую сами мы и будем использовать или уже используем для уроков. За последних два года гимназия получила новый передвижной мультимедийный комплекс с ноутбуками и несколько интерактивных досок. В прошлом учебном году прошли обучающее занятия по теме “Возможности использования интерактивной доски на уроках математики, русского языка…” и “Передвижной мультимедийный комплекс: комплектация, условия его использования, возможности”. В перспективе в гимназии запланирован еще ряд обучающих семинаров по другим темам.

Третий этап маршрута профессиональной развивающей среды учителя “поле достижений”: поле возможностей, открытые уроки, публичное представление опыта на разных уровнях, публикации, участие в конкурсах.

Что может предоставить гимназия для реализации направления методической работы “Поле возможностей”? Например, в разделе “Повышение профессиональной компетентности учителя”, можно отметить работу по систематизации своих достижений учителями-предметниками. Систематизация проходит при заполнении учителями гимназии “Карточек учета”. Пять лет назад каждому учителю-предметнику было предложено заполнить “ Карточку учета педагогического движения и повышения педагогического мастерства”, состоящую из пунктов:

  • Последний год аттестации, квалификация
  • Методическая тема
  • Курсы повышения квалификации
  • Обобщение и представление опыта работы (участие в семинарах, открытые уроки и т.д.)
  • Достижения учеников, подтверждающие профессионализм учителя и т.д.

Эта работа продолжается и по сегодняшний день. Карточки хранятся в папке у завуча, регулярно выдаются на заседания МО учителей-предметников для заполнения. Потребности времени привели к изменению работы с данным материалом, теперь заполнение карточек проходит на компьютере, а хранятся они в электронной папке каждого МО. Сегодня многие учителя используют данные из этих карточек для создания своего портфолио при аттестации.

Методическая работа в гимназии невозможна без “Дней методического мастерства”, которые традиционно проходят два раза в год, в первом и во втором полугодиях. Учителя гимназии показывают свои профессиональные достижения в проведении открытых уроков. Открытый урок – это урок XXI века, т.е. для гимназии– это неординарное событие в жизни учителя и методического объединения.

Особенности подготовки и проведения “Дня методического мастерства”

– на стенде в учительской за две недели до методического дня вывешивается специальный информационный лист
– на листе “Дня методического мастерства” сообщается: какие учителя и в каких классах будут давать уроки, тема урока, особенности или форма проведения урока, также на этот лист (в специальную графу) записываются все желающие посетить данный урок
– 5-7 учителей дают открытые уроки на любом, по их желанию классе, весь педагогический коллектив распределяется на посещение этих уроков
– задача МО– помочь учителю в подготовке урока
– проводится одновременно заявленными учителями на одном из уроков в течение недели
– во время урока присутствующие учителя заполняют специальные листы с разными вариантами анализа урока, тем самым, повышая свою методическую грамотность.
– после проведения открытых уроков учителя сдают завучу конспект и самоанализ открытого урока
– в конце учебного дня – “круглый стол” обсуждение открытых уроков.

Как реализовать потенциал учителю? Это предоставление возможности каждому педагогу гимназии принять активное участие в реализации подпрограммы “Современный учитель”. Данная подпрограмма является одним из основных проектов программы развития гимназии ее цель: “построить систему методического сопровождения учителя, ориентированного на профессиональный рост, поиск эффективных способов педагогического взаимодействия, расширение педагогического кругозора”.

Для определения результативности методической работы в школе можно использовать показатели оценки качества управленческой деятельности :

  1. Наличие устойчивой структуры методических объединений.
  2. Наличие системы материального стимулирования методической деятельности учителя.
  3. Наличие системы морального стимулирования (признания) методических достижений учителя.
  4. Массовость участия педагогов в методической работе и “внутрифирменном обучении”.
  5. Количество и регулярность мероприятий методического характера в течение учебного года.
  6. Открытость методической системы ОУ (проведение семинаров, “открытых уроков” и т.п. для педагогов района и города).
  7. Динамика повышения квалификации педагогов (присвоение категорий) за год.
  8. Эффективность “наставничества” и работы с молодыми специалистами.
  9. Согласованность содержания методической работы с темой ОЭР и целями Программы развития ОУ.
  10. Наличие системы внутришкольного мониторинга качества образовательного процесса в ОУ.
  11. Корреляция результатов методической работы с результатами ЕГЭ.
  12. Применение педагогами инновационных (по отношению к ранее использовавшимся) педагогических технологий в результате “внутрифирменного обучения” и методической работы.
  13. Широкое применение ИКТ для организации методической работы и “внутрифирменного обучения”

Мной отмечены только некоторые особенности методической работы гимназии, направленные на повышение профессиональной компетентности учителя. Рассмотрена возможная схема “профессиональной развивающей среды учителя”, используя которую учитель может разработать свой образовательный маршрут и стать не просто учителем “Нашей новой школы”, а “Человеком XXI века”.